Единство процессов обучения воспитания и развития ребенка

Обучение— составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью — всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное вни мание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит* способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь На его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений [22].

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 1735; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9195 — | 7801 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.

В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и руководителя физкультуры и самостоятельной деятельности детей под их наблюдением.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребёнка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребёнка — его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, взрослый решает их задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и другие.

Составными компонентами социального опыта, которые обязательны и в работе с детьми дошкольного возраста, при учёте их возрастных особенностей, являются некоторые знания, необходимые ребёнку в его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности, вооружающие его при обучении движениям, умение или навык как единство знания о способе деятельности и опыта его реализации. Третий компонент — опыт творческой деятельности. «Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому обществу совсем небезразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности». [1]

Последний компонент социального опыта — эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу — опыт эмоциональной воспитанности. Он предполагает, оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности…

И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

Этот компонент требует особого внимания и неуклонного формирования, влияния личности взрослого (воспитателя, руководителя физкультуры) и всей окружающей обстановки.

В процессе воспитания двигательным действиям, учитывая психофизиологические особенности развития ребёнка, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель…) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребёнка определённых физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребёнка новая сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Постепенное решение ребёнком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребёнка в начале и в конце второго года жизни совершенно различна. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и разрешением возникающих противоречий. Со слов К. Маркса и Ф.Энгельса «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определять взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. [2]

Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребёнка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий способствуют возникновению стремления к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всё время под наблюдением воспитателя или руководителя физкультуры. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребёнком новой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении её на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций.

Обучение требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связный с этим эмоциональный отклик; образной — при восприятии наглядного образца движений взрослого (воспитателя или руководителя физкультуры) и выполнения упражнений детьми; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребёнка, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости.

Весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им творческая выразительность игровых образов, использование стихотворных текстов в играх, игровых зачинов, считалок — всё это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурного зала, физкультурных пособий и т.д.

Организация процесса обучения представляет возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях.

Воспитатель систематически предъявляет детям требования самим выглядеть аккуратно и заботиться о чистоте физкультурных пособий (аккуратно свернутые флажки, разглаженные ленты и платочки…). Об этом в первую очередь заботятся дежурные, раскладывая необходимые предметы к занятию. Вместе с тем они предусматривают такой порядок расположения предметов и пособий, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Периодически дети моют шары, мячи и т.д., протирают крупные пособия. В такой уборке участвуют все дети под руководством воспитателя. [7]

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

Объектом исследования является организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: изучить организацию физкультурно-оздоровительной работы детей

1. Определить уровень развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста 11

2. Исследовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников

3. Разработать методику проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста

4. Проанализировать методики занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Образование, воспитание и развитие личности — основные функции обучения, тесно взаимосвязаны.

В процессе различных форм физического воспитания дети получают знания, у них формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитываются положительные нравственные и волевые черты характера.

Содержание обучения в дошкольных учреждениях является «Программа воспитания и обучения в детском саду».

В процессе обучения воспитатель передает детям социальный опыт овладения разнообразными двигательными действиями, направленными на их развитие и совершенствование. Усвоения новых двигательных действий требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое двигательное задание для ребенка является определенным противоречием относительно реального уровня развития движений (умений и навыков, которые уже сформированы в ней).

Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. Во время выполнения физических упражнений происходят глубокие изменения в деятельности мышц, центральной нервной системы и всех внутренних органов, способствует улучшению здоровья и физического развития детей. [4]

Общее укрепление здоровья тесно связано с повышением физической работоспособности организма, которая проявляется в увеличении силы, повышении скорости и выносливости. Таким образом, в процессе обучения двигательным действиям решается задача у детей разных возрастных групп.

Обучение двигательных действий предусматривает сообщение детям определенных знаний по физической культуре, в частности правил подвижных игр, рациональных способов выполнения движений. Ориентирование в сложных игровых ситуациях, умение анализировать технику физических упражнений положительно влияет на умственное развитие ребенка. Реализация учебных задач органично связана с воспитательными задачами. Понятие о воспитательном характере обучения является одной из основных закономерностей физического воспитания.

Известный российский ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал физические упражнения как действенные средства воздействия на психику человека, на его личность в целом. Выполняя физические упражнения и участвуя в подвижных играх дети получают представление о моральных нормах поведения и положительные поступки (о честности, общительность, взаимопомощь и др.), Систематическое вправление в них развивает у детей волевые качества (смелость, настойчивость, решительность и др.).[3]

Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребенка. Обучение физических упражнений осуществляется преимущественно в коллективных формах работы (занятия, утренняя гимнастика и др.), где у детей воспитывается чувство коллективизма, дисциплинированности, организованности.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, развиваются умственные способности, воспитываются положительные нравственные и волевые качества. Все это в тесной взаимосвязи осуществляет комплексное воздействие на формирование всесторонне развитой личности.

Принципы обучения

Педагогический процесс обучения основных движений и развитие двигательных качеств осуществляется на основе реализации дидактических принципов, где выражены объективные закономерности, определяющие систему требований к организации, содержания и методики обучения.

Методика обучения двигательным действиям является частью общей дидактики, она содержит те же принципы обучения, и общая дидактика. Однако содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.

Принципам обучения двигательным действиям являются: принцип воспитывающего характера обучения, принципы сознания и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности, прочности.

Эти принципы дидактики имеют тесную взаимосвязь и составляют единую систему обучения, которая реализуется в процессе физического воспитания в дошкольном учреждении. [2]

Принцип воспитывающего характера обучения. Этот принцип отражает необходимость обеспечить в процессе физического воспитания создания наиболее благоприятных условий для формирования нравственных и волевых черт характера как основы повседневного поведения детей. Специфика влияния различных организационных форм физической культуры на воспитание нравственных и волевых качеств заключается в том, что для достижения определенного успеха в. выполнении физических упражнений дети проявляют настойчивость, дисциплинированность, умение мобилизовать свои физические и духовные силы.

В процессе обучения двигательным действиям детей преобладает коллективная деятельность. В этой совместной практической деятельности ребенок проявляет чувство дружбы и товарищества к своим сверстникам, приучаясь к соблюдению правил поведения в соответствии с моральными нормами. При выполнении различных упражнений ребенок проявляет волевые усилия, чтобы преодолеть чувство неуверенности, иногда страха (выполняя прыжки, упражнения из равновесия, лазания по гимнастической стенке и др.). Вследствие многократных повторений названных упражнений у детей воспитываются смелость, решительность, настойчивость.

Для того чтобы обеспечить нравственное воспитание детей в процессе обучения физическим упражнениям, педагог должен видеть и умело использовать как в учебном материале, так и в методах обучения значительные потенциальные возможности воспитательного воздействия средств физической культуры на личность ребенка. Педагог воспитывает детей также своим примером. Справедливость, доброжелательность, человечность, принципиальность в отношении к детям — главные условия организации всего учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Поэтому надо помнить, что соблюдение требований педагогической этики, умение организовать и поддерживать хорошие взаимоотношения в группе во время проведения занятий, подвижных игр, утренней гимнастики в значительной степени способствует воспитанию положительных моральных и волевых черт характера ребенка. [9]

Принцип сознания и активности предусматривает взаимосвязь педагогического руководства процессом физического воспитания с сознанием и активной двигательной деятельностью детей. Научную разработку этого принципа дал П.Ф. Лесгафт, который предлагал в педагогической деятельности по физическому воспитанию формировать у детей умение с наименьшей затратой физических сил и за наименьший промежуток времени сознательно делать самую физическую работу.

Во время учебы физических упражнений ребенок должен представлять способ выполнения двигательного действия, знать основные требования к его техники, осознавать (в старшем дошкольном возрасте), с какой целью это движение изучается и каково его практическое применение. Существенное значение при этом имеет систематическая оценка воспитателем движений, которые выполняются ребенком, и поощрения достижения определенных результатов овладения ими. Важным фактором, который обусловливает активность детей, есть заинтересованность их в упражнениях, которые предлагаются. Подбор интересных и доступных для детей физических упражнений, применение имитационных и игровых задач способствуют развитию интереса у ребенка к упражнениям, которые изучаются. Малыши с удовольствием прыгают как «зайчики»; идут по бревну, как по «мостику через реку» и др. Физические упражнения по своей природе органически связаны с чувством радости, бодрости и других положительных эмоций.

При правильном и эмоциональном проведении занятий влияние этого фактора усиливается и может стать одним из важных моментов в пробуждении и развитии интереса у детей к физическим упражнениям. Для активизации группы нужно, чтобы во время занятий все дети были заняты выполнением движений. [11]

Принцип наглядности. Обучение двигательным действиям начинается с чувственной стороны — «живого созерцания». Образ движения изучаемого формируется у ребенка с участием органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц и др. Дополняя друг друга, чувство создают комплексное и более четкое представление о упражнение, изучается. К.Д. Ушинский утверждал, что наглядное обучение соответствует психологическим особенностям детей, мыслящих формами, звуками, красками, ощущениями. Формирование зрительного образа осуществляется различными методами: показ упражнения, демонстрации рисунков, диапозитивов и др.

Особое значение для дошкольников имеет связь чувственного образа и образного слова. По механизму условно-рефлекторных связей оно может вызвать те действия, которые вызывают чувственные раздражители (И.П. Павлов, Л.А. Орбели и др.). Однако слово приобретает такое значение в том случае, если опирается на двигательный опыт детей. Чем меньше возраст ребенка, тем беднее ее двигательный опыт и тем большее место занимают методы наглядности.

Детям 3-6 лет свойственно предметное, образное мышление. Поэтому с распространением двигательного опыта старших дошкольников роль слова как средства опосредованной наглядности значительно увеличивается. Этим детям следует с помощью доходчивых, образных объяснений органично связывать наглядность с осмыслением сути двигательных действия изучаемых их назначения, правил выполнения и др. [7]

Для ориентировки во времени и фиксации момента своевременного выполнения какого-либо элемента движения, а также для урегулирования темпа и ритма используются звуковые сигналы. С целью уточнения или исправления какой-либо ошибки в выполнении двигательного действия может быть использован кожный анализатор (например, прикосновение рукой к спине ребенка, чтобы она ниже наклонялась, и др.). Таким образом, наглядность как дидактический принцип, который реализуется в процессе формирования двигательной подготовленности детей, следует понимать в широком смысле. Комплексное использование различных средств и методов наглядности (показ упражнений, имитация, наглядные пособия, зрительные, звуковые ориентиры и др.) Облегчают опосредованное восприятие движений, изучаемых и способствуют более быстрому овладению ими.

Принцип доступности и индивидуализации. Процесс формирования двигательных навыков и развитие физических качеств осуществляются с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья ребенка и его двигательной подготовленности. Успешная реализация этого принципа обусловливает оздоровительный эффект педагогического процесса, направленного на укрепление здоровья, улучшение физического развития и формирования двигательной подготовленности ребенка. Необходимость соблюдения этого принципа связана с тем, что физические упражнения, воздействуя на жизненно важные функции организма, могут иметь негативные последствия при значительной физической нагрузке, не учитывают анатомо-физиологических особенностей ребенка. Доступность физических упражнений зависит от двигательной подготовленности ребенка и объективных трудностей, присущих каждому из движений, изучаемых (координационная сложность, интенсивность и др.). Доступность не означает преднамеренное ограничение нагрузок во время выполнения физических упражнений.

В процессе физического воспитания пределы доступного меняются. При повышении тренированности организма увеличиваются требования, предъявляемые к дошкольников в процессе обучения упражнениям и развития в них двигательных качеств. Формирование новых умений и навыков происходит на основе ранее усвоенных движений. Поэтому педагогические правила «от известного к неизвестному», от «усвоенного в неосвоенного» требуют распределения программного материала таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия подводил детей к усвоению новых упражнений на следующем занятии. соответствии с индивидуальными особенностями организма ребенка.

Принцип систематичности и последовательности. Реализация данного принципа предполагает использование комплекса организационных форм и средств физической культуры при решении задач по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Этот принцип отражает также общую тенденцию педагогических требований, которые ставятся перед детьми в процессе занятий по физической культуре, которые предусматривают выполнение ими все более сложных двигательных задач, постепенное увеличение объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Принцип прочности. Одной из основных задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении являются полученные детьми прочные знания, умения и навыки, которые могут быть применены ими на практике. При этом следует помнить также о прочности сформированных навыков и адаптационных перестроек, которые положены в основу развития двигательных качеств. Начинают изучение новых, более сложных двигательных действий по мере закрепления навыков, формирующихся и адаптации организма к предложенным нагрузкам. Несоблюдение этого положения может привести к негативным последствиям, связанных с физической перегрузкой детей, должно быть полностью исключено в данном возрастном периоде. Решающее значение в осуществлении принципа прочности имеет организация систематического повторения ранее изученных упражнений. Если этого не происходит, навык у ребенка разрушается и усвоена двигательное действие забывается. [6]

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1712 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник