Движущие силы развития ребенка педагогика
Когда мы говорим: «Ребенок развивается нормально», мы имеем в виду, что по графику происходит не только его физиологическое созревание, но и рост его психических возможностей. Наступит пора – и он впервые улыбнется, в нужное время начнет узнавать мать, в свой срок заговорит. Перемены совершаются в ребенке закономерно, в известной последовательности. И естественно, возникают вопросы: чем определяется процесс детского развития?
Каковы его движущие силы? По поводу того, что играет решающую роль в формировании детской личности, издавна ведутся споры в философии, психологии и педагогике. Ряд зарубежных авторов утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой, и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания. Такого рода теория спонтанности детского развития противоречит данным детской психологии и возрастной физиологии и приводит к ложному пониманию возможностей и задач воспитания. Примером этому может служить система «свободного воспитания» дошкольников, которая весьма популярна в ряде западноевропейских стран и стран Америки. Сторонники этой системы выступают простив какого-либо целенаправленного обучения и воспитания маленького ребенка, предлагая создавать лишь внешнюю обстановку для «самовыражения», для «самопроявления» детской личности. При такой системе воспитания родители и воспитатели обречены на пассивность и бездеятельность, поскольку предполагается, что развитие ребенка идет все равно само собой, спонтанно и воспитатель ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы». Легко понять, что вопрос о том, можно ли сводить воспитание к созданию лишь некоторых внешних условий для спонтанного развития ребенка, предопределено его генетическим фондом, имеет не только научное, но и первостепенное практическое, жизненное значение. От того, в частности, как пойдут к его решению родители, зависит, насколько они активно и ответственно отнесутся к своим родительским обязанностям. Станут ли они легкомысленно оправдывать свои педагогические просчеты и ошибки мнимыми врожденными недостатками ребенка, или же, внимательно изучая ребенка, настойчиво овладевая педагогическими знаниями и умениями, сумеют обнаружить его истинные возможности и надлежащим образом обеспечить его всестороннее воспитание. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивая важность целенаправленного формирования способностей и нравственных качеств детской личности, выступают против фатализма, против концепции спонтанного развития и системы «свободного воспитания». Для того, чтобы реализовать потенциальные психофизиологические возможности ребенка, необходимо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте. Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.
Важное значение для правильного понимания роли воспитания в развитии ребенка имели физиологические исследования И. П. Павлова и его последователей, в результате которых было установлено, что условнорефлекторные механизмы психической деятельности формируются под влиянием условий жизни ребенка, под влиянием обучения в широком смысле этого слова.
Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств— логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки — не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения.
Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.
Итак, от воспитания зависит очень многое. Однако из этого вовсе не следует, что любое воспитательное воздействие приведет к желаемому результату. Бесполезно пытаться лепить из ребенка, как из куска мокрой глины, все, что вам вздумается, не считаясь с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями малыша, не сообразуясь с его склонностями и интересами, не учитывая того, с помощью каких методов и при какой организации его деятельности можно обеспечить оптимальные условия для его физического и духовного развития. С рождением ребенка мать и отец принуждены, так сказать, овладевать второй специальностью, становиться людьми, сведущими и в педагогике, и в психологии, и в физиологии детского развития, с тем чтобы не слепо, путем проб и ошибок, идти к намеченной цели, а сознательно решать стоящие перед ними ответственные задачи воспитания всесторонне, гармонически развитой личности. В эпоху научно-технического прогресса особое значение приобретает задача воспитания нового человека — крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого. Решающая роль в решении этой первостепенной важности задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях возрастного развития. Однако проблема заключается в том, каковы же пределы разумного использования детских возможностей.
Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения, дети 4—5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д. Идея ускорения, искусственной акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.
Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку.
Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах воспитательных воздействий. Значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Вот почему приходится решительно предостерегать против необоснованного экспериментирования. В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры — все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе. Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, чтобы дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим. Но не стоит, ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся. В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом, весьма трудным, а подчас и невозможным. Принимая во внимание особое значение дошкольного воспитания в общем процессе формирования человеческой личности, не следует родителям пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию, знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника.
Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом впервые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.
Источник
Тема:
«Особенности развития детей дошкольного
возраста»
Движущие силы и
социальная ситуация развития дошкольника.Ведущая деятельность
в дошкольном возрасте.Развитие
познавательной сферы дошкольника.Начальные этапы
формирования личности ребенка-дошкольника.Кризис дошкольного
детства (кризис 7 лет).
Портреты психологов
Даниил Борисович
Эльконин – Детская психология (1960),
«Психология игры» (1978).Обухова Людмила
Филипповна – «Этапы развития детского
мышления (1972), «Формы и функции подражания
в детском возрасте» (1994), «Детская
психология: теории, факты, проблемы
(1995).Запорожец Александр
Владимирович – исследования произвольных
действий ребенка.Венгер Леонид
Абрамович — «Развитие познавательных
способностей в процессе дошкольного
воспитания» (1986)Лев Семенович
Выготский – « Детская психология».Гальперин Петр
Яковлевич – Теория поэтапного
формирования умственных действий.Лисина Майя
Ивановна – «Проблемы онтогенеза
общения» (1986).Александр Романович
Лурия – «Речь и интеллект в развитии
ребенка» (1927).
Дошкольный возраст
является периодом интенсивного
формирования психики на основе тех
предпосылок, которые сложились в раннем
детстве. По всем линиям психического
развития возникают новообразования
различной степени выраженности,
характеризующиеся новыми свойствами
и структурными особенностями. Происходят
они благодаря многим факторам: речи и
общению со взрослыми и сверстниками,
различным формам познания и включению
в различные виды деятельности (игровые,
продуктивные, бытовые). Наряду с
новообразованиями, в развитии
психофизиологических функций на основе
индивидной организации возникают
сложные социальные формы психики, такие,
как личность и ее структурные элементы
(характер, интересы и др.), субъекты
общения, познания и деятельности и их
основные компоненты — способности и
склонности. Одновременно происходит
дальнейшее развитие и социализация
индивидной организации, в наибольшей
степени выраженные на психофизиологическом
уровне, в познавательных функциях и
психомоторике. Формируются новые
психические функции, точнее, новые
уровни, которым благодаря усвоению речи
становятся присущи новые свойства,
позволяющие ребенку адаптироваться к
социальным условиям и требованиям
жизни.
Движущими
силами развития психики дошкольника
являются противоречия, которые
возникают в связи с развитием целого
ряда потребностей ребенка:
потребность
в общении, с помощью которой усваивается
социальный опыт;потребность
во внешних впечатлениях, в результате
чего происходит развитие познавательных
способностей;потребность в
движениях, приводящая к овладению целой
системой разнообразных навыков и
умений.
Развитие ведущих
социальных потребностей в дошкольном
возрасте характеризуется тем, что
каждая из них приобретает самостоятельное
значение.
Социальная
ситуация развития дошкольника.
Потребность
в общении со взрослыми и сверстниками
определяет становление личности ребенка.
Общение со взрослыми развертывается
на основе увеличивающейся
самостоятельности дошкольника, расширения
его знакомства с окружающей
действительностью. В этом возрасте
ведущим средством общения становится
речь. Младшие
дошкольники задают «тысячи» вопросов.
Они хотят выяснить, куда уходит ночь,
из чего сделаны звезды, почему корова
мычит, а собака лает. Выслушивая
ответы, ребенок требует, чтобы взрослый
всерьез относился к нему как к товарищу,
партнеру.
Такое сотрудничество ребенка и взрослого
получило название познавательного
общения. Если он не встречает такого
отношения, у ребенка возникают негативизм
и упрямство.
В
дошкольном возрасте возникает и другая
форма общения—личностная,
характеризующаяся тем. что ребенок
активно стремится к обсуждению со
взрослым поведения и поступков других
людей и своих собственных с точки зрения
нравственных норм.
Но для бесед на эти темы требуется более
высокий уровень развития интеллекта.
Ради этой формы общения ребенок
отказывается от партнерства и становится
в позицию ученика, а взрослому отводит
роль учителя. Личностное общение наиболее
эффективно подготавливает ребенка
к обучению в школе, где ему придется
слушать взрослого, чутко впитывая
все то, что ему будет говорить учитель.
Важную роль в
формировании личности ребенка имеет
потребность в общении со сверстниками,
в кругу которых он находится с первых
лет жизни. Между детьми могут возникать
самые разные формы взаимоотношений.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок
с самого начала пребывания в дошкольном
учреждении приобретал положительный
опыт сотрудничества, взаимопомощи.
На третьем году
жизни взаимоотношения между детьми
возникают в основном на основе их
действий с предметами, игрушками. Эти
действия приобретают совместный,
взаимозависимый характер. К старшему
дошкольному возрасту в совместной
деятельности дети уже осваивают следующие
формы сотрудничества:
чередуют и
согласовывают действия;совместно выполняют
одну операцию;контролируют
действия партнера, исправляют его
ошибки;помогают
партнеру, выполняют часть его работы.принимают замечания
партнера, исправляют свои ошибки.
В процессе совместной
деятельности дети приобретают опыт
руководства другими детьми, опыт
подчинения. Стремление к руководству
у дошкольника определяется эмоциональным
отношением к самой деятельности, а
не к позиции руководителя. У дошкольников
нет еще осознанной борьбы за руководство.
В дошкольном
возрасте продолжают развиваться способы
общения. Генетически наиболее ранней
формой общения является подражание.
А. В. Запорожец отмечает, что произвольное
подражание ребенка является одним из
путей овладения общественным опытом.
На протяжении
дошкольного возраста у ребенка меняется
характер подражания. Если в младшем
дошкольном возрасте ребенок подражает
отдельным формам поведения взрослых и
сверстников, то в среднем дошкольном
возрасте ребенок уже не слепо подражает,
а сознательно усваивает образцы норм
поведения.
На уровень овладения
ребенком разными видами деятельности
существенную роль оказывают условия
его жизни и воспитания. Деятельность
дошкольника разнообразна: игра,
рисование, конструирование, элементы
труда и учения, в чем и проявляется
активность ребенка.
В
дошкольном возрасте в деятельности
ребенка появляются элементы труда. В
труде формируются нравственные качества
ребенка, чувства коллективизма, уважения
к людям. Очень важно при этом, чтобы
ребенок испытывал положительные чувства,
которые стимулируют развитие интереса
к труду. Через непосредственное
участие в труде и в процессе наблюдения
за трудом взрослых дошкольник знакомится
с операциями, орудиями, видами труда,
приобретает умения и навыки. Вместе
с тем у него развиваются произвольность
и целенаправленность действий, растут
волевые усилия, формируются любознательность,
наблюдательность. Включение дошкольника
в трудовую деятельность, постоянное
руководство им со стороны взрослого
является непременным условием
всестороннего развития психики
ребенка.
Большое влияние
на умственное развитие оказывает
обучение. К началу дошкольного
возраста психическое развитие ребенка
достигает такого уровня, при котором
можно формировать двигательные,
речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных
навыков, появляется возможность вводить
элементы учебной деятельности.
Важным моментом,
определяющим характер учения дошкольника,
является отношение ребенка к требованиям
взрослого. На протяжении дошкольного
возраста ребенок учится усваивать эти
требования и превращать их в свои цели
и задачи. Успех учения дошкольника
в значительной мере зависит от
распределения функций между участниками
этого процесса и наличия определенных
условий.
Специальные
исследования дали возможность определить
эти функции. Функция взрослого заключается
в том, что он ставит перед ребенком
познавательные задачи и предлагает для
их решения определенные средства и
способы. Функция ребенка состоит в
принятии этих задач, средств, способов
и активном их использовании в своей
деятельности. При этом, как правило, к
концу дошкольного возраста ребенок
научается осознавать учебную задачу,
овладевает некоторыми средствами и
способами выполнения деятельности и
может осуществлять самоконтроль.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник