Движущих сил в развитие ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский). Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни. Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.

1. Биогенетическое направление.Психическое развитие – результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. (история зародыша есть краткое повторение истории вида). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически).

2.Социогенетическое направлениеПсихическое развитие – результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» — чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.

3. Эпигенетическое направление. Психическое развитие – результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции – соединения биологической и социальной линий развития. Представители данного направления – Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем чело­веческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет разви­тие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. 1.Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). Анальная стадия (от 2 до 3 лет). Фаллическая стадия (от4 д о 5 лет).Н а этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). 4. Латентная стадия (от 6 д о 12 лет ) . В этом возрасте либидо (позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т ) . Внимание ребят вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Эрик Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного эго (Я) и отвечать требованиям общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим чувство самоидентичности.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, обучение в процессе деятельности) необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления — от 7 до 11 лет; 4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Жан Пиаже сравнительно мало исследовал проблемы социального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредоточился на объяснении умственного (интеллектуального) развития.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка по образовательным областям

Свою концепцию Валлон строит на положении о том, что природа человека изначально социальна. Еще не родившееся человеческое дитя несет в себе социальное начало. Иногда говорят о биологическом человеке, но человек, поясняет Валлон, обладает особой биологией, которая вобрала в себя всю сложную историю становления общества. Человеческая природа, по словам Валлона, подразумевает общество точно так же, как легкие подразумевают и требуют существования атмосферы. Следовательно, общество является для пришедшего в мир человеческого существа необходимостью, органической реальностью. В психологии и смежных с нею науках получило широкое распространение понятие «социализация». Некоторыми исследователями оно истолковывается так: только что родившийся ребенок – чисто биологическое образование, к которому путем воспитания и научения должно быть привито социальное. Против этой позиции выступает ученик Валлона – Ренэ Заззо, который поясняет, что о «социализации» в процессе онтогенеза ребенка можно говорить лишь в смысле освоения ребенком конкретно-исторического содержания того общества, в котором ребенок родился и которое выступает как вариант общечеловеческих условий существования.

Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним. Обучение и воспитание как главнейшие формы организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.

Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 1595; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9948 — | 7735 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Движущих сил в развитие ребенка в зарубежной психологии

ТОП 10:

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в отечественной психологии.

Парадигма Психологи Ход развития Условия Источник Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Естественнонаучная парадигма
 
Ст. Холл
К. Бюлер
Э. Торндайк
В. Штерн
К. Коффка
З. Фрейд
Ж. Пиаже
А. Бандура
Э. Эриксон
От индивидуального к социальному (социализация) Наследственность и среда Внутри индивида (в его природе) Приспособление к среде (адаптация) Разные формы концепции рекапитуляции:
1) теория повторения;
2) теория полезности;
3) теория соответствия
Преформизм (созревание). Факторы развития (наследственность и среда)
 
Культурно-историческая парадигма Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
А.В. Запорожец
Д.Б. Эльконин
М.И. Лисина
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
От социального к индивидуальному (индивидуализация). Закон развития высших психических функций и его следствие – зона ближайшего развития Морфофизиологические особенности мозга и общение Вне индивида (в его среде) Присвоение общественно-исторического опыта Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение
Деятельность

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии.

В мировой психологии существуют разные подходы к развитию ребенка в зависимости от того, какую сферу человеческой жизни считать наиболее важной.

1. Мотивационно-потребностную сферу изучается в психоанализе 3. Фрейда (австрийский психолог, 1856-1939),

2. Сфера интеллектуального развития изучается теорией генетической психологии (Ж. Пиаже, 1896-1980, швейцарский психолог, женевская школа)

3. Сфера развития поведения изучается в бихевиоризме, когнетивной психологии и теории социального научения (основная линия в американской психологии)

4. Изучение сознания (отечественная психология) В отечественной психологии путь к пониманию развития ребенка лежит через изучение сознания. Л. С. Выготский (1896-1934) определил область своего исследования, как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим — «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ).

Что собой представляет процесс возрастного развития? Чем он обусловлен?

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Кулагина стр.120 и далее. Обухова стр.32 Материалы к вопросам 4, 5, 6

Различные концепции имели более или менее выраженные уклоны в стороны биологизаторского или социологизаторского направления в поисках законов детского развития. Современные теории совмещают оба эти направления.

В биологизаторском на­правлении человек рассматривается как существо биологи­ческое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностыо. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределеного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Читайте также:  Какая методика раннего развития ребенка лучше
Кто Где и когда Движущие силы, условия и источники психического развития Специфика и значение
Э. Геккель концепция рекапитуляции
XIX век Биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: Онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (развитие вида) Позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества
 
Ст. Холл Американский психолог (1864-1924) Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Сторонник теории рекапитуляции Ст. Холл так представлял развитие ребенка: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в дyxe античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает в куче песка — его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительно творчество в истории человечества. Ребенок рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций.
Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно концепциятеоретическая концепция. И, если бы ее не было, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции Ст. Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь.
 
Дж.Локк философ XVII в Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении.
Ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель мо­жет написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят ви­деть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях форми­рования личности получили достаточно широкое распрост­ранение. Социологизаторские идеи были созвучны идеоло­гии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
 
Жан-Жак Руссо Франция Ребенок от природы добр, и общество прививает ему свои пороки.
У истока развития лежат врожденные способности. Дальше главное – не мешать.
 
А.Гезелл   Ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Для объективности наблюдений впервые использовал полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»).
Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
Ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма, приспособление ребенка к своей среде.
Л.Термен, Э.Торренс американские ученые Указали на необходимость изучения влияния социальных, культурных и ситуационных факторов (особенности личности родителей, их образ жизни, домашняя обстановка), которые взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка Положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития.
Основной упор делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменеий
Дж. Уотсон американский психолог 1913 год В бихевиоризме понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретением нового опыта. Американское представление о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Учитывалось, что И.П. Павлов настойчиво отвергал любые попытки объяснить результаты опытов с условными рефлексами ссылками на субъективное состояние животного.
 
В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи.
Так возникла ассоцианистическая концепция научения
Э. Торндайк и Б.Скинер американские психологи Внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. На один и тот же стимул можно выработать разные реакции. Только та реакция, которая подкрепляется (оперант) будет результативной. В двух последних концепциях наметился поворот от строгого поведенческого павловского эксперимента к изучению мотивации и познавательноого развития ребенка. Но идея павловского эксперимента о построении нового поведенческого акта в лаборатории на глазах у экспериментатора вылилась у Б.Скинера в идею «технологии поведения» — построения на основе положительного подкрепления любого, выбранного по желанию экспериментатора поведения, что игнорировало необходимость ориентировки субъекта в собственных действиях.
Н. Миллер и К. Халл американские психологи Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение от таких сосотояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным концепциям теоретического научения.
Карл Роджерс Представитель гуманистической психологии Механическая трактовка поведения человека вызвала возмущение гуманистически настроенных ученых. К.Рождерс противопоставил Б.Скинеру свою позицию, подчеркивая, что человек свободен в своем выборе, может жить сам, «здесь и теперь».  
К. Бюлер Австрийский психолог Предложил теорию «трех ступеней развития»: инстинкт, дрессура, интеллект. Возникновение этих ступеней связано не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
По его мнению, первый этап – инстинкты – характеризуется тем, что наслаждениенаступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения действия. Но существует еще предвоающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи.
Переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения. К. Бюлер перенес эту схему на онтогенез.
Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В.Келер проводил на шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзеподобным возрастом».
К. Бюлер не причислял себя к биогенетистам. Однако его взгляды – еще более глубокое проявление рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.
 
       
       
Читайте также:  Куда обращаться если ребенок отстает в развитии

Очевидно, что оба подхода— и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, пре­уменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается прису­щих ему качественных изменений и противоречий: в од­ном случае запускаются наследственные механизмы и раз­вертывается то, что содержалось с самого начала в задат­ках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не прояв­ляющего собственной активности, напоминает скорее про­цесс роста, количественного увеличения или накопления.

Что понимается под биологическим и социальным фак­торами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. Оте­чественные психологи считают, что наследуются, по край­ней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных людей центральная нервная система функ­ционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная сис­тема, с преобладанием процессов возбуждения, дает холе­рический, «взрывной» темперамент, при уравновешеннос­ти процессов возбуждения и торможения — сангвинический. Человек с сильной, малоподвижной нервной системой. преобладанием торможения — флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Меланхолик, обладающий слабой нервной системой, особенно раним и чувствителен. Хотя наиболее легки в общении и удобны для окружающих сангвиники, нельзя «ломать» дан­ный природой темперамент других детей. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что прино­сит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Разви­тие способностей зависит не только от задатков. Если ребе­нок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на му­зыкальном инструменте, успехов в исполнительском искус­стве он не добьется и его специальные способности не разовь­ются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет от­личником, несмотря на свои данные, и его общие способно­сти к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи счита­ют активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного пери­ода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психичес­кого развития ребенка или другие отклонения. Сказывает­ся на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.



Источник