Единое пространство развития ребенка в семье и в доо

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на  задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.   Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад —  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? 

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести  по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка   начать работу желательно   с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам  лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю  разработать для себя критерий, который назвать «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители — лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
   Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители — критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». 

   Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог — психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя  задачи по работе с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

   С этой целью можно  использовать  активные формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания; 

— консультации; 

— занятия с участием родителей;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— совместные экскурсии;

— Дни общения; 

— Дни добрых дел;

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— оформление фотомонтажей;

— совместное создание предметно — развивающей среды; 

— утренние приветствия; 

— работа с родительским комитетом группы; 

— беседы с детьми и родителями;

— тренинги; 

— семинар — практикум;

— мастер-класс;

— родительские гостиные; 

— телефон Доверия; 

— почта Доверия; 

— семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы»  можно провести в нетрадиционной форме.  

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе).   Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.  К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения: 

«Родители у нас — народ прекрасный, 

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд, 

Нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, 

За все, что сделано с душой!

«В группе папа есть у нас, 

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает, 

Во всем нам очень помогает».

«Папы, мамы — молодцы! 

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют, 

И в игры играют».

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно — информационное направление включает в себя: 
— родительские уголки,
— папки  — передвижки  «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
«Воспитание со всех сторон»  
— библиотека — передвижка, 
— фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы — друзья природы», «В кругу семьи»,
— фотовыставки «Моя бабушка  — лучше всех», «Мама и я, счастливые   мгновения»

— «Папа, мама, я — дружная семья»,
— семейный вернисаж «Лучшая  семья моя»,  «Учись быть папой»,                     
— эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
— копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей   используйте, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Носики — курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
— праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя», 
— развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»   
— «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком), 
— спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни», «День Взросления»  — вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
— совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,   
— выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо — чадо», 
— празднование дней рождения (ежемесячно),
— выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», » Вот так наряд «, 
— спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
— совместные походы «В мир прекрасного», 
— экскурсии «Мы — друзья природы», «Защитим свою природу» .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,   я предлагаю   определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: 
— выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; 
— консультации для родителей; 
— составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; 
— распределение ролей взрослых; 
— изготовление пригласительных билетов; 
— подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
— составление памятки — помощницы для родителей и для детей; 
— индивидуальные встречи и консультации; 
— изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений. 
         

Источник

елена мясникова
Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка

Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка

Семья –источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

И. Токмакова

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А. С. Макаренко

Академик Д. С. Лихачев когда – то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, Во многих современных семьях воспитанию детей уделяют слишком мало внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь ребенку, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья».

В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза светятся от радости».

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить, переживать, чувствовать и т. д.

Как изменить такое? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Для родителей:

Ну во первых создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнерские отношения;

Вовлечь семьи в единое образовательное пространство;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для детей:

Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;

Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;

Рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;

Развивать познавательные способности, активно включать в творческо — поисковую деятельность;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Укреплять детско – родительские отношени

Все перечисленные задачи расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепит связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколени

Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт

. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется проблеме негативного влияния семьи на развитие личности ребенкадошкольного возраста: неблагоприятный психологический климат семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствие, потеря авторитета родителей. Все это приводит к ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.

Данный материал направлен на решение одного из основных вопросов обучения и воспитания детей. Однако вопрос взаимодействия семьи и детского сада остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении.

Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 Мясникова Елена Анатольевна

Источник

Дания Гилязева
Детский сад и семья-единое образовательное пространство

Детский сад и семья – единое образовательное пространство

Подготовила: Гилязева Д. Г.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями,а именно: устанавливают, что родители должны участвовать в реализации образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая

деятельность в них

доминирует, а не просто

сторонними

наблюдателями.

В работе с родителями используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане мы заранее предусматриваем темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках упоминаем на родительских собраниях, рекомендуем ознакомиться с папками, даем их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитатели проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания вместе с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Наш детский сад и в частности наша группа в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно- оздоровительного пространства детский сад-семья.

При этом решаются следующие,выделенные нами как приоритетные задачи:

повышение педагогическойкультуры родителей; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Принципы работы с родителями

1. Целенаправленность,

2. Систематичность, плановость;

3. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

4. Доброжелательность и открытость;

5. Правила (ограничения требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.

Основная задача всей проводимой работы — пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьив спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Этапы работы с семьей

Для повышения интереса родителей к проблемам детскогосада проводятся различные мероприятия:

общие и групповые собрания,

занятия с привлечением родителей,

детско — родительские занятия (при поступлении ребенка в ДОУ)

работа с родительским комитетом,

совместное создание предметно-развивающей среды,

совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок,

день открытых дверей и др.

Все эти мероприятия помогают сблизиться с родителями, а родителям получить больше информации о детском саде и о своем ребенке.

1– заинтересовали проблемы

воспитания о которых ранее

не задумывались (на 25%)

2 – стали читать педагогическую

литературу (на 50%)

3 – хотели бы принимать участие

в жизни детского сада (на 55%)

4 – хотят получать информацию о

воспитании своих детей в

игровой форме (на 35%)

5 – хотят получать информацию о

воспитании своих детей на

родительских собраниях

(на 25%)

Источник