Двигательное развитие ребенка с умеренной умственной отсталостью

Двигательное развитие ребенка с умеренной умственной отсталостью thumbnail

Жузлова Олеся
Двигательное развитие детей-инвалидов с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой) и ТНР

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно- двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Цель обучения — обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является. Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений осуществляется на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных, которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др., подъемники и др

Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие».

Формирование умения удерживать голову

Ожидаемый результат: удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом, в положении сидя

Методические рекомендации: При обучении удержанию головы в положении сидя (цель обучения) рекомендуем выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч. В положении лежа на животе на горизонтальной плоскости для облегчения удержания головы под голову и плечи ребенка подкладывают валик или согнутые в локтевых суставах руки. При выполнении упражнения на большом гимнастическом мяче для облегчения удержания головы учитель раскачивает мяч вперед/назад. Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся (мигающим или меняющим цвет) предметом, собственным отражением в зеркале.

Формирование умения выполнять движения головой

Ожидаемый результат: выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя, повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя, «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Методические рекомендации: Ребенок выполняет наклоны и повороты головой в положении сидя или стоя, исходное положение головы прямо. Ребенок учится наклонять голову вправо/влево, вперед/назад. Для привлечения внимания ребенка учитель использует звучащую игрушку, например, резиновый мишка. Игрушка располагается таким образом, чтобы при наклоне головы она издала звук. Для того чтобы ребенок повернул голову, в качестве мотивации учитель использует привлекательный для него предмет. Если ребенок поворачивает туловище вместе с головой, то рекомендуем зафиксировать туловище (например, удерживать руками) перед выполнением упражнения. «Круговые» движения ребенок выполняет по образцу, заданному учителем, в медленном темпе.

Формирование умения выполнять движения руками

Ожидаемый результат: выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

Методические рекомендации: Ребенок учится выполнять движения руками в положении стоя в процессе совместных с учителем действий. Учитель располагается за спиной ребенка, берет его за запястья и выполняет движения по максимальной амплитуде. Например, подняв руки ребенка вверх, удерживает их, затем возвращает в исходное положение. Обучение «круговым» движениям начинают с выполнения синхронных движений в одном направлении (вперед/назад, вправо/влево). После этого переходят к выполнению разнонаправленных движений (руки одновременно движутся в разных направлениях).

Формирование умения выполнять движения пальцами рук

Ожидаемый результат: выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

Методические рекомендации: Ребенок учится выполнять движения пальцами в процессе совместных действий с учителем. Учитель захватывает кисть ребенка своей кистью и сгибает фаланги пальцев рук. Если ребенок испытывает трудности при разгибании пальцев, учитель помогает ему.

Формирование умения изменять позу в положении лежа

Ожидаемый результат: изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину

Методические рекомендации: Ребенок, который самостоятельно не передвигается (повышенный мышечный тонус, учится выполнять повороты туловища в положении лежа. Для выполнения поворота со спины на живот, ребенку оказывается помощь: учитель захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища, стимулируя последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног. Учитель может оказывать помощь ребенку за счет тяги противоположной руки вбок по касательной. Для облегчения выполнения поворота используется наклонная плоскость. При выполнении поворота с живота на спину, в том случае, когда поворот осуществляется влево, учитель поднимает вперед вверх левую руку ребенка, при этом его правое плечо наклоняет в сторону поворота, стимулируя его дальнейшее активное включение в поворот. Важным условия для выполнения самостоятельного поворота является наклонная плоскость.

Формирование умения выполнять движения ногами

Ожидаемый результат: выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад

Методические рекомендации: Ребенок стоит, держась за опору, и выполняет движения ногами. Сначала он учится двигать ногу вперед, назад, в сторону, не отрывая ее от пола. После этого ребенок учится поднимать прямую ногу в разных направлениях. При необходимости учитель одной рукой захватывает ногу ребенка в области пятки, другой рукой придерживает колено ребенка, чтобы оно не сгибалось. Поднимать согнутую в колене ногу ребенок учится до ориентира, заданного учителем. Когда ребенок учится отводить ногу назад, учитель придерживает ее за голеностопный сустав.

Источник

Физкультура Физкультура

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына JI.M, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных
движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.
Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.
Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).
Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года.

Таблица 4.1
Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8—15 лет (Горская И. Ю., 2001)

Координационные способностиДевочкиМальчики
Дифференцирование пространственных параметров движения11 —12 лет10—14 лет
Дифференцирование силовых параметров движения8-10 и 11—12 лет8-10 и 13—14 лет
Реагирующая способность (зрительно- моторная реакция)10—12 лет10—12 лет
Максимальная частота движений13 лет14 лет
Сохранение равновесия9—10 лет10—14 лет
Ориентировка в пространстве10-11 и 13—14 лет9-10 и 13—14 лет
Кинестетическая способность (точность воспроизведения заданной амплитуды движения)10—11 лет10—14 лет

Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

Источник

по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью по СИПР

Разработчик программы: учитель физической культуры Прилукова Л.Э.

Настоящая рабочая программа по физической культуре для 1 класса по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью разработана на основе:

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016учебный год» (с изменениями на 26 января 2016 года).

Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств (мышечной силы, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции).

2. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

3. Обогащение словарного запаса.

1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся.

2. Активизация защитных сил организма ребёнка.

3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.

4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата .

6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений, гиподинамии и пр.).

7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2. Воспитание нравственных и морально- волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениям .

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью коррекционного курса занятий

— удерживание головы: в положении лежа на спине, в положении лежа на животе, в положении на боку (правом, левом), в положении сидя;

— выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя); повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя);

-выполнение движений пальцами рук: сгибать /разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак /разгибать;

-бросание мяча: двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы);

-изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину;

-изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево);

-изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево) наклон (вперед, назад, вправо, влево);

— движений ногами: подъем ноги вверх; отведение ноги в сторону.

Тематический план

Учебно-методический комплекс

Адаптированная основная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

1

СИПР

0 — отсутствие движения, навыка;

1 — выполнение с помощью;

2 — самостоятельное выполнение. 

Электронные образовательные ресурсы

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Дифференцировка усилий

2

13.09

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Дифференцировка усилий

3

20.09

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Дифференцировка усилий

4

27.09

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Дифференцировка усилий

5

04.09

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Дифференцировка усилий

6

11.10

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

7

18.10

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

8

25.10

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

2 четверть

9

08.11

Удерживание головы

Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

10

15.11

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

11

22.11

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

12

29.11

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

13

06.12

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

14

13.12

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

15

20.12

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

16

17.01

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений головы, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

3 четверть

17

24.01

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

18

31.01

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине/животе ,стоя или сидя)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

19

07.02

Выполнение движений головой

Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине/животе ,стоя или сидя)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

20

14.02

Выполнение движений руками

Вперёд .назад, вверх, в

стороны

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений рук, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

21

21.02

Выполнение движений руками

Вперёд .назад, вверх, в

стороны

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

22

28.02

Выполнение движений руками

Вперёд .назад, вверх, в

стороны

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений рук, ритмичность действий

https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html

23

07.03

Выполнение движений руками

Вперёд .назад, вверх, в

стороны, «круговые»

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация движений рук, ритмичность действий

24

14.03

Выполнение движений пальцев рук

Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация точности мелких движений кистью и пальцев

25

21.03

Выполнение движений пальцев рук

Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация точности мелких движений кистью и пальцев

26

04.04

Выполнение движений пальцев рук

Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация точности мелких движений кистью и пальцев

4 четверть

27

11.04

Выполнение движений пальцев рук

Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация точности мелких движений кистью и пальцев

28

18.04

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

29

25.04

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

30

02.05

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

31

10.05

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

32

16.05

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

33

21.05

Выполнение движений ногами

Подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

34

30.05

Выполнение движений ногами

Подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону

Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение

Координация и согласованность действий

Источник