Духовно нравственное развитие одаренного ребенка
К. В. Копанова
Учитель английского языка МБОУ «Лицей №1» г.о. Ступино
Особенности духовно-нравственного воспитания одаренных детей
Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих. И эта проблема в последние десятилетиявызывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетельствует открытие специализированных школ, целенаправленная разработка обучающих программ для одаренных детей, появление многочисленных публикаций по данной тематике и т.д.
Детский возраст – это период становления личности, способностей, происходящих бурных интегративных процессов в психике ребенка. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, и кто будет рядом с ним, во многом будут определены его способности к образованию. «Что такое одаренность? Как она проявляется? Кто такие «Одаренные дети»? Сколько их? Как с ними работать? — эти вопросы задает себе любой учитель, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность.
Эта проблема волновала человечество еще несколько десятков и даже сотен лет тому назад, в то время как понятие «одаренность» учеными трактовалась по-разному. Так, в толковом словаре В. И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный. Способный человек – умственно одаренный или развитой; способный к математике» [1, c. 490] .
Известный психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»
[3, c. 134].
Забота об одаренных людях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, образования и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких людей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
На сегодняшний день учеными разработаны методики обучения одаренных детей, учебные программы, осуществляется специальная подготовка учительских кадров [3, c. 135].
Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми является их духовно-нравственное воспитание, которое должно проводиться комплексно: это формирование морально-нравственных и социально-значимых качеств ребенка в семье и при получении образования. В решении этого комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит школе [2, c.59].
В ней проявление одаренности происходит в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к рисованию, музыке, театру, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса легко проследить проявление одаренности в точных и гуманитарных науках. Огромное значение при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей имеет творческая деятельность, которая дает возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение, оценивать свою работу и право на ошибку.
Воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Учеными доказано, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, чему они его учили и как его воспитали [4, c.5].
Традиционными ценностями и источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, любовь и верность, труд и творчество, наука, искусство и литература, традиционные российские религии, природа, человечество. Эти группы ценностей имеют особо важное педагогическое значение. Каждая из вышеперечисленных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников [2, c.60].
Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у них проводников – подготовленных к такой работе учителей и родителей. К сожалению, большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью им даже мешают. Таким образом, одаренные люди испытывают значительные трудности в социализации и адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, и даже приводит к дезадаптации [3, c. 76].
Педагог, работающий с одаренными детьми должен, в первую очередь, руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности ребенка. Учитель должен работать в двух направлениях: осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщать детей к этим ценностям путем ежедневного примера педагога, иллюстрирующего неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя, и своих учеников, признание собственных ошибок [5, c. 4].
Одаренный ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности, строит в соответствии со своими ценностями отношения с миром и другими людьми. Его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание благоприятной образовательной среды, в которой закладываются цели и ценности жизни человека, способствующие реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка. Эта среда должна содержать в себе развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека [5, c.7].
Задачи педагога при духовно-нравственном воспитании школьников носят многоуровневый характер: формирование мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, нравственных ориентиров. Исходя из этого, в состав программы духовно-нравственного воспитания одаренных детей могут входить следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок); творческая деятельность (живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); литературно-музыкальные вечера, концерты, совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы). Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, одаренным школьникам будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему [4, c.77].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что одаренные дети нуждаются в особой помощи взрослых, педагогическом сопровождении, и в особых условиях жизни, обучения и духовно-нравственного воспитания для развития и реализации своих способностей. Общество должно осознавать, что одаренные дети – это прежде всего духовное и экономическое богатство и будущее страны. Примечательны слова советского поэта Льва Озерова: «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…».
Список использованной литературы:
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО изд. «Астрель», 2001.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. — №4.
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: изд-во «Москва», 1982.
Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.: ПЕР СЭ, 2000.
Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
Источник
Все великое просто и может быть выражено словами: свобода,
справедливость, честь, долг, милосердие, надежда.
У. Черчилль
Под одаренностью ребенка в педагогической литературе понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей должно производиться комплексно – это и формирование морально-нравственных социально-значимых качеств в семье и при получении образования. Проявления одаренности происходят в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к театру, музыке, рисованию, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса, нетрудно проследить проявления одаренности в точных и гуманитарных науках. Существует общеинтеллектуальная одаренность, которая выражается в необычно высоком уровне умственного развития и в качественном своеобразии умственной деятельности.
Изучение специфики одаренности детей возможно только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учебной деятельности. Одаренные дети, проявляющие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, большинству одаренных детей присущи особые черты, которые отличают их от большинства сверстников. Это и высокая любознательность, и исследовательская активность, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Огромное значение, при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей, имеет творческая деятельность, дающая возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.
Понятие нравственного идеала в современном нам обществе переживает кризис. Это не может не отразиться на воспитании одаренных детей, как более остро чувствующих, быстрее осознающих ложность ценностей, лицемерие взрослых, планка нравственности, патриотизма, гуманизма которых не соответствует его духовно-нравственным требованиям. В тоже время ребенок нуждается в положительных образах значимых для него лиц, в которых воплощаются соответствующие собственные морально-нравственные ценности. Не принимая на веру духовные ценности взрослых, одаренный ребенок постоянно анализирует те несоответствия, которые менее заметны обычным людям – это и преобладание рассудочности над воспитанием, и принятие зла наравне с добром, своеобразная имморальная толерантность взрослых, и адаптивность к социуму, в ущерб собственной индивидуальности, отсутствие духа коллективизма, разрыв между поведением и чувствами, что ведет к лицемерию. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания подростка.
Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у ее проводников – учителей, родителей, реальных целей ее осуществления. «Конкурентно-способный на рынке труда гражданин свободной страны» – слишком абстрактный и далекий от морали и нравственности идеал, да и идеал ли?
Педагог, работающий с одаренными детьми должен понимать специфику этой работы. Она состоит в определении приоритетов содержания воспитания на каждом возрастном этапе развития ребенка, определении принципов духовно-нравственного воспитания и его специфику в различных социальных сферах, критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Очень важно заложить основы формирования нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия, как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления, мотивация ребенка к социально-ценностному поведению – выражаемому в сочувствии, защите, взаимопонимании.
В чем же заключается эта непростая и очень ответственная деятельность педагога? В первую очередь он должен руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности не меньший, чем экономические или политические катаклизмы. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщение детей к духовно-нравственным ценностям путем ежедневного примера педагога, неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя и своих учеников, отвержение двойных стандартов, принципиальность и категоричность при оценке безнравственных и аморальных проступков, признание собственных ошибок.
Ребенок, а особенно одаренный ребенок, выступает как развивающийся субъект нравственности. В соответствии со своими ценностями он строит отношения с миром и другими людьми, его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание адекватной образовательной среды, в которой закладывается абсолютная иерархия целей и ценностей жизни человека, способствующей реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, позволяя при этом избежать односторонности развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Эта среда должна содержать развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и предполагает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать, поэтому главная задача педагога на этом пути состоит в том, чтобы разглядеть в ребенке признаки одаренности, помочь развить свой талант, оградить от негативных последствий неадекватной оценки собственной личности. К.Г. Юнг писал, что «Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности к повышенному самосознанию. От этого могут уберечь лишь смирение и послушание, да и то не всегда».
Литература:
К.Г. Юнг.Феномен одаренности: //Schweifer ErziehungsRundschau XVI/1 (Zurich, April 1943, p. 3-8)
Рассылка для учителей
Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Источник
Библиографическое описание:
Веремейчук Л. Н. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 35-36. URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1704/ (дата обращения: 03.03.2020).
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ключевые слова: одаренные дети, ограниченные возможности здоровья, духовно-нравственное воспитание, формирование речи ребенка
Одаренные дети — это дети, которых Бог одарил каким-либо талантом. Мои педагогические наблюдения показывают, что среди детей с ОВЗ неодаренных детей нет. Господь щедро наградил таких детей различными способностями. Ограниченные возможности ребенка не ограничивают жизненных горизонтов, не уменьшают способности и талант ребенка, которые у некоторых детей раскрываются довольно рано и ярко, а у других явно не проявляются и педагогу приходится применять специальные образовательные технологии, чтобы раскрыть в ребенке одаренность. Главная задача — это не упустить время для развития одаренности. Явная одаренность детей хорошо проявляется в групповых занятиях. Но самое бесценное время по значимости раскрытие одаренности — это индивидуальная работа с ребенком, где педагог может более четко отслеживать успехи ребенка и строить работу с учетом его перспективного развития. Наш опыт работы с одаренными детьми показывает, что нельзя излишне хвалить ребенка (ведь одаренность это не его заслуга, а Божий подарок), нельзя сравнивать его успехи с успехами других детей, надо сравнивать его только с самим собой (успехи сегодняшние и вчерашние). К какой бы группе одаренности ребенок не относился: к группе с высоким интеллектуальным показателем, с высоким уровнем творческих способностей, к группе достигнувших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты), дети с академической одаренностью — нас интересует, прежде всего, детская душа. Многолетний опыт духовно-нравственного воспитания убедил нас в эффективности этого направления в работе с дошкольниками. Нельзя развивать ребенка односторонне. Развивая способности и талант, укрепляя здоровье ребенка — надо, прежде всего, воспитывать его душу. Главная цель воспитания одаренного ребенка — это воспитание доброй души. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней. Вся система воспитания одаренных детей с ОВЗ, которую мы выстраиваем с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Мы строим работу так, чтобы душа ребенка не страдала от ограниченных возможностей здоровья. Таким детям особенно нужны любовь, внимание и радость.
Развитие одаренности без воспитания души очень негативно влияет на всестороннее развитие ребенка и может пагубно повлиять на его судьбу. Там, где в душе нет добра, там одаренность принесет только зло. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней педагога (и конечно родителей). Вся система нашей работы с одаренными детьми направлена на «памятование о Боге». Мы на практике своей работы видим, что без религиозного вдохновения души все виды одаренности не в состоянии зажечь сердца детей. Особое внимание, как руководителя, я уделяю подбору кадров в работе с такими детьми. Здесь трудно переоценить личность педагога. Наравне с высоким профессионализмом необходимо православное мировоззрение и сердце наполненное любовью к детям. Ведь встреча ребенка с педагогом — это встреча с добром (по крайне мере так должно быть). И когда дети чувствуют искреннюю доброту педагога, то их доверие к нему возрастает, а в таких условиях легче решать задачи как духовного воспитания, так и одаренности. Причем эти задачи мы решаем одновременно. В работе с родителями мы акцентируем внимание на возможность здоровой нравственной обстановки в семье.
Методы духовного воспитания помогают нам подойти к вопросам одаренности ребенка с ограниченными возможностями с большим тактом, где нет места эгоцентризму, а только чувство радости и благодарности Господу за дарованный талант.
Мы надеемся, что духовная поддержка детей с ОВЗ позволит их сделать более счастливыми. Мы стараемся раскрыть перед ребенком окружающий мир через призму нравственных представлений и считаем, что мыслящий добродетельный и талантливый человек всегда будет востребован в обществе. Современный мир нуждается в людях с активной жизненной позицией, одаренных и по-хорошему амбициозных. Ограниченные возможности зачастую порождают многочисленные комплексы и мешают человеку занять достойное место в жизни. Чтобы этого впоследствии не произошло мы стараемся, чтобы детство наших детей было не подготовкой к жизни, а яркой, интересной и насыщенной жизнью, которую с помощью педагогов и священника (клирика Храма Всех Святых на земле Российской просиявших Георгия Шмарина) мы заполняем духовным развитием, поиском потенциальных возможностей ребенка, поддержкой его инициативы и воспитанием уверенности в себе (детям с ОВЗ эти качества особенно необходимы).
В разработке адаптированных программ мы учитываем не только тип одаренности, но ОВЗ каждого ребенка. В своей работе мы не ставим перед ребенком непосильной задачи, которые могут привести к разочарованию, а также снижению интереса ребенка к той или иной деятельности. Одним из важных условий в нашей работе является стратегия на перспективное индивидуальное развитие ребенка; мы стараемся чутко реагировать на даже незначительные его успехи, понимая, что дети с ОВЗ особенно нуждаются в поддержке взрослого. Причем эта поддержка должна носить конструктивный характер, а не захваливание ребенка.
Акценты в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию одаренных детей с ОВЗ:
- Неразрывность духовно-нравственного воспитания с развитием одаренности ребенка (причем на первом месте должны стоять вопросы духовного воспитания).
- Проведение работы с одаренными детьми небольшими группами по виду одаренности или индивидуально.
- Учитывая, что в дошкольном возрасте доминирующий вид деятельности — игра, следовательно, одаренность дошкольника мы развиваем через различные виды игр (особое внимание, уделяя особенностям ОВЗ).
- Поощряем активную позицию ребенка, в которой он имеет возможность проявить свои возможности. Учим его слушать и слышать мнения взрослых и сверстников и действовать в соответствии с нравственными правилами.
- Учим детей понимать свою индивидуальность и умению использовать свою одаренность в жизненных ситуациях.
- Воспитываем желание у детей развивать свои способности, дарованные Господом.
Наша главная задача состоит в том, чтобы мы, развивая одаренность ребенка, совершенствуя его духовные качества, направляли свои педагогические усилия на то, чтобы ограниченные возможности ребенка не ограничивали его стремлений проявлять свои таланты и не являлись препятствием для активной и счастливой жизни.
Современная жизнь сейчас остро ставит вопросы духовного воспитания, и у нас нет сомнений в том, что без Бога в душе одаренный человек может принести в этот мир не созидательное творчество, а разрушение и зло. Как непозволительно не заметить и не развить одаренность ребенка, так и недопустимо, чтобы этот дар Господа не озарился верой и не поддерживался молитвой.
В работе с родителями мы ставим перед собой задачу повышения педагогической грамотности родителей. В методах работы с одаренными детьми, учим не акцентировать внимание на ограниченные возможности, а верить в силы и возможности ребенка. Верить в перспективу его развития. Нам очень важно, чтобы такие дети не были закомплексованы. Не ощущали себя особенными детьми, а с радостью и удовольствием шли на контакт с педагогами, чья работа направлена на раскрытие и поддержку способностей и талантов ребенка и укрепления физического и духовного здоровья. Основа нашей работы — любовь к Богу и детям, которых нам доверил Господь.
Из всех видов одаренности — самая высокая — это одаренность души, которая нуждается в заинтересованном внимании взрослых. Душа способная любить, сострадать ближнему и творить добро самый драгоценный дар Божий. С таким даром любой талант ребенка засияет новыми гранями, которые улучшат и украсят наш земной мир.
Литература:
- Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.46–51.
- Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. — М., 1997г.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 2010г.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, духовное воспитание, работа, одаренность ребенка, вид одаренности, талант ребенка, ограниченная возможность здоровья, неустанное радение, главная задача.
Похожие статьи
Проблемы воспитания одаренных детей в семье
Особенности воспитания ребенка с ограниченными… ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи, воспитание детей, охранительное воспитание.
Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством…
Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является
Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека.
Развитие детской одаренности в системе дополнительного…
Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей…
Реализация возможностей духовно—нравственного становления…
Задачи духовно—нравственного воспитания: − приобщение детей к духовно—нравственным ценностям; − раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований
Духовно—нравственное воспитание детей с ОВЗ
Духовно—нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Духовно—нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Систематическое духовно—нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале…
Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции.
Ключевые слова: одаренность, талант, способность… По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в…
Специфика обучения и воспитания одаренных детей
ребенок, одаренный ребенок, профильное обучение, учащийся, одаренность, способность
Главные задачи «групп развития» — готовить ребенка к обучению, развивать познавательную активность…
Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы.
Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале…
Проблемы воспитания одаренных детей в семье. Большинство проблем одарённых детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Одной из проблем семейного воспитания является невнимание к способностям, потенциям одарённости будущего специалиста во…
Источник