Духовно нравственное развитие личности ребенка в современной семье
Марина Петровская
Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности
Выступление на рождественских чтениях
РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
М. А. Петровская,
воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 55»,
г. Магадан.
«Главный смысл и цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа воспитания
детей – это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери».
(В. А. Сухомлинский)
Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Ребенок с самого начала должен учиться совершать нравственные поступки, правильно реагировать на возникающие трудности, уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.
Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Каким вырастет ребенок, зависит именно от того, что вложат в его душу, люди, воспитывающие его.Русский философ и публицист Иван Ильин писал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым,растет его душа и крепнет его дух: первообраз его матери, несущий любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры».
В раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения происходит на основе подражания. Поэтому важнейшую роль здесь играет личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Большое значение для воспитания ребенка имеет климат внутри семьи.Он может зависеть от множества факторов: политических, социально-экономических и психологических. В современном мире, в результате происходящих в обществе процессов, идет разрушение главного – семьи и семейных ценностей. Все реже можно встретить традиционную полную семью, где есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. Где старшее поколение передает семейные традиции и у каждого свои обязанности, свои воспитательные функции. Все чаще старшее поколение, живет отдельно, семьи зачастую неполные, с одним ребенком и развод стал, чуть ли нормой жизни. Нехватка свободного времени, из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Дети становятся полностью зависимы от настроения, эмоций и физического состояния родителей. [6]
В семьях, где исчезает взаимопонимание, и часто возникают конфликты, приобретающие иногда хронический характер, где наказания, грубость и насилие над детьми носят регулярный характер, создаются условия для возникновения отклонений в поведении детей. В этом случае у ребенка формируются искаженные понятия о нормах и правилах поведения, в результате чего возникают асоциальные формы поведения.
Отношение родителей к детям варьируется от безразличного, когда дети предоставлены сами себе, а родители занимаются в основном решением своих проблем, до ситуации противоположной, когда ребенок становится «главным» в семье и родители стараются во всем ему угодить, облегчить жизнь. И то и другое пагубно отражается на ребенке и вредит его нравственному развитию.
Еще один бич нашего времени – телефон и интернет. Сами по себе являясь продуктами прогресса, они все больше отдаляют людей друг от друга, переводя их от нормального, живого общения к виртуальному. Все чаще родители предпочитают провести вечер не в совместной деятельности с ребенком, не за семейным чтением, а в интернете. Таки образом, ребенку достается все меньше внимания.
Ребенок подражает взрослым и стремится быть похожим на отца и на мать. Когда родители это понимают, то ведут себя в целом, так что их поведение способствует формированию у ребенка тех качеств, которые они хотят ему передать. Такое воспитание является сознательным, так как родители контролируют свое поведение, чтобы ребенок мог брать с них пример.Антон Семенович Макаренко говорил: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
Ребенка нужно окружать такими примерами, которые будут полезны ему, необходимо контролировать с кем ребенок общается, какие передачи смотрит по телевизору, надо оберегать неокрепшую детскую душу от той грязи, которая может навредить ему. Задача воспитания конечно не в запретах, а в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что хорошо, а что плохо. «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя», говорил выдающийся русский педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Очень важен для воспитания ребенка здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом благотворно скажутся на детях. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями, делают ребенка, по сути, сиротой, при живых родителях. Если ребенок видит каждый день курящую, пока еще молодую и красивую мать, то он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относиться к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее. [2]
Так как с момента рождения, до поступления в учреждение образования ребенок большую часть своей жизни, проводит в семье, то родители являются для ребенка основным источником жизненного опыта. Ребенок перенимает у них основы поведения в обществе, отношение к другим людям, к труду. Родители влияют на поведение детей методами поощрения и наказания, своим отношением к поступкам и событиям. Семья обеспечивает ребенку чувство безопасности во внешнем мире, ощущение того, что его любят, ценят. Уверенность в родительской любви поможет ребенку преодолевать трудности, укрепит веру в свои возможности, научит ценить других людей. Профессор,доктор медицинских наук Илья Николаевич Шевелев писал: «Не строгость и спартанское воспитание делают ребенка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесет через всю жизнь».
Подрастая, ребенок выходит из семьи и начинает осваивать мир. В общении со сверстниками, взрослыми, окружающим природным и рукотворным миром он использует накопленный в семье нравственный опыт. Происходит социализация ребенка. И на этом этапе его воспитания содружество родителей и педагогов выступает основным фактором. Важно, чтобы оно шло в одном направлении и имело общие цели.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.
Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания. Периодически проходит тематические выставки творческих работ, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. Это помогает родителям больше времени проводить с ребенком, показать заинтересованность его жизнью. Такие темы как «Герб семьи», «Моя семья», «Рождественские истории», «Российский флаг», «Природа родного края» и т. д. позволяет родителям беседовать с детьми в процессе подготовки и выполнения работ на духовно-нравственные темы, приобщать детей к православным традициям, истории семьи, страны.
Так же, в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей, с использованием учебно-методического пособия «Мир – прекрасное творение». Педагоги проводят кружковую работу и используют этот опыт в своей ежедневной работе. Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского народа, к православным ценностям. Мы вводим детей в православную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями. Знакомим детей с Богом-творцом, с жизнью Иисуса Христа, Богородицы, с Храмом – Божьим домом, с главными православными праздниками, с Божьими заповедями, с жизнью святых, с художественной культурой.
Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок творческих работ к православным праздникам, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям русского народа.
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а в процессе общения с окружающими людьми. И от характера взаимоотношений ребенка с окружающим миром, во многом зависит, какие личностные качества сформируются у него. Связанное с нарушением характера общения отрицательное эмоциональное состояние,часто приводит к негативным последствиям: появлению неуверенности в себе, замкнутости, недоверия к людям, вплоть до агрессивности в поведении.
Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Поэтому, я провожу работу в данном направлении, в кружке «Юный джентльмен», по разработанной мной программе. Где, в совместной деятельности, наряду с развитием навыков общения, мальчики развивают свои способности осознавать и контролировать свои чувства, понимать и учитывать чувства других людей. Учатся осознавать свою индивидуальность, будущее предназначение; ориентироваться в своем развитии на социально одобряемые особенности проявлений мужских качеств людей ближайшего окружения (пап, дедушек, литературных героев, исторических персонажей. Учатся понимать, что у всех будут разные профессии, но все они вырастут мужчинами, станут мужьями, папами, защитниками Отечества. Формируется уважительное отношение к маме, а через ее образ к женщине, к девочке. Воспитывается культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших.
В результате этой работы, происходит усвоение детьми нравственных и социальных норм, формируются нравственные качества личности, привычки поведения, система ценностей.
И в заключение хочется привести слова К. Д.Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Список литературы.
1. Л. А. Венгер «Развитие личности дошкольника», Л. А. Венгер, В. С. мухина.
2. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» /doc.4web.ru/
3.Консультация для родителей: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка», подготовила Шевченко Т. А.
4. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1987г.
5. Патрушева И. Н. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности».Теория и практика образования в современном мире: материалы 4 международной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014г.)
6. Сокоренко В. В. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего возраста». Омск 2008г.
Источник
« Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка».
Семья — одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями ( а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.
Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.
Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях — такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.
Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:
1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.
2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.
3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.
Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.
Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями.
Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.
Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка — оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.
Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности .
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов, обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи духовно-нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.
Список использованной литературы.
- Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей ..
- Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.
- . Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005
Источник