Если ребенок левша задержка в речевом развитии
В первые три года жизни малыша мы не придаем значения (и правильно делаем), какой рукой он берет игрушки или листает страницы книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес и восторг! К 4-ем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо.
Есть причины
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как уст-ной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуковому (звуко-буквенному) анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
Внешне речь «левшат» великолепна, но попробуйте проверить у них обозначенные выше фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово, и окажется, что они воспринимают, запечатлевают и, соответственно, используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей. Трудности возникают потом, когда ситуация обучения требует достаточной сформированности каждого из психологических факторов, а не только умения «поддержать разговор».
То же самое может происходить и в процессе чтения. Маленький левша в 4 года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Следующая проблема, которая может возникнуть, – трудности в запоминании нужных слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми.
Сейчас много говорят о так называемой патологической (компенсаторной) леворукости, которая развивается у детей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития и не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе.
Цветок, распустившийся сразу
Развитие речи у левшей некоторые авторы научных статей ассоциируют с цветком, распустившимся сразу, за одну ночь, прямо из земли. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-х летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными, как речь взрослого человека, фразами. Более того, речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержа-тельно. Ребенку приходится усваивать многие моторные навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей – делать все «через ум». И, конечно, тщательно контролировать свои движения.
Для развития речевой деятельности необходим сенсомоторный фундамент, который активно влияет на речевые структуры. Ведь что бы мы ни делали, нам при необходимости требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но, главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу.
Как уже говорилось, левши-то как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой», а это препятствует развитию практически всех психических процессов. В нейропсихологическом контексте все эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и механизмами парной работы полушарий мозга.
Профилактика
Для оптимизации словарного запаса существуют игры: лото, «Я знаю пять…» (ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д.). В «Я знаю пять…» акцент ставится именно на различных группах, классах предметов, явлений природы, названий городов и т.п.
Отметим эффективность работы с магнитофоном – таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, – обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету.
Очень полезно четкое проговаривание любого текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопровождением) произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.
Полезно попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.) по описанию, назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ребенку закончить словосочетание.
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника:
1. постоянное общение с вами, в котором вы высту-паете в роли «говоруна», не умолкающего ни на минуту;
2. закрепление образа слова через комплекс разнооб-разных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3. как это ни консервативно звучит – бесконечное приобщение к литературе.
Глубже в тему
После общения с ребенком-левшой складывается впечатление, что они просто выстраивают свои собственные пространственные схемы и модели. А поскольку пространства без времени не существует, представления о времени у «левшат» также своеобразное. Все эти особенности в школьном возрасте переходят в проблемы с чтением и письмом.
Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение.
Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом.
Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо со-брать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Источник
Ольга Романова
Речевое развитие левшей
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕВШЕЙ
Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.
В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, известных писателей (В. И. Даль, Л. Кэрролл, деятелей искусства (Ч. Чаплин) и т. д.
Левшой называют человека с леворукостью. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.
Выделяют следующие типы леворукости:
1) генетическое левшество (леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей);
2) компенсаторное левшество (связано с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка);
3) вынужденное левшество (выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям);
4) псевдолеворукость (у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук).
Термин «левша» не совсем правильный, вернее будет сказать «леворукий». Леворукий может иметь ведущее правое ухо, глаз и ногу. Поэтому трудно однозначно определить, левша человек или нет [https://danilova.ru].
Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Например, у левшей не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.
Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое место в левой височной доле мозга» [https://revolution.allbest.ru].
Многие леворукие дети имеют нарушения речевого развития, что объясняется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т. е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове. Устная речь левшей совершенна, однако, оказывается, что эти дети воспринимают и запоминают чужую речь кусками и просто используют ее.
Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга.
Переучивание ребенка-левши все делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.
Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно – чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое на точные, дословно воспринимаемые обозначения.
Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.
Правое и левое полушария работают по-разному. Правое полушарие обрабатывает информацию целостно, т. е. происходит сопоставлениесигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического образа воспринимаемых слов. Этот механизм обработки речевой информации возможен только при наличии в памяти акустических эталонов для каждого слова.
Роль правого полушария возрастает при восприятии речевых сигналов в помехах
Левое же полушарие воспринимает речь сегментно, т. е. процесс выделения временных составляющих, соответствующих лингвистическим единицам.
Признаки, на которых предположительно базируется целостный способ обработки (мелодика, ритмика, являются наиболее помехоустойчивыми.
При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время закрепления этого рефлекса – левое.
Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ласко, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. /Е. Е. Ласко. – СПб.: Сфера, 2009. – 190с.
2. Семенович, А. В. Эти невероятные левши. /А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2009. – 250с.
3. Чуприков, А. П. Мир леворуких. / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. – К.: Институт нейропсихиатрии, 2008. – 86с.
4. Светлов, Р. С. Левши и правши. / Р. С. Светлов. – СПб.: ИГ «Весь», 2004. – 96с.
4. https://revolution.allbest.ru
5. https://www.logopedspb.ru
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Причины возможных задержек речевого развития у дошкольника-левши
2 слайд
Описание слайда:
Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически.»
3 слайд
Описание слайда:
Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Недаром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции. Наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.
4 слайд
Описание слайда:
Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (держать ручку, карандаш определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации и т.д. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)
5 слайд
Описание слайда:
Причина 1. Воздействие внешних социальных факторов.
6 слайд
Описание слайда:
Также немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.
7 слайд
Описание слайда:
Когда «левшу» заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для освоения этого навыка свое правое полушарие, самой природой предназначенное для контроля за устной и письменной речью. В результате переучивания в левом полушарии у «левши» постепенно формируются дополнительные речевые зоны.
8 слайд
Описание слайда:
Но процесс этот идет довольно медленно. Зона владения рукой тесно содействует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Поэтому у «левшей» нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание. Трудности в овладении чтением и письмом.
9 слайд
Описание слайда:
Причина 2. Переучивание, когда ребенка учат писать правой рукой.
10 слайд
Описание слайда:
Причина 3. Стрессовые ситуации.
11 слайд
Описание слайда:
Причина 4. Присутствие младших братьев-сестер.
12 слайд
Описание слайда:
Причина 5. Билингвизм семей.
13 слайд
Описание слайда:
Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-levshei.html (Речевое развитие левшей) https://znakomiylogoped.ru/page10 (Левши) https://bibliofond.ru/view.aspx?id=524950 (Психофизиологические особенности детей с задержкой речевого развития и минимальными мозговыми дисфункциями)
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-121582
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Наивно полагая, что со временем все станет на свои места, основываясь на расхожих утверждениях, родители не торопятся обращаться к врачу. Верны ли эти утверждения? Правильные ли выводы делают из них родители? Давайте поговорим об этом.
Причина задержки речевого развития — осложненное течение беременности или трудные роды. Это правильное утверждение. Особенно важны ранние стадии беременности. Преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия плода, долгий безводный период — эти осложнения родов тоже могут привести к нарушениям нормального становления речи.
Но основываясь на правильных знаниях, родители иногда делают успокоительный для себя и крайне вредный для ребенка вывод: «Чего же еще ждать? После таких родов (такой беременности), задержка речи естественна и со временем пройдет». Ребенок, конечно, скорее всего, заговорит, но без медицинского вмешательства последствия могут оказаться непредсказуемы.
Задержка развития речи связана с отставанием в психическом развитии. Ни в коем случае нельзя ставить на ребенке крест. Да, ЗРР часто сочетается с задержкой психического и психомоторного развития. Но своевременное лечение позволяет не только догнать сверстников, но часто и перещеголять их. Лечение надо начинать уже на первом году жизни.
Родителям следует проявить беспокойство, если ребенок позже положенного начинает садиться, стоять или ходить. В среднем, к двум годам словарный запас должен составлять около десятка слов, в два с половиной — три года ребенок начинает говорить фразами.
Девочки начинают говорить раньше мальчиков. Несмотря на отсутствие разумного объяснения, в большинстве случаев это именно так.
Близнецы долго не разговаривают, потому что понимают друг друга без слов. У близнецов нет какого-то своего особого языка и не всегда есть ЗРР. Причины ЗРР у них кроются обычно в особенностях родов, например из-за кислородного голодания. Поэтому поздняя речь близняшек — это такая же болезнь, как и у всех детей.
Задержки речевого развития вызываются социальными причинами. Запущенные дети, не получающие необходимой порции общения, как правило, действительно страдают нарушениями развития речи. Аналогичные трудности возникают у детей, родители которых говорят на разных языках. Немаловажна и наследственность: если родители в свое время начали говорить поздно, такая же проблема может возникнуть и у детей.
Среди левшей чаще встречаются задержки речи. Речевые и двигательные центры сосредоточены в левом полушарии головного мозга, в то время как у левшей больше развито правое. Поэтому ребенок-левша обычно начинает разговаривать несколько позднее.
Игрушки помогают «разговорить» ребенка. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и ручной моторики, расположены рядом и тесно связаны. Поэтому развитие рук и пальчиков способствует развитию речи. Учите ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить и рисовать. Поощряйте игры с пирамидками, конструкторами, кубиками, мозаиками и пазлами.
Не верьте досужим вымыслам, что ребенок вырастет таким, каким уродился. Воспитание — это длительный и трудоемкий процесс. Каким вырастет ребенок, как он будет приспособлен к реалиям нашей жизни и как сложится его жизнь, во многом зависит от нас, родителей.
Источник