Единое образовательное пространство развития ребенка
Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников
В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«
Результаты:
больше часа — 70%,
от 30 мин до 1 часа — 13 %,
от 15 мин до 30 мин — 12%,
от 5 мин до 15 мин — 5%.
В опросе участвовали мамы и папы.
Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!
Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.
На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.
Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».
В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.
Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.
После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.
Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.
Свое выступление хочу закончить словами В. А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Источник
Дания Гилязева
Детский сад и семья-единое образовательное пространство
Детский сад и семья – единое образовательное пространство
Подготовила: Гилязева Д. Г.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями,а именно: устанавливают, что родители должны участвовать в реализации образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них
доминирует, а не просто
сторонними
наблюдателями.
В работе с родителями используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане мы заранее предусматриваем темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках упоминаем на родительских собраниях, рекомендуем ознакомиться с папками, даем их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитатели проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения.
Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания вместе с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.
Наш детский сад и в частности наша группа в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно- оздоровительного пространства детский сад-семья.
При этом решаются следующие,выделенные нами как приоритетные задачи:
повышение педагогическойкультуры родителей; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Принципы работы с родителями
1. Целенаправленность,
2. Систематичность, плановость;
3. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Доброжелательность и открытость;
5. Правила (ограничения требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
Основная задача всей проводимой работы — пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьив спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.
В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Этапы работы с семьей
Для повышения интереса родителей к проблемам детскогосада проводятся различные мероприятия:
общие и групповые собрания,
занятия с привлечением родителей,
детско — родительские занятия (при поступлении ребенка в ДОУ)
работа с родительским комитетом,
совместное создание предметно-развивающей среды,
совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок,
день открытых дверей и др.
Все эти мероприятия помогают сблизиться с родителями, а родителям получить больше информации о детском саде и о своем ребенке.
1– заинтересовали проблемы
воспитания о которых ранее
не задумывались (на 25%)
2 – стали читать педагогическую
литературу (на 50%)
3 – хотели бы принимать участие
в жизни детского сада (на 55%)
4 – хотят получать информацию о
воспитании своих детей в
игровой форме (на 35%)
5 – хотят получать информацию о
воспитании своих детей на
родительских собраниях
(на 25%)
Источник
Ольга Печникова
Тезисы проекта «STIAM-пространство в ДОУ — единое образовательное пространство»
Тезисы к выступлению на IX региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций.
Ольга Печникова
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применено на практике, обучение должно проходить в занимательной форме – всё это должно принести хорошие плоды в будущем ребёнку – высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта. В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемой частью современного общества. В детских образовательных учреждениях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. По словам президента В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на более высокий уровень. Министр образования и науки подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STIAM образования в России.
Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей, мы сделали акцент на STEAM-образование. Возникает вопрос, почему STIAM? В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам.
STEAM-образование один из основных мировых трендов. Оно основано
на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Что такое STEАM? Если расшифровать,то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).
Проект разработан на основе личного опыта и работе в проекте «Технологическая культура в современном образовании», которую проводит Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК-РЕГИОНАМ» Новые технологии развития. После посещения первых семинаров «Методические стратегии развития технологической культуры» в г. Владивостоке и г. Хабаровске был разработан проект «STIAM- пространство в ДОУ – единое образовательное пространство» Одним из этапов работы в проекте стало оформление STEAM-пространства в МБДОУ Детский сад «Земляничка». Одним из этапов реализации проекта стало оформление кабинета платных услуг. STEAM- пространство включает в себя зону коворкинга, несколько бизибордов, уголок познавательно-исследовательской деятельности, арт-пространство для проявления творческих способностей, несколько лэпбуков на тему «Умный дом», «Умный огород», телевизор с подбором мультипликационных фильмов на тему «Умный дом», большой макет дома, конструкторы разного вида, дидактические и методические пособия по исследованию, экспериментированию, речевому и познавательному развитию; игры Воскобовича, геоконт. Таким образом, благодаря совместной и слаженной работе коллектива, мы создали развивающую среду, предусматривающую свободную деятельность. «Лестница-чудесница» является одной из форм организации работы по ТРИЗ-технологии, стимулирующая поиск, исследование, творчество. Данное STEAM-пространство позволяет использовать задания междисциплинарного, интегрированного, комплексного содержания. Второй этап – это оформление лестничных пролётов и коридоров. Блок Б – геометрическое пространство, где сосредоточены геометрические фигуры разных цветов, цветное дерево, мягкие модули. Центральный блок – цифры, счёт, театр теней. Блок В – буквы, цветовая гамма. Блок Г – легоконструирование, многообразие цветового решения, рамочное оформление. Данное STIAM – пространство не даёт мозгу уснуть, заставляет размышлять, узнавать, сравнивать. Одновременно идёт совместная работа с родителями по оформлению STIAM – пространства в группах. Отличительной особенностью проекта является то, что STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.
Наша работа по оформлению STIAM – пространства в МБДОУ Детский сад «Земляничка» представлена мною в Интернет- ресурсах, на сайте детского сада.
Проект «STEM-пространство в ДОУ – единое образовательное пространство» рассматривается всем педагогическим коллективом ДОУ как предстартовая площадка для научно-технических исследований, которые будут проводить дети уже в стенах школы. Сотрудничество между воспитателями и педагогами начальной школы — это основное условие, та база, на которой строится развитие STEM-метода в нашем образовательном комплексе. Мы верим, что его использование заложит основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранит у наших маленьких воспитанников и младших школьников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.
Работа в данном направлении базируется на методе проекта,в основе которого лежит ситуация познавательного и художественного поиска и последовательного применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества. Основное назначение данного проекта – дать детям возможность познавать мир системно, обнаруживать и понимать взаимосвязь явлений, открывать для себя что-то новое, интересное. В основе проекта лежит интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Важной особенностью является коллективная работа над проектом.
Цель и задачи проекта- обеспечение эмоционально обогащенным предметно-пространственным окружением, а также многообразием предметно-развивающей гармонизирующей образовательной среды; непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями; развитие критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Новизна состоит в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и Лего- технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Актуальность проекта заключается в интеграции образовательных областей. Именно интеграция является актуальным направлением обновления содержания в системе общего и дополнительного образования детей дошкольников для реализации проектной деятельности. Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды:
— обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
— высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
— гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
— комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам
Проект обусловлен необходимостью создания новой предметно-пространственной среды в ДОУ в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы, развития кадрового потенциала системы образования в частности. Причем все эти изменения уже почти сделаны в нашем ДОУ в достаточно сжатые сроки и с оптимальным использованием бюджетных средств, выделенных на их реализацию.
Для современной системы дошкольного образования сегодня актуальна триада «ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ — КАК УЧИТЬ». В этой триаде средства обучения являются тем компонентом, который может принципиально преобразовать и деятельность педагога, и организацию учебной детальности обучающихся, и во многом определить результаты обучения,но только если средства обучения и учебное оборудование соответствуют:
-стратегическим изменениям в образовании;
— внедряются вместе с грамотным методическим обеспечением;
— сопровождаются соответствующим обучением педагогов.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью создания новой предметно-пространственной среды легко можно поддержать исследовательское поведение дошкольников, интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Постоянный заинтересованный и ответственный диалог с семьей- одна из особенностей проекта. Родители получают информацию от педагога об успехах ребенка, сами высказывают педагогу свои пожелания, что значительно повышает эффективность образовательной деятельности и выражаются в положительных результатах.
Повышение уровня образования педагогов, заинтересованная способность педагога к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности дает широкие возможности педагогу для проявления своей индивидуальности в работе.
В проекте учтены и перспективы работы на будущее.
Таким образом, можно считать, что создание новой предметно-пространственной среды STEAM вдохновит наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.
Источник