Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка

Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка thumbnail

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Глава
1

ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ
ПАТОЛОГИИ

Общие
сведения о природе движения

Моторное
развитие есть овладение новым движением,
его ус­воение, закрепление и применение,
что происходит как в ходе онтогенеза,
так и в процессе специального обучения.
Моторное развитие делится на т р и фазы,
следующие одна за другой в необратимой
последовательности (Н.А. Бернштейн,
1947):

    1. фаза
      — овладение основным процессом
      движения в «грубой» форме при «грубой»
      координации;

    2. фаза
      — коррекция, уточнение и дифференцирование,
      тон­кая координация движения;

    3. фаза
      — закрепление и приспособление к
      различным усло­виям, стабилизация
      навыка.

В
моторном развитии огромную роль играют
координационные механизмы. С формированием
координации движения тесно свя­зано
развитие функциональных возможностей
всех органов и си­стем.

Н.
А. Бернштейн определял координацию
движений как «осо­бую группу
физиологических механизмов, создающих
непрерывное организованное циклическое
взаимодействие между рецепторным и
эффекторным процессами»I.

Произвольные
движения, в отличие от непроизвольных,
все­гда направлены на выполнение той
или иной поставленной зада­чи и
реализуются по определенным моторным
программам под непрерывным контролем
ЦНС. Управление произвольными дви­жениями
осуществляется благодаря сенсорной
коррекции, тре­бующей постоянного
поступления в ЦНС обширной информации
о ходе эфферентного процесса и о
непрерывно меняющихся внутренних и
внешних его условиях. Эта информация
передается афферентными звеньями ЦНС.
Для управления движениями не­обходимо
сличать фактически имеющиеся значения
регулируемых параметров движения с
заданными, требуемыми значениями,
система которых и составляет программу
моторного акта. В основе программы
любого моторного акта лежит сенсорный
образ вы­полняемого движения. Согласно
учению И.П.Павлова, в возник­новении
произвольных движений решающую роль
играет корковый анализ и синтез
кинестетических раздражений, поступающих
в нервную систему от работающих мышц.

Речевые
движения также реализуются на основе
их сенсорного образа, нарушения в
воспроизведении которого приводят к
нарушениям программы соответствующего
моторного акта. Это, в свою очередь,
влечет за собой расстройство управления
данным произвольным движением,
дискоординацию данного двигатель­ного
акта, что выражается в нарушениях
двигательного состава речевых движений.

Нарушения
координации движений являются основным
приз­наком затруднения в обучении
речевому процессу. Это касается как
общей, так и «тонкой» моторики. Так,
легче овладеть речью тому ребенку, у
которого лучше развиты моторные навыки.
И наоборот, ребенок, общее моторное
развитие которого отстает от возрастной
нормы, будет испытывать при обучении
речевому процессу большие трудности.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В
литературе описаны специфические
двигательные нарушения у детей с
умственной отсталостью, аномалиями
слуха, зрения, дефектами речи, у детей
с задержкой психического развития.
Не­достаточное развитие двигательной
сферы осложняет коррекцию и компенсацию
основного дефекта, затрудняет адаптацию
ребенка в условиях детского сада.

Роль
двигательных нарушений в структуре
аномального развития детей может быть
различна, и с этой точки зрения возможно
вы­делить четыре
их варианта (поЕ.М.Мастюковой, 1987):

      1. Двигательные
        нарушения могут выступать в качестве
        основ­ного дефекта (у детей с ДЦП).

      2. Двигательные
        нарушения могут выступать как ведущие
        в структуре сложного дефекта. Наиболее
        частыми видами таких слож­ных
        дефектов являются сочетания разных
        видов патологий (на­пример, сочетания
        олигофрении и нарушениия слуха и
        т.п.).

      3. Двигательные
        нарушения могут являться вторичными
        по от­ношению к основному дефекту,
        например нарушения моторики у слепых
        и слабовидящих детей. В этом случае
        они проявляются в виде несформированности
        зрительно-моторной координации,
        недостаточной моторной активности
        и скорости движений и т. д.

4.
И наконец, двигательные нарушения могут
быть составной частью ведущего дефекта
и определяться теми же механизмами,
что и основной дефект. Так, при
неосложненной форме олигоф­рении
недостаточность тонких дифференцированных
движений пальцев рук, кинетического и
кинестетического ручного праксиса,
сложных координаторных схем определяется
теми же механизма­ми, что и
интеллектуальный дефект, а именно
недоразвитием аналитико-синтетической
деятельности коры головного мозга,
конкретно — корковых зон
двигательно-кинестического анализа­тора.
К этому же варианту можно отнести
нарушения моторики при некоторых формах
заикания органического характера, в
ос­нове которого лежит недостаточность
мозжечково-экстрапирами- дно-премоторных
систем, а также нарушения моторики рук
при различных речевых дефектах коркового
генеза и своеобразную моторную
недостаточность у детей с минимальной
мозговой дис­функцией.

Сказанное
выше позволяет заключить, что специфика
мотор­ного онтогенеза и проявления
двигательных нарушений законо­мерны
для аномального развития, причем эта
закономерность име­ет свои характерные
проявления в зависимости от вида
аномалии.

Знание
этих особенностей необходимо для
правильной диаг­ностики и коррекции
нарушенных функций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-пси­хическом развитии возможно посредством оценки двигательных на­рушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается впол­не определенными системами нервных центров и проводящих пу­тей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объ­ективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Мно­гие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.

Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочис­ленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтом­ский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.

Разработка научно-методических основ физического, трудо­вого воспитания и вопросов профориентации учащихся специаль­ных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщатель­ного анализа как структуры основного дефекта, так и двигатель­ных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигатель­ные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основ­ного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.

Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вто­ричных нарушений в развитии, имеет исключительно важное зна­чение в аспекте дифференциальной диагностики различных ано­малий развития и, что очень важно, определения профиля специ­ального коррекционного учреждения.

Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференци­альной диагностики в связи с различными вариантами двигатель­ных нарушений.

Первый — двигательные нарушения являются составной ча­стью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).

Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабо­стью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и коорди­нации движений.

Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов яв­ляются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.

Четвертый — двигательные нарушения выступают в каче­стве основного дефекта. Это дети с детским церебральным пара­личам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаи­модействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и нега­тивные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормо­зят работу других нервных центров более высоких уровней. Ней­рофизиологические предпосылки для развития произвольных дви­жений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП от­сутствуют.

Известно, что аномалии развития проявляются в своеобраз­ных отклонениях формирования ряда нервно-психических функ­ций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие орга­нического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основ­ного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет опре­делять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребен­ка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетель­ствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о наруше­нии созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуще­ствляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слу­хового, тактильного и двигательно-кинестетического анализато­ров. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.

Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зри­тельно-моторной координации и ручного праксиса.

Знание общих закономерностей и этапов нормального мотор­ного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двига­тельных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На ос­нове нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от ро­ждения до 30 месяцев жизни ребенка.

Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормаль­ного моторного развития, которые присущи и детям с аномаль­ным развитием.

Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.

Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.

Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции от­дельных движений.

Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движе­ний начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечно­стям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формиру­ются в последовательности: голова, руки, ноги.

Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, форми­руются раньше, чем движения в более удаленных областях.

Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1898 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.

4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.

Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Источник