Духовное развитие ребенка в начальной школе

Духовное развитие ребенка в начальной школе thumbnail

Выступление по теме:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов:

Сергеева Н.И.

2014г

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания начальных классов нашей школы реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Цель: создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Усиление воспитательной функции невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися начальных классов нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.

Формы внеурочной работы с детьми:

  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

  • Детская благотворительность.

  • Социальные проекты.

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация спортивных соревнований, праздников.

  • Проведение совместных праздников школы и общественности.

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Создание воспитывающей среды:

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности начальной школы.

В классах и рекреациях школы организованы подпространства, оформление стен, стенды и стенгазеты, позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать:

  • символы российской государственности и символы родного края, района;

  • общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

  • историю, культурные традиции,

  • афоризмы о нравственности и др.,

  • цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,

  • портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)

Узнавать:

  • достижения учащихся и педагогов школы;

  • выпускников школы, которыми она гордится;

  • связи школы с социальными партнерами;

  • Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны

  • баннеры над входом в школу

«Я горд и счастлив, что живу в России,

Я рад тому, что здесь учусь!»

«Здесь учился Алексеенко, ..»

  • стенды в коридорах школы, в кабинетах, в залах (например: «Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)

  • Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);

  • выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты)

  • ценности здорового образа жизни (например, наличие специально- оборудованного спортивного залов и т.п.);

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, школьные праздники, культурные события, социальные проекты).

Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей, учащихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей города, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня, выставок и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня».

Проекты

Социальные проекты

В начальной школе проводятся и социальные проекты по направлениям воспитания (например, помощь ветеранам, очистим нашу реку, операция БУНТ, шефство в младшем классе и т.п.).

Проект может включать следующие разделы:

  1. название (понятное детям);

  2. ценностные основания, которые воплощены в проекте;

  3. основные события и механизмы реализации проекта;

  4. участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);

  5. результаты проекта, способ оценки результата;

  6. способ хранения информации о проекте, оформление.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

  • диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

  • диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

  • изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

  • развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

  • приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

  • диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

  • диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

  • письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

  • диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

  • диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

  • диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Источник

Людмила Сурикова
Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

«Ушёл в историю XX век, — пишет В. Д. Ширшов. — Он дал народам России колоссальный исторический, социальный и духовный опыт. Дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь. Две великие войны пережил наш народ. И только патриотизм и духовно-нравственная сила мировосприятия позволили россиянам сохранить свою национальную самобытность и территорию».

Сегодня в этом направлении назрели существенные проблемы. Одной из самых главных проблем духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения является отсутствие нормативности этого процесса, неопределенность самого понятия «духовно-нравственного воспитание». Как указывает протоиерей Евгений Шестун в книге «Православная педагогика» «такие понятия, как «воспитание», «духовность», «духовно-нравственное становление», в существующем законодательстве практически отсутствуют».

Социально — экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитаниисовременных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н. э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Школьный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В дошкольном и школьном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У школьника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно — нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание школьника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость;важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида;общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в учебниках литературного чтения, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, помогают учителю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию школьников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только школе, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия школы и родителей.Огромное значение имеет пример взрослых: учителя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у школьников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Учителю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Формы работы:

— создание развивающей среды;

— тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

— этические беседы

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и традициями, и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и др.)

— тематические выставки детского творчества.

— широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

— очень важно ознакомить детей с народными промыслами.

Работу по нравственному воспитанию провожу по нескольким направлениям «Моя семья», «Родной город», «Моя страна», «Родная природа», «Родная культура»

Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому в рамках направления «Моя семья», на уроках, в беседах, классных часах дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.

В рамках проекта «Моя семья» родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи.

Мне хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной. В рамках направления «Родной город» провожу целевые экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку, музей ремёсел и др., где мы с детьми являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения города, его достопримечательностями, видами транспорта, трудовой деятельностью людей, знаменитыми земляками. В результате проведенной работы знания обучающихся стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

На уроках окружающего мира по направлению «Родная страна» дети знакомятся с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнают о столице нашей Родины, республике, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на классных часах «День России», «День государственного флага», «День города» и др. Отдельным направлением затронута и военная тематика. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.

Считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашей школеуже стало хорошей традицией отмечать праздники: Новый год, Рождество Христово, Колядки, Масленицу, Пасху, обязательно празднуются именины детей.

Труд является одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей. Приобщая детей к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения школьников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать. Летом ребята с удовольствием работают в наших цветниках. Дети сажают цветочную рассаду, пропалывают и поливают клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

На протяжении всего учебного года постоянно ведётся работа с родителями. Результатом стала убежденность в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. Я стараюсь вовлекать родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку. Ведь все мы хотим увидеть наших детей счастливыми, добрыми, умными – настоящими патриотами своей Родины.

«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом

окажется напрасным, а сами мы станем предателями

и изменниками великого русского дела, если не сделаем

должных выводов из горького опыта, доставшегося

нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,

и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,

чистую жизнь и благие дела!»

(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн)

Источник