Джон локк психическое развитие ребенка

Джон локк психическое развитие ребенка thumbnail

Джон Локк

Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом ивоспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

Основные работы:

1690 — «Опыт о человеческом разуме».

1693 — «Мысли о воспитании».

Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть, добрыми или злыми, полезными или бесполезными благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия-между людьми»,— пишет Локк.

Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни; таким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель.Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

« Мысли о воспитании»

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.

Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

Джентльмен -это дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении»,и должен обладать качествами дельца, предприимчивого человека. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, т.к. школа- это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния».

Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк рекомендовал поручить воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим джентльменам.

Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста.

Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова.

Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие

наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы…».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Источник

Джон Локк(1632—1704) родился в небольшом
городе Рингтоне , недалеко от города
Бристоля, в семье провинциального
адвоката. В 1652 году он закончил
Вестминстерскую школу и в этом же году
как ее лучший ученик был принят в
Оксфордский университет, который со
степенью бакалавра закончил в 1656 г . и
остался в университете в качестве
преподавателя древнегреческого языка.
Получив в университете отказ в степени
доктора медицины, Локк в 1667 году принимает
предложение графа Шефтсбери стать
домашним врачом и воспитателем его
сына. Граф был противником режима
Реставрации, и Локк оказался в среде
участников политической борьбы в Англии.
Случалось, что покровитель Локка попадал
в королевскую тюрьму, и тогда Локку
приходилось эмигрировать на контитент.
В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г
. во Франции и с 1683 по 1689 г . в Голландии.

В 1689 г . Локк возвратился на родину
навсегда и за короткий период — с 1689 по
1695 г . — написал все свои философские
работы. В 1689 г . появляется его первая
печатная работа — «Письмо о веротерпимости».
В 1690 г . выходит главный философский
труд Локка «Опыт о человеческом
разумении
», благодаря которому он
становится вскоре знаменитым и
влиятельнейшим философом Европы. В этом
же году выходят второе «Письмо о
веротерпимости» и «Два трактата о
правлении». В 1693 г . появляется трактат
«Некоторые мысли о воспитании», а
в 1695 г . — работа «Разумность христианства».
В это же время Локк занимался активной
политической деятельностью и оказывал
большое влияние на некоторые реформы,
проводимые в это время в Англии.

Главная
научная проблема, занимавшая Локка, —
определение пределов, условий и реальных
возможностей человеческого познания.
Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи
опытного происхождения знания.
          В
связи с этим он подвергает критике
Декартову теорию «врожденных идей».
Ей он противопоставляет следующие
положения: 1) не существует ни врожденных
идей, ни принципов; 2) ни один человеческий
разум, каким бы сильным и мощным он ни
был, не способен сформировать или
изобрести идеи, также как уничтожить
уже существующие идеи; 3) источником и
пределом разума является
опыт.
          Критике
теории врожденных идей Локк посвящает
первую книгу «Опыта». Он ставит
задачу опровергнуть основной аргумент,
используемый для подтверждения наличия
врожденных идей — всеобщее согласие.
Локк считает, что всеобщее согласие
людей по поводу идей, если бы оно даже
существовало, можно было бы объяснить
и без ссылки на их «врожденность».
          Опираясь
на данные медицины, детской психологии,
этнографии,
Локк доказывает, что в действительности
всеобщего согласия (а значит, врожденных
идей) не существует. Факты убеждают, что
у маленьких детей и умственно отсталых
взрослых людей, дикарей отсутствуют
отвлеченные идеи о тождестве,
противоречивости, Боге, нравственных
принципах. Но если эти идеи ими не
осознаются, значит, они не даны человеку
от рождения.
          Об
отсутствии врожденных моральных
принципов свидетельствуют случаи
аморального поведения отдельных людей
и народов, не вызывающие у них мук
совести. Более того, разные народы
руководствуются различными моральными
нормами. Ссылкой на разнообразие культур
опровергает Локк также вывод о врожденности
идеи Бога: есть народы, у которых «нет
даже имени для обозначения Бога, как
нет ни религии, ни культа». Указанные
аргументы приводят Локка к однозначному
и категорическому отказу от идей
априоризма. В то же время им признается
наличие врожденных анатомо-физиологических
задатков, от которых зависит способность
приобретения знания посредством
опыта.
          Разум
человека, по Локку, способен комбинировать
идеи, пришедшие к нему из опыта, но не
может изобретать их сам. Источником для
развития разума выступает опыт. Из него
она получает материал для познания.
Ученый является одним из основоположников
эмпиризма в европейской
философско-психологической мысли XVII
в.
          «Давайте
предположим, что душа представляет
собой, так сказать, белый лист, без единой
буквы, без всяких идей. Каким образом
появится на ней что-нибудь? Откуда
происходит это разностороннее содержимое,
которое с почти бесконечной
изобретательностью начертала трудолюбивая
и неограниченная фантазия человека?
Откуда добывается весь материал разума
и познания? Отвечу одним словом: из
ОПЫТА. Именно на нем основано все наше
познание и из него же оно берет
начало».
          Локк
выделял два
источника и типа опыта — ощущение
материальных предметов и внутреннюю
деятельность души
.
Из этих двух источников опыта возникают
два разных типа «простых идей»:
«идеи ощущения» и «идеи рефлексии».
К идеям Локк относил ощущения, образы
восприятия и памяти, чувства.
          Ощущение
— итог взаимодействия человека с миром,
воздействия внешних предметов на органы
чувств. Внешний мир выступает, таким
образом, как главный источник идей. Локк
утверждает, что познание начинается с
чувств, что «нет ничего в интеллекте,
чего бы ни было до этого в ощущениях».
Ощущения дают идеи отдельных
вещей.
          Наряду
с идеями, которые доставляют органы
чувств, возникают идеи, порождаемые
рефлексией как особой внутренней
деятельностью души, заключающейся в
восприятии ею собственных
состояний.
          И
простые идеи ощущения и простые идеи
рефлексии становятся предметом осмысления
сознанием; из них как из строительного
материала возникает все содержание
сознания, и только на их основе начинается
сам процесс мышления. Локк пишет: «…
я не вижу повода считать, что душа
начинает думать до того, как органы
чувств принесут ей идеи; и по мере того,
как возрастает их количество, они
удерживаются в памяти, душа, путем
упражнения во всех своих частях, улучшает
свою способность думать. Затем, приводя
в порядок эти идеи и рефлексируя, душа
наращивает свое достояние, а вместе с
ним совершенствует свои способности
запоминать, воображать, рассуждать и
использовать другие способы
мышления».
          Каково
же соотношение внутреннего и внешнего
опыта? Приоритет Локк отдает внешнего
опыту, которому отводится роль исходного,
первичного, базового источника познания.
Внешний
опыт доставляет чувственные идеи,
которые становятся материалом для
рефлексивного осмысления. Рефлексия
является вторичным процессом, обусловленным
внешним опытом человека
.
Это особое «внутреннее чувство»,
внутренний опыт, опыт об опыте.
          Если
внешний опыт связан со сферой чувственных
образов, то продуктом рефлексии как
мыслительного процесса являются
рациональные знания (сложные идеи,
понятия). Из этого вытекает заключение
о связи рационального познания с
чувственным. Тем самым Локк преодолевает
дуализм чувственного и рационального,
представленный в концепциях Декарта,
Лейбница, Спинозы. Наметив связь
внутреннего и внешнего опыта, Локк в то
же время не увидел их причинной
зависимости. Рефлексия у него опирается
на чувственные данные, черпает в них
материал для переработки и осмысления,
но не вырастает из внешнего опыта. Ее
основой выступает особая рефлексирующая
духовная субстанция.
          Отсюда
следует понимание сознания у Локка как
восприятия душой того, что происходит
в ней самой. Это определение сознания
как непосредственного восприятия своих
мыслей стало манифестирующим положением
интроспективной психологии. Объектом
сознания при таком подходе выступают
не внешние предметы и явления, а идеи
(образы, представления, чувства и т.д.)
в том их виде, в каком они предстают
перед внутренним взором наблюдающего
за ними субъекта.
          Из
этого постулата выводилось и понимание
предмета психологии, в качестве которого
выступают явления сознания, порождаемые
внешним опытом, исходящим от органов
чувств, и внутренним опытом, накапливаемым
разумом индивида.
          Локк
развивает учение
о первичных и вторичных качествах
,
выдвинутое впервые Демокритом, а также
представленное в работах Декарта и Г.
Галилея. Первичные
качества

— это «реальные качества тел, которые
всегда находятся в них (т.е. плотность,
протяженность, форма, количество,
движение или состояние покоя…)». Они
объективны и воспроизводятся в идеях
в виде точных своих отражений и копий.
Вторичные
качества

— «комбинации первичных качеств»
(вкус, цвет, запах и т.п.). Они носят
субъективный характер, являются
результатом воздействия объекта на
субъект и представлены в виде идей,
неадекватных реальным качествам вещей
(в реальности такие качества
отсутствуют.
          Ощущения
как исходный простой элемент опыта —
это отпечатки внешних воздействий в
органе чувств, и их возникновение не
требует активной деятельности души. Но
простые элементы чувственного опыта
дают материал, который начинает
перерабатываться душой, и побуждают,
тем самым, ее активность: она начинает
«комбинировать идеи друг с другом и
таким образом формировать сложные идеи,
кроме того, она способна отделять
некоторые идеи от остальных, с которыми
они связаны (следовательно, абстрагировать),
и формировать новые идеи».
          Сложные
идеи строятся путем комбинирования
простых идей, осуществляющегося на
основе механизмов ассоциации,
соединения, отношения, обособления
.
          Локк
вводит само понятие «ассоциация«,
обозначая им процесс связи психических
явлений, впервые описанный Аристотелем
и рассматриваемый Декартом, Гоббсом,
Спинозой. Но ассоциация у него не является
основным механизмом психической
деятельности. Более того, она определяется
как проявление ложных, случайных связей,
«вид сумасшествия». Приоритет он
отдает тем способам образования сложных
идей, которые совершаются под контролем
разума (соединение, сравнение,
абстрагирование).
          Познание
понимается Локком как установление
степени согласованности идей. «Мне
кажется, познание — это именно восприятие
и понимание связи и согласованности
либо несогласованности и контраста
между нашими идеями. Лишь в этом
заключается познание». Очевидно, что
при таком понимании сущности познания
критерием его истинности выступает
внутренний опыт человека, что отражает
субъективный характер воззрений Локка.

Локк выделяет 3 уровня познания:

    • чувственный;

    • демонстративный (доказательный);

    • интуитивный.

Чувственное
познание, являясь исходным моментом
познавательного процесса, в то же время
оценивается как недостаточно надежное.
Наиболее достоверное знание обеспечивается
интуитивным познанием, представляющим
собой явление непосредственной
очевидности. Истина здесь воспринимается
«непосредственно». Этот род познания,
согласно Локку, «самый ясный и
достоверный из всех, на какие способен
слабый человеческий ум… здесь нет места
для колебаний, сомнений или проверок,
так как сама душа наполняется
непосредственно ясным светом понимания.
От интуиции зависит достоверность и
очевидность нашего познания…».
          Таким
образом, в истории психологии Дж. Локк
занимает особое место. Он является
создателем сенсуалистической
теории познания
.
В его работах опровергаются учение о
врожденных истинах, преодолевается
дуализм чувственного и рационального.
Введенное им понимание рефлексии как
единственного и достоверного знания о
душевной деятельности определяет его
место как родоначальника интроспективной
эмпирической психологии
.
Локк стоит у истоков ассоциативной
психологии
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник