Духовное развитие для ребенка сказки

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»

Тема выступления

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Саитова Галина Викторовна

« Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 Духовность — это то, чем и ради чего человек живет  и действует.

               Нравственность — это то, как он живет и действует.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

        Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия  духовности и  нравственности через  сказку. Именно  со  сказки у  ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

Сказка — удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который педагоги могут успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей. Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская  народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. 

У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

А также с помощью сказки у детей можно развить :

умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетическое чувство, чувство юмора.

Но этого всего возможно достичь лишь в случае, когда ребенок заинтересован и увлечен, поэтому необходимо выбирать сказки, подходящие для определенного возраста. Для этого более подробно остановимся на том, какие сказки и в каком возрасте необходимо читать.

Первые годы жизни ребенка -это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.

Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу.

Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок».

После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых.

Эти сказки помогут детям понять:

— как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»);

— как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

— что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»);

— что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь»);

— что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

После 5-ти лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение.

Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.

В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников: Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм и другие.

Между 6-ю и 7-ю годами мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц.

Это сказки и былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и другие произведения Ш. Перро; «Аленький цветочек» А. Аксакова; «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.

С возраста 6-7 лет читаем сказки-притчи. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме, учит детей думать, развивает интуицию и воображение. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и, иногда, посмеяться над своими же ошибками.

Я хочу поделиться своими вариантами работы со сказкой. Обычно, работу по сказке я провожу поэтапно.

Основные этапы работы со сказкой.

  1. Подготовка к сказке.

На первом этапе проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Если сказка о животных, называть их, где живут, описать их внешний вид, рассказать об их повадках. Активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Можно читать про животных стихи, потешки; знакомить с пословицами и поговорками, относящимися к сюжету сказки, времени года, объяснять их смысл. Вся эта работа в дальнейшем помогает лучшему усвоению содержания сказки.

  1. Знакомство со сказкой.

На втором этапе идет непосредственное знакомство со сказкой. Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их на прослушивание. Вся эта работа поможет сконцентрировать внимание детей.

Например, можно просто позвать к себе детей и сказать: «Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну и т.д.». А можно устроить сюрпризный момент с приходом сказочного героя, который пригласит в свою сказку. А можно незаметно положить книгу с новой сказкой, обратить внимание на неё, что интересного она может рассказать? Таких примеров можно привести много.

Затем детям читается сказка, эмоционально, с выражением, возможно с демонстрацией иллюстраций или слайдов.

  1. Беседа по сказке – обмен мнениями

После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.

Примерные темы для беседы по сказке

— положительные герои

— отрицательные герои

— волшебные предметы

— сказочные действия

— сказочные места

— наличие трудных задач

— сказочное время

— сказочное превращение

— свое отношение к героям

4.Рассуждаем и творим по сказке

Тематика сказки продолжается и в последующие дни. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки и решать некоторые образовательные задачи. Мы   используем «Универсальную схему вариативной работы со сказкой» (по методике Фесюковой Л.Б.), которая содержит следующие примерные разделы:

— нравственный урок: выяснения главного смысла сказки (чему учит? На что нацеливает?)

— задания на воспитание добрых чувств

— речевая зарядка по тематике сказки

— задания на развитие мышления и воображения

— творческая деятельность по сказке.

Пример использования «универсальной схемы вариативной работы со сказкой» на примере сказки  «Гуси – лебеди»

Нравственный урок

Выяснение вместе с детьми главного смысла сказки. подведение к тому, что главный смысл сказки отражен в пословице: «Как аукнется, так и откликнется». Обсуждение с примерами.

Воспитание добрых чувств

Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка. Как вы думаете, почему? (ответы детей) а кому сопереживаете вы? (ответы детей)

Речевая зарядка

— почему сказка называется «Гуси- лебеди»? придумайте ей другое название.

— назовем грустные, веселые слова из сказки.

— возьмем у детей интервью о девочке из сказки.

— этимология слов «причитала», «слезами заливалась.

— как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?

— отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять»?

5.Развитие мышления и воображения

Придумаем сериал по сказке. Темы для серий-продолжений могут быть следующими: «Гуси – лебеди невидимки»; «печка, яблонька и речка стали великанами»; «дело было зимой», «как бы я спасла братца»? и т.п.

Сказка развивает руки творческая деятельность по сказке

Методом пальцевой живописи нужно изобразить стаю лебедей, уносящих мальчика. Можно оформить книжку – картинку об этом.

Обязательно, работая со сказкой, нужно знакомить старших детей с наличием в сказках зачинов, присказок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений. Можно предлагать им сочинение собственных зачинов, концовок, сказочных оборотов и выражений.

На донном этапе основной акцент делается на развитии активной речи  детей, умении находить причинно- следственные связи тех или иных поступков героев, умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать.

6.Повторение сказки

На данном этапе в последующие дни педагоги вместе с детьми вспоминают сказку и ее события. В работе используется наглядный материал, словесные дидактические игры: «Начни сказку», «продолжи сказку», «Закончи сказку», формируется умение продолжить любой текст( в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования.

Можно предложить детям дать подробную характеристику героям сказки, подбирая как можно больше прилагательных, которые характеризуют героев.

На этом этапе можно удачно использовать разнообразные формы речевых заданий.

Речевые задания на конструирование слов, словосочетаний и предложений:

— придумать несколько однородных слов (лес – лесок, лесовичок);

— придумать рифмы к словам (кузнец – удалец), возможно с переходом к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

— Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «от каждого-  по словечку»: «Колобок» — «Колобок катится» — Колобок катится по дорожке» — Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Важным  является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приёмы в работе со сказками:

— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

— сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе- «длиннохвостая». «пушистохвостая»);

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях, этому способствует правильное ударение (мука-мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

— Объяснить происхождение слова: в сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки…)

Эта работа тоже направлена на развитие речи детей. На этом этапе можно использовать и такой прием, как прослушивание сказки на аудиокассете. Дети слушают правильную и красивую речь артистов, как они передают голосом характер героев сказки. Это в дальнейшем помогает детям в театрализации сказки. Они  стараются подражать их голосам, играя роль того или иного героя в сказке.

7.Театрализация сказки

На последнем этапе проходит театрализация сказки. По своему желанию дети выбирают для себя роль, надевают маски, костюмы и разыгрывают сказку по ролям. Несколько импровизационных репетиций и можно показывать сказку в сюжетной игре «Театр», детям других групп и даже родителям.

Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.

Викторины по сказкам

Работая со сказками, соблюдая данные множественные этапы, достаточно глубоко «погружая» детей в содержание и увлекательные сказочные сюжеты, происходит более качественное запоминание и знание сказки, что позволяет впоследствии использовать данные знания в разных формах работы.

Например, периодически можно проводить литературные викторины по сказкам. Их можно проводить в виде соревнования, когда дети делятся на две команды и соревнуются между собой.

Элементы сказок в групповой среде

Целесообразно, погружаясь в сказку, наполнять групповую среду данной тематикой. Это могут быть и костюмы в театрализованном уголке, и куклы-персонажи для настольного театра, и разнообразные настольные дидактические игры по сказкам, которые позволяют детям лучше запомнить содержание сказки, книжки-раскладки, «живые» картинки по сказкам.

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей.

Мы объясняем им:

-почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать;

-что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка;

— после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком;

— о роли сказки в развитии ребенка.

Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

В заключении хотелось бы сказать. Что сказка должна иметь место в жизни ребенка. недаром в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». И, используя образовательный потенциал сказок, мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и решаем множество образовательных задач.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.

Источник

Маргарита Хахалева
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников«.

Условия формирования личного вклада.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Актуальность,выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом”сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Цель: Создатьоптимальныеусловиядляформированиядуховно-нравственногоразвитиядетейдошкольноговозрастачерезсказку

Задачи:

1. Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке.

2. Формировать умения называть сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

4 Развивать способность детей использовать различные средства выразительности.

5 Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию самостоятельно выбирать сказку, вживаться в свою роль.

Ведущая педагогическая идея

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, был создан Проект «В гостях у сказки».Цель проекта:приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

-Знакомить с различными видами сказочных произведений, -учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, -пересказывать содержание,

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки,

-Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

Реализация проекта разделена на три этапа –

диагностический, основной, заключительный.

1-й этап Диагностический

Задачи этого этапа:

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

На этом этапе работы использованы следующие методы:

1. Метод наблюдения.

2. Беседа.

3. Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

4. Методика «Закончи историю»

2-й этап Основной

*Апробация методов и приёмов работы

детей со сказкой для формирования нравственных качеств;

*Проведение промежуточной диагностики.

3-й этап Заключительный

1. Анализ результатов работы.

2. Обобщение опыта работы.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка

Коммуникация : Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …»

-Театрализованная деятельность: Инсценировка сказок.

— Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр

-Подвижные игры, прогулки с элементами игр из сказок

-Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой, «Чей костюм»и т. д.

-Художественное творчество: — Рисование героев сказок

Организация развивающей среды:

настольный театр;

театр мягкой игрушки;

пальчиковый театр;

варежковый театр;

театр на фланелеграфе;

куклы бибабо;

уголок книги.

Совместное продуктивное творчество

-участие в постановке сказки «Новогодний теремок»

-участие в фото выставках «Угощение для любимого сказочного героя»

-Выставка детского творчества. Рисунки по теме «Герои моей сказки»

— Показ-драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для детей разновозрастной группы

Результативность профессиональной деятельности.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения,навыки:

— знание определенных сказочных сюжетов;

— умение понимать сюжетную линию сказки;

— выделять проблему, актуализированную в сказке;

— выражать свои мысли и чувства в речи;

— умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

— умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

— сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

— умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

— понимать эмоциональные состояния окружающих.

График уровня диагностики знаний детьми сказок на начало и конец года

Ю. А. Афонькина «Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа»

Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Результаты, которые мною достигнуты видны на графике.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Транслируемость

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, так же на всероссийском портале МААМ. ru,интернет-портал педагогических работников ns-portal.

Источник