Если ребенок отстает в развитии дают ли инвалидность
Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.
ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.
Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.
Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.
При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.
Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:
- Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
- Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
- Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
- Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
- Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.
Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.
В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:
- 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
- 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
- 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.
Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР
Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.
Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:
- Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
- Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
- На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
- Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
- Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
- Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
- Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
- Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
- После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.
- При прохождении комиссии вам понадобятся, кроме уже озвученных документов, СНИЛС родителей и сведения о прописке ребенка. Врачи изучают собранные ранее медицинские формуляры и справки, осматривают ребенка и выносят решение о назначении инвалидности. Кроме того, родителям выдается «План реабилитации» в соответствии с которым предоставляется возможность воспользоваться услугами необходимых докторов.
- Делаете специальную карту в банке, берете выписку с уточнением, что счет необходим для получения пенсии и льгот, так как если при ЗПР положена 1 группа инвалидности, то кроме пенсионных выплат, вы так же сможете оформиться по уходу за ребенком и получать дополнительное пособие. Для этого необходимо дополнительно посетить Центр занятости населения.
- Затем посещаете со всем пакетом бумаг пенсионный фонд. Там проходите процедуру назначения пенсии и специальных пособий, дающих выгоду. Это право льготного проезда, поездки в санатории, получение лекарств. Получаете пенсионное удостоверение.
- Посещаете МФЦ для того, чтобы заказать Детскую карту.
- Еще раз посещаете ПФ, чтобы забрать справку, дающую право на получение льгот.
Начисление пенсии начнется примерно через 2 месяца, после того, как все бумаги будут поданы.
При диагнозе ЗПР у ребенка инвалидность положена, но дают ли ее, зависит от тяжести проявления заболевания. Кроме того, периодически необходимо подтверждать право на получение пенсии. При этом диагнозе инвалидность могут снять, если коррекционная работа даст ощутимые результаты.
Особенности оформления в разных регионах
В любом регионе Российской федерации порядок подачи документов на установление инвалидности для детей с задержкой речевого развития одинаковый. Однако, если ребенок уже пошел учиться в детский сад или школу, то для прохождения МСЭК ему потребуется характеристика из места обучения.
Сложности возникают при переезде. Если по каким-то причинам вы проходите МСЭК не в одном городе с образовательным учреждением, придется съездить за характеристикой лично или сделать запрос.
При первом варианте родители могут получить необходимый документ самостоятельно, при втором – запрос отправляет лечащий врач (быстрее – первый).
Без подобной характеристики с места обучения комиссия не примет ребенка. Обследование и установление возможной инвалидности перенесется как минимум на год.
Список использованной литературы
- Speech Sound Disorders in Children: An Articulatory Phonology Perspective. Namasivayam AK, Coleman D, O’Dwyer A, van Lieshout P. Front Psychol. 2020 Jan 28;10:1998. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02998.
- Сабуров В. В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 23 с.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Демчева Н.К., Макушкин Е.В. Проблемы инвалидности детей с психическими расстройствами // Материалы Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии «Психическое здоровье детей страны — будущее здоровье нации». Ярославль, 2016. С. 128-130.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Подскажите пожалуйста, когда ставят инвалидность по задержке (расстройству) развития (речи в том числе)? Если интеллект сохранный, возможно ли еще все исправить или инвалидность подразумевает какие-то глубокие/необратимые проблемы?
21.09.2008 13:13:00, Do-re-mi
16 комментариев
ЗРР это не та проблема, по которой ребенку дадут инвалидность. Да этот диагноз, на мой взгляд, в большинстве случаев с потолка ставят да перестраховываются (имею в виду дома ребенка).
ЗРР просто требует работы родителей и с ребенком.
22.09.2008 16:07:00, Юляшина_мама
Написано же: по задержке (расстройству) развития (речи в том числе)?
Не только с речью проблемы.
22.09.2008 20:41:28, Марина (.)
Инвалидность детям ставится не по диагнозу, а по ограничению жизнедеятельности.
***
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
***
Если комиссия (экспертиза)посчитает, что ребенок из-за конкретных проблем со здоровьем не может полноценно жить — то инвалидность дадут. Я так думаю, что в Вашем конкретном случае будут смотреть возраст ребенка. Одно дело неговорящий ребенок в 3-4 года, другое — в 6-7 лет.
22.09.2008 14:53:21, Илона (Иж)
Почитайте, в «Других детях» была похожая тема.
22.09.2008 09:57:11, olga19
Вы бы написали поподробнее, а то так непонятно.
Инвалидность по речи ставят очень редко, это должна быть подтвержденная электрокорковой аудиограммой сенсорная алалия, например. Никакого «расстройства развития речи» в принципе нет. Есть четкая классификация, в ней все диагнозы обозначены цифрами.
Напишите четкую формулировку, я вам переведу, и прогнозы скажу.
Сколько ребенку? Как общается, что может сказать?
21.09.2008 22:05:07, mama sasha
И прогнозы скажете??? Ну вы же не врач. Да и врач не станет давать прогнозы незнакомому ребенку по интернету.
Автору темы именно с лечащим врачом ребенка нужно общаться и все вопросы ей задать.
22.09.2008 02:03:12, Марина (.)
Я имела в виду прогнозы по диагнозу. общие прогнозы, чего можно ожидать. Только и всего.
23.09.2008 00:33:54, mama sasha
Марина, я думаю, как раз в данном случае говорить с лечащим врачом абсолютно бессмысленно. Ребёнку уже написали в карте какую-то чушь несуществующую и на её основе даже умудрились инвалидность пробить. Чисто финансовый (в смысле улучшения финансирования учреждения) подход, по-моему.
Сдаётся мне, что, когда на комиссию по подтверждению инвалидности придёт мама с таким вот диагнозом у ребёнка, эта самая комиссия просто ржать будет в голос над такой формулировкой и инвалидность не подтвердят с первого же раза.
22.09.2008 07:20:13, Северная Кся
У вас какая-то еще информация есть об этом случае? Комиссия же и ставила эту инвалидность. Вряд ли из-за ЗРР. Разбираться надо.
Задержка не только речи, но и развития. Может быть там в росте и в моторном развитии, мы же не знаем.
22.09.2008 07:32:02, Марина (.)
Ниже автор этой темы спрашивала про диагноз «расстройство развития личности», а также «расстройство развития речи и языка» — дословно не помню, но очень похоже. Поскольку таких диагнозов в медицине не существует, насколько мне (хоть и не врачу) известно, я сделала вывод о компетентности как врачей, так и тамошней комиссии. А комиссия, если ребёнок уйдёт в семью, будет уже другая, скорее всего.
22.09.2008 09:42:11, Северная Кся
Степе моему на последней медкомиссии чиста из жалости на год продлили. Видят, что занятия нужны, а бесплатно в реаб. центре только с инвалидностью принимают.
Уж на следующий год точно снимут, двигательные нарушения уже незначительные, а вот на вопросы невролога и педиатра он на комиссии слабо отвечал. Но вроде сейчас с первым классом справляется.
21.09.2008 17:21:25, Марина (.)
Мой на вопросы комиссии вообще ничего бы не ответил. Он очень теряется, когда незнакомые люди его о чем-то спрашивают. Впадает в полнейший ступор. И слово из него клещами не вытащишь…
21.09.2008 18:34:00, Anlaug
Бумажка о инвалидности не означает, что болезнь не излечима. Инвалидность не подразумевает НЕОБРАТИМЫЕ проблемы (конечно, если это не отсутствие конечностей), но что они глубокие, то скорее всего — да. Просто на данный момент у вас существуют большие проблемы со здоровьем, но чтобы теперь опускать руки — нет.
Я хочу сказать, что инвалидность и невозможность вылечится не следует одно из другого. Вылечитесь, снимут инвалидность. Удачи вам.
21.09.2008 13:53:49, Lussi01
Спасибо всем! Комиссию ребенок прошел в очередной раз в 3.2, инвалидность не сняли. Первоначально была сильная задержка развития всего, чего возможно — психики, моторики, речи. Причем формулировки мне зачитывались именно в таком виде, в каком я написала раньше. В ДР мне сказали, что если идет задержка развития, то ставят инвалидность. Алалии нет, т.к. говорить пытается, в последнее время все больше, даже предложениями начал, просто малопонятно для окружающих, но задержка умственного развития есть.
22.09.2008 23:55:11, Do-re-mi
Пытается говорить, даже предложениями, это очень хорошо. Малопонятно — может быть моторная алалия, либо дизартрия. Оба варианта корректируются. При речевых нарушениях всегда идет вторичная задержка психического развития, но если хорошо заниматься с логопедом и дома, возможно наверстать и исправить.
23.09.2008 00:40:28, mama sasha
Спасибо большое!
24.09.2008 01:26:08, Do-re-mi
Источник
ЗПРР. РОП ЦНС. ОНР.
Год назад этот вопрос для меня был животрепещущий и наверняка есть мамы и папы, которых интересуют ответы на вопросы, которые гложили и меня. Вокруг было много «говорят» «вроде бы» «наверное». Поэтому сейчас хочу поделиться своим опытом, своими чувствами. Возможно, кому-то будет полезно, интересно, развеет мифы и сомнения, даст ответы на вопросы.
История о том, как оформили ребёнку инвалидность по причине задержки речи.
Мое мнение о том, нужен ли моему сыну статус «ребёнок-инвалид» менялось — было чувство обреченности (неужели мой ребёнок не такой как все), было отрицание (и без этого справимся, зачем ему это «клеймо»), были сомнения (может, это нам поможет). И спустя некоторое время, как нам рекомендовали оформить инвалидность, мы это сделали. Последним решающим фактором явилось то, что сына не взял на занятия логопед в детском саду. Мол, загруженность большая, всех желающих взять не могу, но детей с инвалидностью беру. Тогда я почувствовала, что у меня нет ключика, который открыл бы дверь возможностей к выздоровлению ребёнка. Этот ключик — «розовая справочка».
Перечислю другие моменты, которые дают возможность снять диагноз ЗПРР:
1. Есть возможность пройти реабилитацию в суваг Нерюнгри, и в Якутске должен открыться реабилитационный центр для детей-инвалидов.
2. Денежное обеспечение (пенсия, едв, выплата ухаживающему) и льготы (скидка на ЖКУ, на оплату за детсад, на авиабилеты, льготы родителям, предусмотренные ТК и др.)
Честно скажу, больше из за реабилитационных центров оформили, так как все специалисты, у которых мы были сказали, что возможность помочь ребёнку есть и ей надо пользоваться. И финансовая составляющая очень важна, так как занятия с логопедом не разовые, а постоянные, и обходится это минимум в 10 т. ежемесячно.
А так же хочу развеять миф о том, что ребёнка ставят на учёт психиатра и неизвестно чем это ему аукнется в будущем (при поступлении на учебу, работу, при получении водительского удостоверения и пр.) Нет, если у ребёнка нет диагноза по этой части (G) В нашем случае неврологический диагноз (F) РОП ЦНС, ОНР 2 уровня.
Миф о бессрочности этого статуса. 1 год — вот срок для всех. Ежегодно нужно проходить комиссию и инвалидность либо снимается либо продлевается ещё на один год.
Боязнь того, что все будут тыкать пальцем и говорить «инвалид». Да просто не говорите об этом и всё. Мы даже близким родственникам не сказали, ни друзьям, ни соседкам во дворе, а зачем? Это касается исключительно нашего ребёнка, нашей семьи и госорганов.
Вообще, получение инвалидности носит заявительный характер. То есть исходит от желания человека (в случае с детьми — от родителей), никто не может силой заставить оформить инвалидность. Даже если у человека нет ног, рук, инвалидность он получает только по своему желанию. Это волевое решение, а не действия из под палки. Поэтому постыдного, унизительного, неудобного в этом нет. Но эти мысли у нас были, может даже и остались, но мы учимся мыслить иначе✌????И когда вливаешься в процесс, изучаешь какие возможности даёт инвалидность, начинаешь относится к этому абсолютно по-другому, нежели когда слышишь впервые слово «инвалидность» по отношению к своему ребёнку.
Если кому интересно, то могу рассказать о том, какова процедура оформления инвалидности и ответить на вопросы.
Источник
Выявление у ребенка серьезного заболевания всегда становится тяжелым ударом для родителей. В таком случае оформление инвалидности кажется очень сложной задачей, однако знание тонкостей прохождения процедуры позволит сэкономить немало времени и нервов.
Стоит ли оформлять ребенку инвалидность: плюсы и минусы
Многие родители не торопятся оформить инвалидность ребенку и задумываются о том, не станет ли справка МСЭ причиной дискриминации для их малыша в будущем. Но нужно учесть, что детям инвалидность устанавливается не дольше, чем до 18 лет, поэтому к моменту достижения взрослого возраста можно пересмотреть вопрос о получении данного статуса.
Оформление инвалидности обеспечит семью социальными льготами и выплатами:
- Пенсия по инвалидности – в 2020 году она равна 12082 рублям, а в ряде регионов (спб) увеличена благодаря местным мерам поддержки;
- Получение бесплатных лекарств по основному заболеванию, в том числе инсулин при сахарном диабете;
- Получение бесплатных санаторно-курортных путевок для лечения основного заболевания, что особенно актуально для детей с ДЦП;
- Квоты на сложные операции, которые подчас жизненно необходимы для малыша, например, при тяжелых врожденных пороках сердца;
- Льготный проезд в транспорте;
- Первоочередное зачисление в вуз;
- Скидки на оплату ком.услуг;
- Увеличенный налоговый вычет для родителей ребенка (сумма, которая не облагается подоходным налогом при расчете заработной платы);
- Добавочные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, оплачиваемые работодателем, в количестве 4 каждый месяц;
- Возможность получения пособия в сумме 5500 рублей, если один из родителей не работает, чтобы заботиться о ребенке;
- Досрочный выход на пенсию для одного из родителей, воспитавших ребенка-инвалида до возраста 8 лет.
Большинство льгот распространяются также на опекунов и усыновителей. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида предусмотрено единовременное денежное пособие в размере 124929 рублей.
Оформление инвалидности ребенку (инструкция)
Порядок присвоения статуса инвалида одинаков в разных регионах страны, поскольку четко регламентируется. У детей и взрослых он практически не различается.
Оформление инвалидности регламентируется нормативными актами:
- Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
- Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Признание человека инвалидом происходит после всестороннего обследования в рамках медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Законодательство предусматривает четкий перечень условий для присвоения инвалидности:
- Нарушение здоровья с устойчивым расстройством различных функций, появившееся из-за болезни, врожденного дефекта или травматизации;
- Потеря в той или иной мере способности к самообслуживанию, передвижению, ориентированию в пространстве, общению, контролю за своим поведением, обучению или труду;
- Потребность в реабилитации и прочих мерах социальной помощи.
При установлении инвалидности есть много тонкостей. Например, из перечисленных требований должны быть соблюдены как минимум два, иначе результат комиссии будет отрицательным. Насколько в итоге состояние здоровья соответствует необходимым критериям, решает комиссия МСЭ.
Порядок оформления инвалидности
Врач, который диагностировал основное заболевание ребенка, обычно сам предлагает оформить инвалидность и выдает направление на МСЭ. Это может быть педиатр или любой другой специалист, к примеру, сурдолог при тугоухости или невролог при эпилепсии.
При болезнях, связанных с нарушением психики или умственного развития, направление на МСЭ выдает психиатр.
Это касается детей:
- С умственной отсталостью;
- Синдромом Дауна;
- Аутизмом.
Бывает и так, что родители сами хотят попробовать оформить инвалидность, но доктор отказывает в выдаче направления. Тогда можно обратиться за его получением к руководству медучреждения, а в крайнем случае — в ОСЗН, ведь по закону гражданин вправе сам инициировать процедуру оформления инвалидности.
Далее следует:
- Прохождение комплексного обследования;
- Сдача анализов;
- Посещение специалистов, каждый из которых напишет свое заключение о состоянии здоровья маленького пациента. Обязательно нужно посетить:
- Хирурга;
- Невролога;
- Окулиста;
- ЛОР-врача.
В зависимости от диагноза может потребоваться заключение ортопеда, сурдолога, онколога или другого врача узкого профиля, у которого ребенок стоит на учете. Полный список врачей напишет доктор, направивший на МСЭ.
К обязательным обследованиям относятся общий анализ крови и мочи. Также ребенка могут направить на дополнительные обследования, например, ДНК-диагностику при подозрении на муковисцидоз. Это необходимо, чтобы получить полное представление о здоровье малыша и назначить оптимальное лечение и реабилитацию.
Прохождение врачебной комиссии обычно оказывается долгим и трудным, и тут необходимо учесть несколько важных моментов:
- Все результаты обследований и врачебных осмотров действительны в течение строго определенных сроков, эти тонкости лучше заранее уточнить в местном бюро МСЭ;
- Никаких дополнительных направлений для записи к узким специалистам не требуется, поскольку само направление на МСЭ дает право на первоочередную запись.
По опыту многих родителей оптимальным является следующий алгоритм действий:
- Получение направления на МСЭ;
- Запись к врачам, их заключения обычно действительны довольно долго — от 1 до 3 месяцев. Обязательно учесть отпускной период, чтобы успех прохождения комиссии не зависел от подписи отсутствующего специалиста;
- Посещение врачей-специалистов и прохождение всех дополнительных обследований, назначенных ими;
- Сдача анализов крови и мочи. Это стоит делать в последнюю очередь, так как их результаты действительны всего 10-14 дней;
- Заключительное посещение педиатра или доктора, выдавшего направление на МСЭ, для заполнения всех бумаг;
- Подпись документов главврачом медучреждения.
Получив в поликлинике полный набор документов для оформления инвалидности, можно отправляться в бюро медико-социальной экспертизы. При подаче документов присутствие малыша не обязательно, ведь саму комиссию перенесут на другой день.
В бюро МСЭ понадобятся следующие документы для оформления инвалидности:
- Направление на МСЭ и эпикриз, заполненные врачом поликлиники;
- Документы, удостоверяющие личность ребенка и законного представителя, а также их копии;
- Амбулаторная карта;
- Характеристика из школы или детского садика при условии, что малыш ходит в образовательное учреждение;
- Диагностические заключения, имеющие отношение к диагнозу;
- Заявление на проведение экспертизы (оно заполняется в бюро МСЭ при подаче документов);
- При переоформлении инвалидности потребуется еще предыдущая розовая справка МСЭ и индивидуальная программа реабилитации.
Далее назначается дата посещения медико-социальной экспертизы, куда нужно будет прийти вместе с ребенком. Время от подачи документов до прохождения комиссии составляет не более 1 месяца.
При наличии справки о том, что больной не может прибыть ввиду тяжелого состояния или пребывания в стационаре, бюро организовывает выездную экспертизу.
Особенности оформления инвалидности ребенку с определенным заболеванием
Детям с бронхиальной астмой инвалидность устанавливается при тяжелом клиническом течении. Это сложные формы астмы, когда обычная терапия гормональными препаратами неэффективна или помогает только в очень высоких дозах, которые невозможно снизить.
Такое состояние усугубляется развитием грибковых осложнений от постоянного гормонального лечения, что является дополнительным критерием ограничения жизнедеятельности ребенка.
При атопическом дерматите инвалидность получить очень сложно. Комиссия МСЭ дает положительный ответ лишь в особо тяжелых случаях при присоединении других аутоиммунных заболеваний или обездвиженности конечностей из-за поражения кожи.
Оформить инвалидность с диагнозом расщелина губы и неба до недавнего времени было почти невозможно.
Критерии, применяемые экспертизой МСЭ, говорили о том, что эти челюстно-лицевые дефекты отнимают у ребенка не более 30% нормальных функций, что недостаточно для установления инвалидности. Однако широкий общественный резонанс, поднятый родителями таких малышей, заставил сдвинуться бюрократическую машину.
Теперь детям с расщелиной неба присваивают статус инвалида, а значит они могут получать льготы на высокотехнологичные пластические операции и дорогостоящую ортодонтическую коррекцию.
Аутизм и расстройства аутического спектра далеко не всегда становятся поводом для инвалидности. Все зависит от ограничения способности ребенка-аутиста к общению, самообслуживанию и учебе. Чаще всего решение принимается коллегиально, и ведущую роль играет психиатр.
При нарушении речи и задержке психического развития (ЗПР) получить инвалидность непросто. Легкие формы умственной отсталости тоже не являются веской причиной.
Даже при моторной алалии, когда у ребенка полностью отсутствует речь, инвалидность устанавливают только в ситуации, если нарушение речи признано стойким и не поддающимся исправлению различными методами лечения.
При попытке получить инвалидность по зрению и слуху результат зависит от выраженности нарушения функции, кроме того нужно подтвердить, что недуг мешает ребенку полноценно общаться или обучаться.
По закону даже отсутствие глаза или тотальная глухота на одном ухе не служат поводом для инвалидности, если парный орган здоров либо изменен не сильно. В случае положительного ответа МСЭ родителям нужно быть готовыми к тому, что переосвидетельствование придется проходить каждый год.
Установление инвалидности
Те, кто не сталкивался ранее с прохождением экспертизы МСЭ, порой не совсем точно понимают ее смысл. Ведь помимо получения типовых социальных льгот, процедура установления инвалидности имеет и другие цели.
В бюро МСЭ могут поинтересоваться:
- Финансовым и жилищным положением;
- Составом семьи больного ребенка.
Это делается для того, чтобы сделать максимально доступной для него необходимую реабилитацию и оказать маленькому гражданину полноценную поддержку от государства.
По итогам заседания комиссии инвалидность ребенку могут установить на год, на 2 года, 5 лет либо до достижения возраста 14 или 18 лет.
Эксперты пользуются четкими правилами и чаще всего присваивают статус инвалида на небольшие сроки, инвалидность до 18 лет при первом обращении дается крайне редко. Ведь прежде всего члены комиссии должны быть уверены, что ребенок будет получать льготы обоснованно, то есть за грядущий период его здоровье существенно не улучшится.
При самых тяжелых диагнозах инвалидность детям дается до 18 лет. Это происходит не позже, чем через 2 года с первого посещения бюро, а после 18 должна быть присвоена бессрочная категория «инвалид с детства».
К таким заболеваниям относятся:
- Неизлечимый рак с метастазами, доброкачественные опухоли, поражающие мозг;
- Выраженное слабоумие;
- Прогрессирующие дегенеративные болезни ЦНС;
- Тяжелые дефекты работы ЖКТ, не чувствительные к терапии и нарушающие общий обмен веществ;
- Сложные формы поражения сердечно-сосудистой системы;
- Стомы и свищи, которые никогда не будут убраны;
- Врожденные дефекты скелета и мышц, которые не позволяют ребенку передвигаться и не исправляются;
- Травмы черепа и позвоночника с тяжелыми последствиями;
- Отсутствие рук, ног или их сегментов.
Медико-социальная экспертиза
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Розовая справка МСЭ,
При появлении сомнений члены комиссии могут попросить пройти дополнительные диагностические процедуры. Соглашаться ли на это — выбор родителей.
Такой вариант замедляет процесс оформления, но зато повышает шансы в итоге получить инвалидность.
Обжалование решения бюро МСЭ
Другим исходом бывает отказ, но сразу отчаиваться не стоит. Можно забрать письменное подтверждение решения МСЭ и оспорить его. В течение месяца сохраняется право обратиться в вышестоящее бюро и поп