Если ребенок отстает в развитии верещагина читать

Если ребенок отстает в развитии верещагина читать thumbnail

1. Особенности недоношенного ребенка

  • Йорг Райхерт, Марио Рюдигер «Психологическая и социально – медицинская помощь родителям недоношенных детей» Москва, Медицинская литература, 2015
  • Марио Рюдигер «Подготовка к выписке из стационара и организация амбулаторной помощи недоношенным детям» Москва, Медицинская литература, 2015
  • Ола Дидрик Заугстад «Недоношенный ребёнок. Если ребенок родился раньше срока»/ под редакцией проф. Байбариной; перевод А.П. Соколова – Москва, ГЭОТАР- Медиа, 2012:  https://neonatology-nmo.geotar.ru/patrns/images/block.pdf

2. Развитие детей от 0 до 3-х лет

  • Торгалов А.В. «Язык грудничка: родительско – малышовый словарь», Москва, Эксмо, 2011
  • Разенкова Ю.А., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Теплюк С.Н. «Лепим, рисуем, творим…:
  • Игры с детьми младенческого возраста» Москва, Школьная пресса, 2008
  • Малюкова И.Б. «Массаж и самомассаж (Театр исцеляющих прикосновений)» Москва, Издательство Гном, 2013
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры»Москва, Астрель, 2004
  • Новиковская О.А. «Игры и упражнения для развития речи. Ничего никому не скажу!: маленькие подсказки для родителе», Москва, АСТ, СПб, Владимир, 2008
  • Полякова «Как правильно учить ребёнка говорить», Москва, Кэпитал Трейд Компани, 2011
  • Нищева Н.М. «Если ребенок плохо говорит», СПб, Детство – пресс, 2012
  • Веселова А.Н. «Проблемы развития речи у детей» СПб, НПК «Омега», 2011
  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить!» Москва, Теревинф, 2014
  • Елена Янушко «Игры с аутичным ребёнком Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия», Москва, Теревинф, 2014
  • Смирнова Е.О. «Лучшие Развивающие игры» Москва, Эксмо, 2010
  • «Диагностика психического развития детей от рождения до 3х лет»Москва, МГППУ, 2003
  • «Ваш ребенок от 0 до 3» Книга для молодых родителей» Ростов на Дону, «Феникс», 2014
  • Стребелева Е.А., Мишина Г.А. «Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии», Москва, Парадигма, 2010
  • Кондратьева С.Ю. «Если у ребенка задержка психического развития», СПб, Детство – пресс, 2011
  • Верещагина Н.В. «Если ребенок отстаёт в развитииии…»СПб, Детство – пресс, 2012
  • Кислинская Татьяна «Как восстановить и сохранить зрение у ребёнка», СПб, Питер, 2011
  • Вайлет Оклендер «Окна в мир ребёнка», Москва, Класс, 2015
  • Дональд В. Винникот «Ребёнок, семья и внешний мир», Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2015
  • Дональд Вудс Винникот «Маленькие дети и их матери» Москва, Независимая фирма «Класс», 2013

3. Литература в помощь семье, когда малыш умер

  • Ирина Сёмина «Ты не одна девочка» Санкт – Петербург, Речь, 2015
  • Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце, жизнь без страха смерти»Москва, Издательство «Э», 2015
  • Станислав Гроф «Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти»Москва, Ганга, 2015
  • Нодар Сарджвеладзе, Зураб Беберашвили, Дареджан Джавахишвили «Травма и психологическая помощь», Москва, Смысл, 2007
  • Никольская И.М. «Кризисная Психологическая помощь в совладании с переживанием утраты близкого», Санкт – Петербург – Москва, Речь, 2016
  • Никольская И.М. «Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков» Санкт – Петербург, Речь, 2014
  • Морис Поро «Замещающий ребёнок», Москва «Когито – Центр, 2016

 4. Книги по укреплению семейных отношений

  • Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков» Москва, Психотерапия, 2009
  • Анатолий Некрасов «Материнская любовь» Москва, 2012
  • Татьяна Зинкевич – Евстигнеева, Дмитрий Фролов «Как женщине понять мужчину, или Мужественные всегда побеждают»», Санкт – Петербург, Речь, 2016
  • Мария Метлицкая «о детях, мужьях и не только. Советы мудрой свекрови», Москва, Эксмо, 2015

5. Книги по работе над собой

  • Татьяна Зинкевич – Евстигнеева, Дмитрий Фролов «Жизнь любит тех, кто любит её, или как научиться мыслить красиво», Санкт – Петербург, Речь, 2016
  • Наталья Покатилова «Рожденная женщиной», «Рождённая желать», Москва, АСТ, 2015

6. Литература для беременных

  • Филиппова Г.Г, Печникова Е.Ю., Захарова Е.И. «Беременность. Консультации акушера – гинеколога, психолога», Москва, Эксмо, 2008
  • Добряков И.В., Малярская М.М. «Как родить счастливого ребенка?» Санкт- Петербург, Речь, 2008
  • Мишель Оден «Роды и эволюция HOMO SAPIENS», Москва, Издательство Назаровых, 2016

А также:

  • Гленн Доман «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга»
  • Журнал «Неонатология» https://neonatology-nmo.geotar.ru
  • Список лучших книг по недоношенности на английском языке: https://www.verywell.com/best-childrens-books-about-prematurity-3896281

Елена Сергеевна Масленникова,

перинатальный семейный психолог,

ведущий специалист по раннему развитию детей,

эксперт фонда «Право на чудо».

Источник

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие ребенок отстает в развитииили отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелыхребенок отстает в развитии форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:

  • заболевания органического характера;
  • психосоматические отклонения.ребенок отстает в развитии

Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи, ребенок отстает в развитиикогда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:

  • неправильныйребенок отстает в развитии педагогический подход к ребенку;
  • умственная отсталость;
  • задержка психических реакций.

Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остаетсяребенок отстает в развитии без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно ребенок отстает в развитииопекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения ребенок отстает в развитииработы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).

  • Травмы при рожденииребенок отстает в развитии

Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может ребенок отстает в развитиибыть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.

  1. После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
  2. После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
  3. Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
  4. Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
  5. От 3 месяцевребенок отстает в развитии обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  6. В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
  7. В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
  8. У дошкольника нет четкой, правильной речи.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, ребенок отстает в развитиикоторая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,ребенок отстает в развитии поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Класс коррекции ребенок отстает в развитиипомогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Источник

Серия: «Советы специалистов родителям. Коротко и доступно»

В книге содержатся советы специалиста родителям детей раннего возраста, имеющих отставание в развитии. Специалист рассказывает о причинах отставания ребенка в развитии, мешающих нормальному развитию факторах, возможных вариантах отставания, видах медицинского обследования и центрах помощи таким детям. Книга предназначенадля родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.

Издательство: «Детство-Пресс» (2012)

Формат: 60×90/16, 64 стр.

ISBN: 978-5-89814-772-3

Купить за 65 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Н. В. ВерещагинаЕсли ребенок отстает в развитии…В книге содержатся советы специалиста родителям детей раннего возраста, имеющих отставание в развитии. Специалист рассказывает о причинах отставания ребенка в развитии, мешающих нормальному развитию… — @Детство-Пресс, @(формат: 60×90/16, 64 стр.) @Закат и падение Римской Империи. В семи томах @ @ Подробнее…201293бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • ГРУДНОЙ РЕБЕНОК — ГРУДНОЙ РЕБЕНОК. Общая характеристика особенностей грудного возраста. Грудной возраст в современной педиатрии играет особо важную роль. Мощное развитие знаний о грудном ребенке заставило даже некоторых авторов говорить о выделении… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. λόγος учение, наука) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов… …   Википедия

    • Жукова, Надежда Сергеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жукова. Надежда Сергеевна Жукова Страна …   Википедия

    • ПИТАНИЕ — ПИТАНИЕ. Содержание: I. Питание как соц. гигиеничес ая проблема. Про яема П. в свете исторического разв и тин человеческого общества ……. . . 38 Проблема П. в капиталистическом обществе 42 Производство продуктов П. в царской России и в СССР …   Большая медицинская энциклопедия

    • РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р………………… 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. …………….. 152 IV. Ведение Р……………… 169 V …   Большая медицинская энциклопедия

    • ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА — ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА. Содержание: I. Эмбриология, анатомия и гистология … 16 II. Биохимия………………. 22 III. Патологическая анатомия ……… 2 2 IV. Патологическая физиология……… 28 V. Функциональная диагностика…….. 30 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Алкоголь и женщины — Есть данные, что продолжительность жизни женщин алкоголиков на 10%, а мужчин алкоголиков на 15% меньше, чем непьющих. Но не только в этом вред алкоголя. У женщин одним из характерных последствий алкоголизма является неспособность вскармливать… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    • КИШЕЧНИК — КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Недоно́шенные де́ти — дети, родившиеся в сроки от 28 до 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2500 г, длину 45 см и менее. В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности: I степень недоношенные, родившиеся с массой… …   Медицинская энциклопедия

    • ВРИЗБЕРГА УЗЕЛ — ВРИЗБЕРГА УЗЕЛ, относится к plexus car diacus superficialis, расположенному на поверхности сердца, между аортой и легочной артерией, и образованному п. vagus и п. sympathicus. Из этого узла волокна пронизывают толщу сердечной мышцы, а также идут… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Синдром плохого питания. — Термин относится к детям, не получающим достаточного питания для нормального роста. Распространенный способ выяснить, отстает ли ребенок в физическом развитии, – использовать процентильные графики, на которых следует сравнить вес, окружность… …   Словарь-справочник по социальной работе

    Источник