Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка
ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ
Глава
1
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ
ПАТОЛОГИИ
Общие
сведения о природе движения
Моторное
развитие есть овладение новым движением,
его усвоение, закрепление и применение,
что происходит как в ходе онтогенеза,
так и в процессе специального обучения.
Моторное развитие делится на т р и фазы,
следующие одна за другой в необратимой
последовательности (Н.А. Бернштейн,
1947):
фаза
— овладение основным процессом
движения в «грубой» форме при «грубой»
координации;фаза
— коррекция, уточнение и дифференцирование,
тонкая координация движения;фаза
— закрепление и приспособление к
различным условиям, стабилизация
навыка.
В
моторном развитии огромную роль играют
координационные механизмы. С формированием
координации движения тесно связано
развитие функциональных возможностей
всех органов и систем.
Н.
А. Бернштейн определял координацию
движений как «особую группу
физиологических механизмов, создающих
непрерывное организованное циклическое
взаимодействие между рецепторным и
эффекторным процессами»I.
Произвольные
движения, в отличие от непроизвольных,
всегда направлены на выполнение той
или иной поставленной задачи и
реализуются по определенным моторным
программам под непрерывным контролем
ЦНС. Управление произвольными движениями
осуществляется благодаря сенсорной
коррекции, требующей постоянного
поступления в ЦНС обширной информации
о ходе эфферентного процесса и о
непрерывно меняющихся внутренних и
внешних его условиях. Эта информация
передается афферентными звеньями ЦНС.
Для управления движениями необходимо
сличать фактически имеющиеся значения
регулируемых параметров движения с
заданными, требуемыми значениями,
система которых и составляет программу
моторного акта. В основе программы
любого моторного акта лежит сенсорный
образ выполняемого движения. Согласно
учению И.П.Павлова, в возникновении
произвольных движений решающую роль
играет корковый анализ и синтез
кинестетических раздражений, поступающих
в нервную систему от работающих мышц.
Речевые
движения также реализуются на основе
их сенсорного образа, нарушения в
воспроизведении которого приводят к
нарушениям программы соответствующего
моторного акта. Это, в свою очередь,
влечет за собой расстройство управления
данным произвольным движением,
дискоординацию данного двигательного
акта, что выражается в нарушениях
двигательного состава речевых движений.
Нарушения
координации движений являются основным
признаком затруднения в обучении
речевому процессу. Это касается как
общей, так и «тонкой» моторики. Так,
легче овладеть речью тому ребенку, у
которого лучше развиты моторные навыки.
И наоборот, ребенок, общее моторное
развитие которого отстает от возрастной
нормы, будет испытывать при обучении
речевому процессу большие трудности.
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка
В
литературе описаны специфические
двигательные нарушения у детей с
умственной отсталостью, аномалиями
слуха, зрения, дефектами речи, у детей
с задержкой психического развития.
Недостаточное развитие двигательной
сферы осложняет коррекцию и компенсацию
основного дефекта, затрудняет адаптацию
ребенка в условиях детского сада.
Роль
двигательных нарушений в структуре
аномального развития детей может быть
различна, и с этой точки зрения возможно
выделить четыре
их варианта (поЕ.М.Мастюковой, 1987):
Двигательные
нарушения могут выступать в качестве
основного дефекта (у детей с ДЦП).Двигательные
нарушения могут выступать как ведущие
в структуре сложного дефекта. Наиболее
частыми видами таких сложных
дефектов являются сочетания разных
видов патологий (например, сочетания
олигофрении и нарушениия слуха и
т.п.).Двигательные
нарушения могут являться вторичными
по отношению к основному дефекту,
например нарушения моторики у слепых
и слабовидящих детей. В этом случае
они проявляются в виде несформированности
зрительно-моторной координации,
недостаточной моторной активности
и скорости движений и т. д.
4.
И наконец, двигательные нарушения могут
быть составной частью ведущего дефекта
и определяться теми же механизмами,
что и основной дефект. Так, при
неосложненной форме олигофрении
недостаточность тонких дифференцированных
движений пальцев рук, кинетического и
кинестетического ручного праксиса,
сложных координаторных схем определяется
теми же механизмами, что и
интеллектуальный дефект, а именно
недоразвитием аналитико-синтетической
деятельности коры головного мозга,
конкретно — корковых зон
двигательно-кинестического анализатора.
К этому же варианту можно отнести
нарушения моторики при некоторых формах
заикания органического характера, в
основе которого лежит недостаточность
мозжечково-экстрапирами- дно-премоторных
систем, а также нарушения моторики рук
при различных речевых дефектах коркового
генеза и своеобразную моторную
недостаточность у детей с минимальной
мозговой дисфункцией.
Сказанное
выше позволяет заключить, что специфика
моторного онтогенеза и проявления
двигательных нарушений закономерны
для аномального развития, причем эта
закономерность имеет свои характерные
проявления в зависимости от вида
аномалии.
Знание
этих особенностей необходимо для
правильной диагностики и коррекции
нарушенных функций.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:
Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).
Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).
Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.
Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-психическом развитии возможно посредством оценки двигательных нарушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается вполне определенными системами нервных центров и проводящих путей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Многие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.
Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочисленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтомский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.
Разработка научно-методических основ физического, трудового воспитания и вопросов профориентации учащихся специальных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщательного анализа как структуры основного дефекта, так и двигательных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигательные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.
Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вторичных нарушений в развитии, имеет исключительно важное значение в аспекте дифференциальной диагностики различных аномалий развития и, что очень важно, определения профиля специального коррекционного учреждения.
Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференциальной диагностики в связи с различными вариантами двигательных нарушений.
Первый — двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).
Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов являются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.
Четвертый — двигательные нарушения выступают в качестве основного дефекта. Это дети с детским церебральным параличам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и негативные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормозят работу других нервных центров более высоких уровней. Нейрофизиологические предпосылки для развития произвольных движений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП отсутствуют.
Известно, что аномалии развития проявляются в своеобразных отклонениях формирования ряда нервно-психических функций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие органического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет определять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребенка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетельствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о нарушении созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуществляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.
Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зрительно-моторной координации и ручного праксиса.
Знание общих закономерностей и этапов нормального моторного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двигательных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На основе нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от рождения до 30 месяцев жизни ребенка.
Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормального моторного развития, которые присущи и детям с аномальным развитием.
Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.
Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.
Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции отдельных движений.
Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движений начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формируются в последовательности: голова, руки, ноги.
Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, формируются раньше, чем движения в более удаленных областях.
Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.
Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1898 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Источник
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка
В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.
Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:
Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).
Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).
Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.
4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.
Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.
Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.
Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.
За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.
Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.
Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.
Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.
Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.
Источник