Двигательное развитие умственно отсталого ребенка

Двигательное развитие умственно отсталого ребенка thumbnail

Физкультура Физкультура

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына JI.M, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных
движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.
Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.
Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).
Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года.

Таблица 4.1
Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8—15 лет (Горская И. Ю., 2001)

Координационные способностиДевочкиМальчики
Дифференцирование пространственных параметров движения11 —12 лет10—14 лет
Дифференцирование силовых параметров движения8-10 и 11—12 лет8-10 и 13—14 лет
Реагирующая способность (зрительно- моторная реакция)10—12 лет10—12 лет
Максимальная частота движений13 лет14 лет
Сохранение равновесия9—10 лет10—14 лет
Ориентировка в пространстве10-11 и 13—14 лет9-10 и 13—14 лет
Кинестетическая способность (точность воспроизведения заданной амплитуды движения)10—11 лет10—14 лет

Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

Источник

Физическое развитие и двигательные

способности детей с умственной отсталостью

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

 Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

 У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

 Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).

Нарушения физического развития: 

— отставания в массе тела;

— отставания в длине тела;

— нарушения осанки;

— нарушения в развитии стопы;

— нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;

— парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей;

— отставания в показателях объема жизненной емкости легких;

— деформации черепа;

— дисплазии;

— аномалии лицевого скелета. 

Нарушения в развитии двигательных способностей:

— нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве;

— координации движений;

— ритма движений;

— дифференцировки мышечных усилий;

— пространственной ориентировки;

— точности движений во времени;

— равновесия;

— отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;

— быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;

— выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

Нарушения основных движений:

— неточность движений в пространстве и времени;

— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

— отсутствие ловкости и плавности движений;

— излишняя скованность и напряженность;

— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

 Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретной учебной группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речи двигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;
  • существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
  • моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
  • нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
  • нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

— включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

— крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

— оптимальный уровень двигательных возможностей;

— физическое совершенство;

-потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

— коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.

Источник

Особенности моторного развития детей с нарушениями интеллекта.

В современной дефектологии под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС («Дефектология: Словарь-справочник/ под ред. Б.П. Пузанова). Исследованиями установлено (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.), что для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Изучение неврологической характеристики синдрома олигофрении у школьников позволило обнаружить резидуальную неврологическую симптоматику, свидетельствующую о перенесенных детьми в прошлом поражениях центральной нервной системы (Е.Н. Правдина-Вирнарская, 1957; Г.Е. Сухарева, 1965; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1967 и др.).

Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у детей с нарушениями интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Преобладающий интеллектуальный дефект (Н.Г. Морозова) у детей с нарушениями интеллектуального развития сочетается с нарушениями восприятия (В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф ), речи (М.Ф. Гнездилов), внимания, памяти (В.Г Петрова, Л.В. Занков), эмоционально-волевой сферы, поведения и моторики.

Исследование двигательной сферы умственно отсталых детей показало наличие легкого похудания отдельных мышечных групп и характерные паретичные позы конечностей. Часто бывшие парезы у детей школьного возраста проявлялись только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц. Так, активные движения паретичных мышц, замедлены, неплавны, напряжены, недифференцированы, истощаемы. У детей наблюдались трудности в развитии тонического напряжения мышц, которое осуществлялось только через несколько секунд, иногда через фазу диффузного напряжения или напряжения мышц-антогонистов (М.Б. Эйдинова, 1964).

Одной из причин недоразвития моторики исследователями указывается уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, иррадиация возбудительного и тормозного процессов

(А.Р. Лурия,1962; В.И. Лубовский,1965; С.С. Ляпидевский, Б.И.Шостак,1973 и др.). Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством крове- и лимфообращения (Э.С. Ополинский, 1973). Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

На недостаточный уровень сформированности движений у детей-олигофренов указывали еще основоположники олигофренопедагогики Э. Сеген (1903), и Ж. Демор (1909). Например, Ж. Демором предлагалось для выявления двигательных нарушений обращать внимание на выполнение детьми ходьбы, игровых действий, осуществлять проверку способности стоять но одной ноге, изучать ловкость и точность движений.

Неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений, недостаточная способность овладевать новыми движениями были выявлены у умственно отсталых детей В.П. Кащенко (1912),

Г.Н. Трошиным (1916), С.А. Чугуновым (1925) и другими.

Отклонения в развитии движений у детей с нарушениями интеллекта описывались на основе визуальных наблюдений. Позднее, эта проблема привлекла к себе большое внимание и рассматривалась более подробно, разноаспектно, с изучением качественных и количественных параметров движений, что в свою очередь позволило выявить у них довольно широкое многообразие двигательных нарушений, подлежащих коррекционному воздействию (А.Н. Граборов, 1923, 1961; Д.И. Азбукин, 1936; Н.А. Козленко, 1962; Р.Д. Бабенкова, 1963; Н.П. Вайзман, 1976; В.М. Мозговой, 1677; А.С. Самыличев,1984 и др.). Н.А. Озерецкий (1930) предлагал различные тесты для исследования статической и динамической координации, двигательных качеств, шкалу возрастных нормативов моторики. По данным его исследования лишь в 29% случаев было выявлено нормальное развитие движений. Он отмечал запаздывание навыков сидения, хождения, вялость мускулатуры, неловкость произвольных движений, синкинезии.

Умственно отсталым свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых систем (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, 1963; М.Б. Эйдинова, 1964; Е.М. Мастюкова,1982). Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок. Элементарные движения относительно более сохранны.

Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало, что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры, манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они позже начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук плохо координированы, затрудняется осмысление и запоминание движений (Р.Д. Бабенкова, Л.И. Боброва, 1983).

Глубокие исследования уровня развития двигательных способностей как одного из важных звеньев моторики учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида с целью поиска эффективных способов коррекции нарушений движений показали ряд специфических особенностей в их формировании и позволили установить у таких детей существенное отставание уровня развития двигательных способностей от нормы (Н.П.Вайзман,1976; А.С. Самыличев,1984).

Авторами выявлено, что коэффициенты вариаций показателей двигательных способностей у них весьма значительны. Так, при оценке показателей статической координации в возрасте 13-14 лет коэффициент вариации составлял 116% (у здоровых — 78%), в возрасте 11-12 лет — 106% (Н.П.Вайзман,1976). Аналогичные результаты были получены А.С. Самыличевым (1984).

Хуже, чем у здоровых детей, развита у умственно отсталых и кинестетическая чувствительность, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений (Р.Д. Бабенкова,1963; Н.А. Козленко,1966; С.Ю. Юровский,1971; В.М. Мозговой,1977).

При исследовании чувства ритма у учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида А.А. Зеленковым (1980) было выявлено, что наилучшие показатели отмечены в возрасте 12 лет, в младшем и старшем школьном возрасте эти показатели ниже.

Изучение способностей умственно отсталых школьников 7-16 лет дифференцировать свои движения при воспроизведении пространственных параметров позволило выявить ряд существенных отклонений в оценке точности их движений, которая фиксировалась по величине их ошибок

(С.Ю. Юровский,1980). Сравнительных анализ результатов, показанных учащимися, свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта имеются значительные нарушения в точности пространственной оценки движений. Наилучший возраст для развития этого показателя — период от 7 до 12 лет. Для типичны движения, выполняемые с переоценкой воспроизводимой амплитуды, для нормальных школьников, наоборот, чаще всего с недооценкой. Автор делает вывод, что точность движений у умственно отсталых школьников зависит от совершенства анализаторных систем.

Различными авторами выделяются следующие нарушения движений учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида (А.А. Дмитриев, 1989):

— нарушения при ходьбе — сутулость, дискоординация движений рук и ног, топание ногами, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, постоянные отклонения от пути по прямой, неодинаковая длина шагов, неодинаковая амплитуда при взмахах руками, носки ног обращены вовнутрь или наружу, вертикальные движения туловищем, отклонения туловища от вертикальной оси. Ходьба на прямых, полусогнутых ногах, вразвалку.

— нарушения при беге — чрезмерный уклон туловища, головы вперед, чрезмерное напряжение рук, мелкие шаги, неритмичность, малая амплитуда движений рук, руки прижаты к туловищу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног. Бег на прямых или полусогнутых ногах.

— нарушения при прыжках — при прыжках с места: отталкивание происходит одной ногой, дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабый взмах руками, низкий присед, толчок прямыми ногами; прыжки в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания, слабое финальное усилие, дискоординация рук и ног в полете, неумение приземляться, отталкивание прямой ногой.

Также следует отметить недостатки мелкой моторики рук умственно отсталых младших школьников.

Н.А. Козленко выделяет два типа этих недостатков:

-1-ый тип связан с неспособностью выполнения детьми дифференцированных движений пальцами рук. В основном это дети с парезами пальцев рук;

-2-ой тип проявляется в том, что учащиеся, владеющие активными изолированными движениями пальцев рук, не могут осуществлять эти движения одновременно двумя руками или без контроля зрения. Причина этого — несовершенство аналитико-синтетической деятельности ЦНС и отсутствии у детей практического опыта в выполнении действий.

Как отмечается исследователями (Н.А. Козленко, Р.Д. Бабенкова) моторика детей с легкой степенью умственно отсталости с возрастом развивается, недостатки движений сглаживаются, но не исчезают. Нарушения движений у учащихся 5-9 классов проявляются в недостаточной точности, неуклюжести, неумении целесообразно построить двигательное действие. Среди детей можно выделить группу учащихся, которые достигают значительно лучших показателей при выполнении сложных заученных движений, но при изменении условий деятельности или двигательной задачи такие дети не могут быстро перестроить свою двигательную деятельность, зацикливаются на одном движении. Недостатки мелкой моторики рук у умственно отсталых старшеклассников заметно сглаживаются.

Важную роль в осуществлении трудовой и бытовой деятельности как у нормальных, так и у аномальных детей играют двигательные качества: сила, быстрота, ловкость и выносливость, изучением которых у умственно отсталых занимались ряд исследователей (Е.С. Черник,1966; Н.П. Вайзман,1976; А.С. Самыличев,1984 и др.). Большинство авторов указывают на заниженный уровень двигательных качеств у умственно отсталых по сравнению с учащимися массовых школ.

Развитие такого важного показателя, как сила, по мнению Э.П. Бебриша (1976), у умственно отсталых не отстает от уровня нормальных школьников. Однако, более поздние исследования А.С. Самыличева (1984) и А.А. Дмитриева (1987) показали, что уровень развития силы у детей с легкой степенью умственно отсталости по сравнению с учениками массовой школы снижен и это наблюдалось во всех сравниваемых возрастных группах (см. граф.№2-3).

При исследовании выносливости у мальчиков 7-16 лет, обучающихся во вспомогательной школе, обнаружено, что наибольший прирост ее отмечен в возрасте от 11-12 до 13-14 лет (Р.А. Белов,1975). Сравнительный анализ уровня развития выносливовти у детей массовых и вспомогательных школ показал значительное отставание детей с нарушениями интеллекта от нормы

Быстрота движений умственно отсталых характеризуется замедленной реакцией на звуковой раздражитель, темп движений с возрастом увеличивается, но развитие этого качества у них отстает от нормально развитых детей на 6-7 лет

Ловкость движений у детей с нарушением интеллектуального развития с возрастом развивается, но очень медленно, по данным А.А. Дмитриева. «Даже в старших классах убыстрение движений затрудняет дифференциацию мышечных ощущений и нарушает пространственную организацию движений».

Источник