Двигательная активность как средство полноценного развития ребенка

Двигательная активность как средство полноценного развития ребенка thumbnail

консультация для воспитателей

«Двигательная активность

как средство полноценного развития детей»

Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок трехлетнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение — преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай». Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего — частые простуды, вялость, раздражительность.

Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.

Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:

  • утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;

  • физкультурные и музыкальные занятия;

  • прогулки на свежем воздухе;

  • продвижные игры различной степени активности;

  • физкультминутки и динамические паузы;

  • пальчиковые игры;

  • самостоятельная двигательная деятельность.

Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

  • использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

  • соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

  • применение разных способов организации дошкольников;

  • рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

  • создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

  • активизацию детской самостоятельности;

  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Организуя свою педагогическую деятельность, следует помнить: двигательная активность это биологическая потребность растущего организма. Не надо подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого;

двигательная активность ребенка зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства: их поведение уравновешено, они не переутомляются. Такой ребенок ходит, бегает, прыгает столько, сколько хочет. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешены, не могут контролировать свое поведение, быстро утомляются, не склонны к выполнению упражнений требующих точности, координации. Не следует резко прекращать их двигательную активность. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают спокойные игры. У них медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают активных игр со сверстниками, вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья. Поэтому так важно обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными, яркими и привлекательными игрушками, пособиями для развития двигательной активности таких детей и выделить для этих целей в групповой комнате.

Источник

Семинар-практикум на тему:

«Двигательная активность

как средство полноценного развития детей»

Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

                                                                                                                                             Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Двигательная активность является естественной биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет последующее структурное и функциональное развитие их организма. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша «его естественной стихией».

Движения являются важной составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Постоянный приток про-приоцептивной импульсации, которая возникает во время мускульной деятельности, всесторонне стимулирует развитие детей в физическом, сенсорном и интеллектуальном направлении.

Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай».

Оптимальная двигательная активность исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и усовершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта (Н.Т. Лебедева, А.А. Маркосян, И.В. Муравов и др.)., поэтому и был организован семинар-практикум на эту важную и актуальную тему.

Необходимый объем двигательной активности детей является решающей гарантией воспитания всесторонне развитого, здорового подрастающего поколения.

В детском саду педагогическая деятельность, направлена на приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Для того чтобы не возникал дефицит движения, установлен двигательный режим, в нем предусмотрены следующие режимные моменты:

-утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;

-физкультурные и музыкальные занятия;

-прогулки на свежем воздухе;

-подвижные игры различной степени активности;

-физкультминутки и динамические паузы;

-самостоятельная двигательная деятельность.

                                                                                                                                                 И если подсчитать двигательную активность детей в течении дня, то получается:

-Утренняя гимнастика – от 5 до 10 мин.

-Двигательная деятельность между занятиями – от 7 до 10 мин.

-Физкультминутки – от 3 до 5 мин.

-Физкультурные занятия – от 15 до 30 мин.

-Оздоровительный бег – от 1 до 3 мин.

-Двигательная активность на первой прогулке – от 10 до 30 мин.

-Гигиеническая разминка после сна – от 10 до 15 мин.

-Вторая прогулка – от 10 до 20 мин.

-Самостоятельная двигательная деятельность – от 15 до 20 мин.

Итого: 7-8 часов в неделю.

                                                                                                                                                 Физиологи призывают не подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого. 

Каждый докладчик семинара поделился опытом в той или иной направленности по улучшению двигательной активности детей:

Кристал Н.В. рассказала о развитии двигательной активности детей раннего возраста.

 ТурбылеваТ.В. и Гирушева Ю,Г.. напомнила о пользе подвижных игр, их видах и проиграла с педагогами игру с бегом, прыжками, метанием и народную игру.

Алекперова Н.В. поделилась опытом, какие динамические паузы любят дети её группы, их место и значение в режиме дня. предложила выучить несколько физминуток.

Кондратенко О. В. поделилась опытом организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Вульчина Е.Е. рассказала о нестандартном оборудовании для самостоятельной двигательной деятельности и подделалась опытом его использования.

Прослушав все доклады, выполнив все упражнения, педагоги сделали выводы, что все предложенные методики очень полезны в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

Источник

Слайд 2

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Здоровье ребенка — динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. А. Г. Сухарев

Слайд 3

Двигательная активность Количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования Биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым Способствует развитию всех систем организма

Слайд 4

Влияние двигательной активности на общее развитие и формирование личности ребёнка Способствует более интенсивному интеллектуальному развитию (Н. М. Щелованов , М. Ю. Кистяковская ) Положительно влияет на развитие речи (М. Кольцова) Формирует личностные качества: самостоятельность, активность, инициативность, смелость

Слайд 5

Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье детей Происходит перестройка функциональных структур организма Снижаются показатели жизненной ёмкости легких Повышается масса тела В два раза увеличивается заболеваемость Формируется малоподвижный образ жизни

Слайд 6

Интенсивность движений зависит от ряда факторов возраста пола ребёнка времени суток времени года индивидуальных особенностей детей условий, в которых растет ребёнок

Слайд 7

№ п / п Форма двигательной деятельности Особенности организации, продолжительность Специально организованные занятия 1. Занятия по физкультуре 2 раза в неделю 10 минут 2. Физкультурный досуг Со всей группой ежемесячно 10 – 15 минут Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня 3. Утренняя гимнастика Ежедневно 4 – 5 минут по специально разработанным игровым комплексам 4. Подвижные игры на прогулке и в группе Ежедневно 2 раза в день 10 – 15 минут (в дни проведения физкультурных занятий – 6 – 8 минут) 5. Дифференцированные физические упражнения на прогулке и в группе Ежедневно 2 раза в день 5 – 10 минут 6. Физкультминутка Ежедневно на занятиях с преобладанием статических поз (1 — 2 минуты) 7. Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5 – 8 минут 8. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно 15 – 20 минут проводится под наблюдением воспитателя Модель двигательной активности детей I младшая группа

Слайд 8

Создание условий для двигательной активности предоставить пространство для движений подобрать пособия и показать, как можно их использовать действовать вместе с детьми, являясь образцом для подражания

Слайд 9

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Слайд 10

. П овышает и удерживает умственную работоспособность детей на занятиях , обеспечивает кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища. Физкультминутка и пальчиковая гимнастика

Слайд 11

Зрительная гимнастика И спользуется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз для укрепления мышц глаз для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Слайд 12

Подвижные игры и физические упражнения в течении дня . Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений являются: — дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; — совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; — развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; — воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Слайд 14

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом . Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Слайд 16

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Слайд 17

Образовательная деятельность физическая культура – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Слайд 19

Д вигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой, зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Источник

Таисья Сагалакова
Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»

Консультация для педагогов

«Двигательная активность – средство полноценного развития детей»

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»

Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок трехлетнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

«В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего»

— Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение — преграда любой болезни.

А древнегреческие мудрецы говорили:

«Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай».

Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.

Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:

Утренняя гимнастика – от 5 до 10 мин.

Двигательная деятельность между занятиями – от 7 до 10 мин.

Физкультминутки – от 3 до 5 мин.

Физкультурные занятия – от 15 до 30 мин.

Оздоровительный бег – от 1 до 3 мин.

Двигательная активность на первой прогулке – от 10 до 30 мин.

Гигиеническая разминка после сна – от 10 до 15 мин.

Вторая прогулка – от 10 до 20 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность – от 15 до 20 мин.

Итого: 7-8 часов в неделю.

Содержание игр и упражнений предусматривается:

• использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

• соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

• применение разных способов организации дошкольников;

• рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

• создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

активизацию детской самостоятельности;

• стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Содержание игр и упражнений предусматривается:

• использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

• соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

• применение разных способов организации дошкольников;

• рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

• создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

активизацию детской самостоятельности;

• стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Поэтому так важно обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными, яркими и привлекательными игрушками, пособиями для развития двигательной активности таких детей и выделить для этих целей в групповой комнате.

Источник

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность

как средство полноценного развития детей»

Подготовила: 

воспитатель МБДОУ «ЦРР — детский сад «Лучик» г. Мичуринска

Мастина О.В.

   Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нор­мально физически развивающийся ребенок трехлетнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

   Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

   Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение — преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть умным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай». Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего — частые простуды, вялость, раздражительность.

   Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.

   Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое вос­питание.

   Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:

  • утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
  • физкультурные и музыкальные занятия;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • продвижные игры различной степени активности;
  • физкультминутки и динамические паузы;
  • пальчиковые игры;
  • самостоятельная двигательная деятельность.

   Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

   Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

  • использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
  • соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
  • применение разных способов организации дошкольников;
  • рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
  • активизацию детской самостоятельности;
  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Организуя свою педагогическую деятельность, следует помнить:

  двигательная активность это биологическая потребность растущего организма. Не надо подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого;

двигательная активность ребенка зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства: их поведение уравновешено, они не переутомляются. Такой ребенок ходит, бегает, прыгает столько, сколько хочет. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешены, не могут контролировать свое поведение, быстро утомляются, не склонны к выполнению упражнений требующих точности, координации. Не следует резко прекращать их двигательную активность. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают спокойные игры. У них медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают активных игр со сверстниками, вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья. Поэтому так важно обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными, яркими и привлекательными игрушками, пособиями для развития двигательной активности таких детей и выделить для этих целей в групповой комнате.

 Информационные источники:

Галиузова  Л.Н.,  Мещерякова С.Ю. Физическое развитие / Игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2007

Необходимые комментарии:

Уважаемые коллеги, готовя материал для информационной справки к аттестации свою старую работу на нескольких сайтах, под разными фамилиями и без. Возможно я не стала бы размещать уже опубликованный на другом портале материал, если бы не это обстоятельство. Значит материал нужный, востребованный, интересный и может и должен быть опубликован на любимом портале.  

Информация для тех, кто будет проверять на антиплагиат: текст 5337 слов. Первые 656, а так-же частично 132 (4 и 5 абзац с конца, от утренней зарядки) – заимствованные из источников в интернете.

Моя публикация от 26. 01 2017: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-dvigatelnaya-aktivnost-kak-sredstvo-polnocennogo-razvitiya-deteydoshkolnikov-1559763.html 

https://vseuroki.pro/doc/konsultaciya-dlya-vospitateley-dvigatelnaya-aktivn-5775.html  под моим авторством, но размещена не мною

Точные копии моей работы:

https://9liski.detkin-club.ru/custom_2/145510   10.03.17 100%

https://weburok.com/1372295#downloadjump 05.09.2017 100%

https://lib-5.ru/urok7/urok-571366.php  100%

https://4995.maam.ru/maps/news/294052.html  22.03.2019 95%

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_kak_vospitat_dvighatiel_nuiu_aktivnost_u_dietie   04.02.18  75% и так далее. 

Источник