Довербальный период развития речи ребенок

Довербальный период развития речи ребенок thumbnail

Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»

«Раннее речевое развитие. Довербальный период

Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.

Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развитияпроисходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) — гуление — лепет -предслова (лепетные слова) — первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.

Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)— от 0 до 1,5- 2 мес.

Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.

Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.

Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.

Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.

Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.

Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.

На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.

С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.

Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:

Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта — тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.

Периодический,приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.

Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.

Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.

Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными,более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.

Стадия 2. Гуление — от 1.5 до 6 мес.

Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) — это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.

Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.

Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.

У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.

У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).

К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.

В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу

(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.

В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.

Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.

Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.

В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.

Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.

Типы лепета:

Простой лепет (5-7 мес.)— звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)

Канонический лепет (7-11 мес.) — повторение двух или трех одинаковых слогов

(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)

Слоговой или словесный лепет (9 мес.) — усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.

Стадия 4. Предслова и первые слова — от 10 до 12 мес.

Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.

Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)

Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речина первом году жизни:

1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия — берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.

2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.

3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.

4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно — от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.

Симметричное взаимодействие — лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.

5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.

6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.

7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.

8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета — так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.

Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.

9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.

10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.

11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.

12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.

Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.

Источник

Первый год жизни является довербального периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка.

Потребность ребенка в общении со взрослыми в этот период по своему содержанию является стремление к доброжелательного внимания, обмена положительными эмоциями, на основе которого формируется мотивация признание и положительной оценки. В этот период происходит интенсивное развитие интонаций и появляются так называемые псевдослова. Первые интонации являются попытками обратить на себя внимание взрослого.

Довербальный этап развития речи

На основе потребности в общении ребенок начинает подражать звукам человеческой речи, затихает, прислушивается, когда взрослый с ней разговаривает. Подготовка к появлению речи происходит на основе развития понимания речи взрослых (развитие пассивного речи), а также развития предречевую вокализаций ребенка, предшествующих активном речи. Развитие понимания речи связан с развитием речевого слуха, языковых вокализаций с отработкой языковых артикуляций. Пассивное речи усваивается ребенком быстрее, чем активное. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Умение его использовать связано с приобретением соответствующих навыков, ознакомлением со словесными формами, накоплением содержания для вещания, установлением социальных связей. Развитие речи ребенка связано с возникновением и усилением потребности в общении со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первой половине 1-го года жизни он особенно реагирует на ритмично мелодичные звуки голоса человека, во втором — из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звуки речи. Особенно чувствительны к интонации, с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождаются высказывания. Четкое произношение слов, которые выражают похвалу, вызывает у него положительные эмоции, а слова, сказанные с нахмуренным лицом, — отрицательные.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано: уже на 3-й неделе она сосредоточивается на голосе; на 2-м месяце — перестает кричать, если с ним разговаривают, сосредоточивается на лице взрослого. Во второй половине 1-го года жизни устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Сначала дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В 5-6 месяцев ребенок подползает к взрослому, когда он его зовет жестом. На словесный вызов малыш приближается к взрослому только после 11,5 месяцев.

Со временем реакции ребенка на речь взрослого усложняются. В 7-8 месяцев малыш возвращается к предмету в ответ на вопрос взрослого «Где?». Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчиво: если предмет меняет свое местонахождение, младенец не узнает. В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местонахождения. 7-8-ми-сячний малыш выполняет изучены движения, когда их называет взрослый («Встань», «Сядь» «До свидания») 9-10 меся-ной — понимает элементарные поручения («Дай мне ложку»), 10-11-месячный — по указанию выбирает предметы. К концу 1-го года жизни у него возникает связь между названием и самим предметом. Проявляется он в поиске и нахождении этого предмета. Это основными признаками начальной формы понимания речи. Понимание связи между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. Позже на этой основе могут возникнуть представление.

На 1-м году жизни у ребенка формируются предпосылки слушания: она сосредоточивается не только на языке взрослого, которая выразительнее действиями или мимикой, но и на звучании небольших песен, стихов.

Источник

Ñòàíîâëåíèå ðå÷è íà äîâåðáàëüíîì ýòàïå. Óñëîâèå âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåáåíêà. Ðàçâèòèå ðå÷åâîé ôóíêöèè. Ýòàïû ãåíåçèñà ðå÷è êàê ñðåäñòâà îáùåíèÿ. Ôóíêöèè ïðåäðå÷åâûõ âîêàëèçàöèé. Êîãíèòèâíûå è êîììóíèêàòèâíûå ôàêòîðû ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è ìàëûøà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Õàðàêòåðèñòèêà äîâåðáàëüíîãî ïåðèîäà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Êðàìàðåíêî Í.Ñ.,

Áóíèíà B.C.

Èçó÷åíèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñïåöèàëèñòàìè ðàçíûõ îáëàñòåé çíàíèé îñîáåííî àêòèâíî âåäåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè ïðîøëîãî è íàøåãî ñòîëåòèÿ. Âêëàä â èçó÷åíèå ïðîöåññà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé âíåñåí ïðåäñòàâèòåëÿìè ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè, ëèíãâèñòàìè, äåôåêòîëîãàìè, ëîãîïåäàìè.  ðåçóëüòàòå òàêîãî êîìïëåêñíîãî èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå çíàíèÿ îá îíòîãåíåòè÷åñêîì ðàçâèòèè ðå÷è îáîãàòèëèñü ìíîæåñòâîì âàæíûõ è öåííûõ íàó÷íûõ ôàêòîâ.

Ñðåäè ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèé ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé âûäåëÿþòñÿ íàïðàâëåíèÿ ïî èçó÷åíèþ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ ðàçíûõ ñòîðîí ðå÷åâîé ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà, ïî âûÿâëåíèþ âîçìîæíûõ ôîðì îòêëîíåíèé â ðå÷åâîì ðàçâèòèè, â òîì ÷èñëå äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè íåäîñòàòêîâ äîâåðáàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé (Ëèñè÷êèíà Þ.À., 2004), ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñîáåííî âàæíûì äëÿ ïðàêòèêóþùèõ ñïåöèàëèñòîâ.

Çíàíèå çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ äåòñêîé ðå÷è äàåò âîçìîæíîñòü ñâîåâðåìåííî çàìåòèòü îòêëîíåíèÿ â åå ôîðìèðîâàíèè è âîâðåìÿ ïðèíÿòü ðÿä íåîáõîäèìûõ ìåðîïðèÿòèé.

Èçâåñòíî, ÷òî ïðîöåññ îâëàäåíèÿ ÿçûêîì ñîñòîèò â îâëàäåíèè ëåêñè÷åñêèì çàïàñîì ÿçûêà, åãî ãðàììàòè÷åñêèì ñòðîåì è ôîíåòè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè. Ðåáåíîê â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ îâëàäåâàåò âñåìè òðåìÿ ñòîðîíàìè ÿçûêà îäíîâðåìåííî. Íàó÷àÿñü âíà÷àëå ñîîòíîñèòü (à çàòåì è ïðîèçíîñèòü) òîò èëè èíîé çâóêîâîé êîìïëåêñ ñ ïðåäìåòîì, êîòîðûé îí îáîçíà÷àåò, ðåáåíîê îâëàäåâàåò îäíîâðåìåííî è ëåêñè÷åñêèì ñîñòàâîì ÿçûêà, è ôîíåòè÷åñêèì åãî ñòðîåì (Ä.Ï. Ãîðñêèé). Ðàçâèòèå ðå÷åâîé ôóíêöèè ïðîèñõîäèò â ñîîòâåòñòâèè ñ îïðåäåëåííîé ñèñòåìîé ÿçûêà, êîòîðàÿ ñòðîèòñÿ íà îñíîâå èíòîíàöèîííûõ ñòðóêòóð è ôîíåìíîãî ñîñòàâà, óñâàèâàåìûõ ðåáåíêîì êàê íà óðîâíå ïîíèìàíèÿ, òàê è íà óðîâíå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîé ðå÷è.  ýòîì ïëàíå çíà÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ðåáåíêà, ýòîãî íåáîëüøîãî îòðåçêà ïî ñðàâíåíèþ ñ îñòàëüíûì ïåðèîäîì æèçíè ÷åëîâåêà, òðóäíî ïåðåîöåíèòü.

Ïåðèîä îíòîãåíåçà îò ðîæäåíèÿ äî 12-14 ìåñÿöåâ ïðèíÿòî ñ÷èòàòü ïðåäðå÷åâûì, äîâåðáàëüíûì. Òåì íå ìåíåå, ïåðâûå ãîëîñîâûå ðåàêöèè ðåáåíêà ïðîÿâëÿþòñÿ óæå ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ åãî íà ñâåò.  íîðìå ïîÿâëåíèå íà ñâåò ñîïðîâîæäàåòñÿ êðèêîì íîâîðîæäåííîãî. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèåñÿ çäîðîâûå äåòè â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè ìîãóò ïëàêàòü äîñòàòî÷íî ìíîãî. Íà÷àëüíûå ãîëîñîâûå ïðîÿâëåíèÿ íîâîðîæäåííûõ èìåþò áîëüøîå ïñèõîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå. Îíî ñîñòîèò â òîì, ÷òî ñ èõ ïîìîùüþ âûðàæàþòñÿ ñóáúåêòèâíûå ñîñòîÿíèÿ ìàëûøà. Òàê, íà ïåðâîì ìåñÿöå æèçíè ñ ïîìîùüþ êðèêà è ïëà÷à ðåáåíîê âûðàæàåò ëèøü ñâîè íåãàòèâíûå íåäèôôåðåíöèðîâàííûå ñîñòîÿíèÿ. Ïîçäíåå â ðåçóëüòàòå ïîñòåïåííîãî ðàçâèòèÿ îáùèõ ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ýòè ãîëîñîâûå ÿâëåíèÿ íà÷èíàþò âûðàæàòü è ïîçèòèâíûå ñîñòîÿíèÿ. Çàòåì ïðè óñëîâèè íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îíè ïðåâðàòÿòñÿ â åãî ðå÷ü.

Â.Ì. Ñìèðíîâ îòìå÷àåò, ÷òî ñîáñòâåííûé êðèê, âîñïðèíèìàåìûé îðãàíàìè ñëóõà ðåáåíêà, ñòèìóëèðóåò ôóíêöèîíàëüíóþ àêòèâíîñòü ðå÷åâûõ çîí êîðû. Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî àêóñòè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà êðèêà íîâîðîæäåííîãî íåñåò â ñåáå òå æå ñîñòàâëÿþùèå, ÷òî è çâóêè ðå÷è, è ñîâåðøàåòñÿ íà òåõ æå ÷àñòîòàõ (Ñìèðíîâ Â.Ì., 2000 ã.). Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî íà ïðîòÿæåíèè ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè êðèê ïðèîáðåòàåò âòîðîå ñèãíàëüíîå çíà÷åíèå, òàê êàê îí âûçûâàåò òå îòâåòíûå äåéñòâèÿ âçðîñëûõ, êîòîðûå òðåáóåò äàííàÿ ñèòóàöèÿ.

Ïåðâîå ïîëóãîäèå æèçíè ðåáåíêà çíàìåíóåò ñîáîé ïîÿâëåíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäðå÷åâûõ âîêàëèçàöèé, èçâåñòíûõ êàê ãóëåíèå. Å.Î. Ñìèðíîâà âûäåëÿåò ñðåäè ïðåäðå÷åâûõ âîêàëèçàöèé êðîìå ãóëåíèÿ (ïðîòÿæíîãî ïðîèçíåñåíèÿ çâóêîâ) òàêæå âñêðèêè (ãðîìêèå ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûå çâóêè), ãóêàíèå (êîðîòêèå ñîãëàñíûå çâóêè, êàê «êõ», «õì»).  âîçðàñòå 2-4 ìåñÿöåâ ìîæíî íàáëþäàòü èçìåíåíèÿ â ãîëîñîâûõ ïðîÿâëåíèÿõ ìëàäåíöà. Ðåáåíîê íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü çâóêè ñ ó÷àñòèåì ãóá è ÿçûêà. Ïåðâè÷íûå âîêàëèçàöèè èìåþò ñïîíòàííûé õàðàêòåð è ïðîÿâëÿþòñÿ ó ðåáåíêà â ñîñòîÿíèè ñïîêîéíîãî áîäðñòâîâàíèÿ. Îíè åùå ïðàêòè÷åñêè íå íàïîìèíàþò ÷åëîâå÷åñêóþ ðå÷ü. Èññëåäîâàòåëè ñêëîííû îáúÿñíÿòü ýòè ïðîÿâëåíèÿ íàëè÷èåì ÷èñòî áèîëîãè÷åñêèõ îñíîâàíèé, ïîñêîëüêó âî âñåì ìèðå äåòè ãóëÿò ïðàêòè÷åñêè îäèíàêîâî, íåçàâèñèìî îò ÿçûêîâîãî îêðóæåíèÿ.

Ñëåäóÿ òåîðèè Æ. Ïèàæå, ìåõàíèçì âîçíèêíîâåíèÿ íîâûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà 2-4 ìåñÿöåâ æèçíè ñâÿçàí ñ ïîÿâëåíèåì òàê íàçûâàåìûõ öèðêóëÿðíûõ ðåàêöèé, ñîñòîÿùèõ â ìíîãîêðàòíîì ïîâòîðåíèè ðåáåíêîì ñîâåðøåííûõ äåéñòâèé, (êîòîðûå ìîãóò áûòü è ñëó÷àéíûìè). Ãóëåíèå â ýòîé ñâÿçè ìîæíî ñ÷èòàòü ïåðâè÷íîé öèðêóëÿðíîé ôîðìîé ãîëîñîâîé àêòèâíîñòè ìàëûøà, êîòîðàÿ ñâèäåòåëüñòâóåò îá àêòèâèçàöèè è ïîñòåïåííîì íàðàñòàíèè ÷åðåç ïîâòîðåíèå ëàòåíòíûõ äâèãàòåëüíûõ ïðîãðàìì.

Íà 5-8 ìåñÿöå â ãîëîñîâûõ ïðîÿâëåíèÿõ ðåáåíêà ñîõðàíÿåòñÿ êðèê è ïëà÷, ãóëåíèå ïåðåõîäèò â ôîðìó ëåïåòà. Ëåïåò ïðèîáðåòàåò òàê íàçûâàåìóþ çðåëóþ ôîðìó, îñíîâíóþ îñîáåííîñòü êîòîðîé ñîñòàâëÿåò íàëè÷èå â âîêàëèçàöèÿõ ñëîãîâûõ ýëåìåíòîâ è íåîäíîêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ ìàëûøîì îäíîãî è òîãî æå èëè ñõîäíûõ ñëîãîâ. Ñîãëàñíî òåîðèè Æ. Ïèàæå, ëåïåò ìîæíî îòíåñòè ê âàðèàíòó ðàçâèòîé (âòîðè÷íîé) öèðêóëÿðíîé ðåàêöèè, âêëþ÷àþùåé ýëåìåíòû ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ ñî ñòîðîíû ðåáåíêà.

Èíòåðåñíûì íà íàø âçãëÿä ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî â àíãëîÿçû÷íîé òåðìèíîëîãèè ãóëåíèå è ëåïåò îáîçíà÷àþòñÿ ñëîâàìè «babble», «babbling». Îäíàêî, îäíèì èç àðãóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ îáîñíîâàííîñòü äèôôåðåíöèðîâàíèÿ ýòèõ ïîíÿòèé â îòå÷åñòâåííûõ èññëåäîâàíèÿõ, ÿâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå ôèëîëîãà À.Ì. Êîíäðàòîâà: «Èçâåñòíî, ÷òî ïîäðàæàòü çâóêàì, â òîì ÷èñëå è ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è, óìåþò ïîïóãàè, ñêâîðöû, äðóãèå ïòèöû. Ðåáåíîê òàêæå èìèòèðóåò ðå÷ü. Íî ÷òî ñàìîå ãëàâíîå, îí íå òîëüêî ïîäðàæàåò, îí èãðàåò çâóêàìè ðå÷è. È òàêàÿ èãðà ïðèñóùà òîëüêî ëþäÿì. Ïî-èíîìó îíà íàçûâàåòñÿ ëåïåòîì».

 èññëåäîâàíèÿõ Ì.È. Ëèñèíîé îòìå÷àåòñÿ, ÷òî íàðÿäó ñ òåíäåíöèåé «ðàññìàòðèâàòü ïðåäðå÷åâûå âîêàëèçàöèè êàê ýòàï ñâîåîáðàçíûõ àðòèêóëÿöèîííûõ òðåíèðîâîê è óñòàíîâëåíèÿ ñåíñîìîòîðíûõ ñâÿçåé òîëüêî ëèøü êàê ôèçèîëîãè÷åñêè ïîäãîòàâëèâàþùèõ ðå÷ü», çíà÷èìûì ÿâëÿåòñÿ «âîïðîñ î ðîëè, çíà÷åíèè è ôóíêöèÿõ ïðåäðå÷åâûõ âîêàëèçàöèé». Ýòîò âîïðîñ «íå ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ èçîëèðîâàííîãî îò òîãî âëèÿíèÿ, êîòîðîå îêàçûâàåò íà íèõ ñîöèàëüíàÿ ñðåäà». Àâòîðîì ïðèâîäÿòñÿ äàííûå èññëåäîâàíèé, äîêàçûâàþùèå, ÷òî ïðåäðå÷åâûå âîêàëèçàöèè ÿâëÿþòñÿ ñïîñîáîì ìîäåëèðîâàíèÿ èíòîíàöèîííîãî ðèñóíêà ñëûøèìîé ðå÷è (Ëèñèíà Ì.È.). Íàëè÷èå òàêîâîãî áûëî îáíàðóæåíî óæå â êðèêå ìëàäåíöà â èññëåäîâàíèÿõ Ð.Â. Òîíêîâîé-ßìïîëüñêîé.

Ëåïåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñî÷åòàíèå ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ çâóêîâ: øèïÿùèõ è ñâèñòÿùèõ ñîãëàñíûõ, ãîðòàííûõ, ùåëêàþùèõ çâóêîâ. Èç ýòîé çâóêîâîé ìàññû ïîñòåïåííî âûêðèñòàëëèçîâûâàåòñÿ ñèñòåìà ÿçûêà. Çâóêè, îòñóòñòâóþùèå â ðîäíîì ÿçûêå, çàáûâàþòñÿ, èñ÷åçàþò, òàê êàê ðåáåíîê íå ñëûøèò èõ îò âçðîñëûõ. Èìåííî ïîä âëèÿíèåì âçðîñëûõ ëåïåò ïåðåõîäèò â äåòñêóþ ðå÷ü. ðå÷ü ðåáåíîê ðàçâèòèå äîâåðáàëüíûé

À.Ì. Êîíäðàòîâ â ýòîé ñâÿçè ñðàâíèâàåò ÿçûêîâóþ ñèñòåìó ñ ñèòîì, îòñåèâàþùèì â ëåïåòå ðåáåíêà íåíóæíûå, «íåðîäíûå» çâóêè è îñòàâëÿþùåé ëèøü íåîáõîäèìûå, òå, êîòîðûìè ïîëüçóþòñÿ îêðóæàþùèå.

Ì.È. Ëèñèíîé óáåäèòåëüíî äîêàçàíî, ÷òî ãîëîñîâûå êîíòàêòû ðåáåíêà ñî âçðîñëûì ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà ñòàíîâëåíèå âåðáàëüíîé ôóíêöèè. Ýòî ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî âçðîñëûå íàïðàâëÿþò âíèìàíèå äåòåé íà òó çâóêîâóþ ìàòåðèþ, êîòîðàÿ ñòàíîâèòñÿ çàòåì íîñèòåëåì èíôîðìàöèè, ïåðåäàâàåìîé îäíèì ïàðòíåðîì äðóãîìó. Ïðè ýòîì îòìå÷àåòñÿ, ÷òî ëåïåò ÿâëÿåòñÿ äëÿ äåòåé è ïåðâîé ãîòîâîé ôîðìîé, êîòîðàÿ çàïîëíÿåòñÿ ïîíÿòèéíûì ñîäåðæàíèåì, âûòåñíèâ òó ýêñïðåññèâíóþ íàãðóçêó, êîòîðóþ ëåïåòíûå âîêàëèçàöèè èìåëè ðàíüøå.

Âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ôàêò, ñâèäåòåëüñòâóþùèé î òîì, ÷òî ïðåäðå÷åâàÿ àêòèâíîñòü åñòü äàæå ó äåòåé ãëóõèõ îò ðîæäåíèÿ. Îäíàêî â ñëó÷àÿõ îòñóòñòâèÿ ñëóõà, ó ìëàäåíöåâ íèêîãäà íå ïîÿâëÿþòñÿ ëåïåòíûå âîêàëèçàöèè, ñâîéñòâåííûå ñëûøàùèì äåòÿì âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè. Ýòî òàêæå ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ïîÿâëåíèå ëåïåòà ñâÿçàíî ñ «íàñûùåíèåì ñëûøèìîé ðå÷üþ» (Ñìèðíîâà Å.Î.).

Îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ Â.Â. Âåòðîâîé, íå âñÿêàÿ ñëûøèìàÿ ðå÷ü âåäåò ê ñîáñòâåííîìó ðå÷åâîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà. Ñëûøèìàÿ ðå÷ü îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðå÷åâîå ðàçâèòèå ìëàäåíöåâ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, êîãäà îíà ñâÿçûâàåòñÿ ðåáåíêîì ñ áëèçêèì âçðîñëûì.

Âîêàëèçàöèè ðåáåíêà èñïîëüçóþòñÿ äåòüìè äëÿ îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè. Ýòî îáóñëîâëèâàåò âêëþ÷åíèå èõ â ñîñòàâ «êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ», êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ âèäîì ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà, çíàìåíóåò ñîáîé ïîÿâëåíèå ïåðâîé ñîöèàëüíîé ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè è êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà.

Ðåáåíîê 9-12 ìåñÿöåâ òàêæå ïðîÿâëÿåò âîêàëèçàöèè â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè.  îòâåò íà íåïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ ðåáåíîê ïëà÷åò, êðè÷èò.  ýìîöèîíàëüíî íåéòðàëüíîé èëè ïîçèòèâíîé ñèòóàöèè âûðàæàåòñÿ ãóëåíèå è ëåïåò. Ïîÿâëÿåòñÿ òàêæå è òàêîé âèä âîêàëèçàöèè, êàê «ìëàäåí÷åñêîå ïåíèå». Îíî èìååò õàðàêòåð ïðîèçâîëüíîé, õîòÿ è íåîôîðìëåííîé âîêàëèçàöèè è ñîñòîèò â òîì, ÷òî ìàëûø ïðîèçâîäèò âîêàëèçàöèè ðàçëè÷íîé àôôåêòèâíîé îêðàñêè. «Ìëàäåí÷åñêîå ïåíèå» çàâåðøàåò ôîðìèðîâàíèå äîñëîâåñíîãî ïåðèîäà. Ê ýòîìó âðåìåíè ó ðåáåíêà îêàçûâàåòñÿ ñôîðìèðîâàííîé ñïîñîáíîñòü âûðàçèòü ñâîè æåëàíèÿ. Ðåáåíîê óæå ìîæåò ïîáóäèòü îêðóæàþùèõ ê èñïîëíåíèþ ñâîèõ æåëàíèé, èñïîëüçóÿ äëÿ ýòîãî ïðîèçâîëüíî óïðàâëÿåìûå ãîëîñîâûå ñèãíàëû. Îäíàêî ñàìè ãîëîñîâûå ñèãíàëû îñòàþòñÿ åùå íåîôîðìëåííûìè, «äîñëîâåñíûìè». Ïåðâûå äåòñêèå ñëîâà, ÷ðåçâû÷àéíî ñïåöèôè÷íûå êàê ïî çâó÷àíèþ, òàê è ïî çíà÷åíèþ, îáû÷íî âîçíèêàþò â êîíöå ýòîãî ýòàïà.

Ñòàíîâëåíèå ðå÷è íà äîâåðáàëüíîì ýòàïå ïðîèñõîäèò ïîä âëèÿíèåì ìíîãèõ ôàêòîðîâ, ñðåäè íèõ âûäåëÿòñÿ êîãíèòèâíûå è êîììóíèêàòèâíûå ôàêòîðû. Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ì.È. Ëèñèíîé, ïîñëåäíèé (êîììóíèêàòèâíûé) ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì, òàê êàê «ðåáåíîê íà÷èíàåò ãîâîðèòü òîëüêî â ñèòóàöèè îáùåíèÿ è òîëüêî ïî òðåáîâàíèþ âçðîñëîãî ïàðòíåðà». Òîëüêî â ñèòóàöèè îáùåíèÿ ñî âçðîñëûì «ïåðåä ðåáåíêîì âñòàåò îñîáàÿ ðàçíîâèäíîñòü êîììóíèêàòèâíîé çàäà÷è ïîíÿòü îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü è ïðîèçíåñòè âåðáàëüíûé îòâåò».  îáåèõ ôîðìàõ îáùåíèÿ, ñâîéñòâåííûõ äåòÿì ïåðâîãî ãîäà æèçíè (ñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîì îáùåíèè, ñêëàäûâàþùåìñÿ ê äâóì ìåñÿöàì è ñèòóàòèâíî-äåëîâîì îáùåíèè, âîçíèêàþùåì â êîíöå ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ) ýìîöèîíàëüíûå è ïåðâûå ïðàêòè÷åñêèå êîíòàêòû ìåæäó ðåáåíêîì è âçðîñëûì íå òðåáóþò îò ðåáåíêà âëàäåíèÿ ðå÷üþ, îäíàêî ìëàäåíåö ïîñòîÿííî ñòàëêèâàåòñÿ ñ ñëîâåñíûìè âîçäåéñòâèÿìè âçðîñëîãî, êîòîðûå ñîñòàâëÿþò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ïîâåäåíèÿ âçðîñëîãî ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó. Èìåííî íåðàçðûâíîé ñâÿçüþ çâóêîâ ðå÷è ñ ôèãóðîé âçðîñëîãî îáóñëîâëåíî îñîáîå îòíîøåíèå ìëàäåíöåâ ê çâóêàì ðå÷è (Ëèñèíà Ì.È.).

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî âàæíåéøèì óñëîâèåì âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåáåíêà èìåþò åãî ãëóáîêèå ýìîöèîíàëüíûå ñâÿçè ñ áëèçêèì âçðîñëûì, êîòîðûå ñîçäàþò ó ðåáåíêà ñîñòîÿíèå êîìôîðòà, áåç êîòîðîãî íåâîçìîæíà ñîáñòâåííàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà (Ðóçñêàÿ À.Ã.). Ýìîöèîíàëüíûå ñâÿçè äåëàþò ðåáåíêà áîëåå âíèìàòåëüíûì ê ðå÷è âçðîñëîãî. Òàêàÿ «âíèìàòåëüíîñòü» âûçûâàåò ñëóõîâîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà çâóêàõ ãîëîñà âçðîñëîãî, çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà òîì, êàê ãîâîðèò âçðîñëûé (ðåáåíîê âíèìàòåëüíî ðàññìàòðèâàåò äâèæåíèÿ ãóá è ïûòàåòñÿ âîñïðîèçâåñòè èõ). Ñëåäîâàòåëüíî, ýìîöèîíàëüíûå êîíòàêòû ñî âçðîñëûì, êîòîðûå ñàìè ïî ñåáå ìîãóò íå òðåáîâàòü ðå÷åâûõ ñðåäñòâ, ñïîñîáñòâóþò ðå÷åâîìó ðàçâèòèþ äåòåé.

Èòàê, ê êîíöó ïåðâîãî íà÷àëó âòîðîãî ãîäà æèçíè ó ðåáåíêà íà ôîíå ïðîäîëæàþùåãîñÿ ëåïåòà è «ìëàäåí÷åñêîãî ïåíèÿ» ïîÿâëÿþòñÿ çâóêîêîìïëåêñû, ïåðâûå äåòñêèå ñëîâà. Ýòî òàê íàçûâàåìûå «íÿíå÷íûå ñëîâà», êîòîðûå ïî ñâîåìó çâóêîâîìó îôîðìëåíèþ ìîãóò áûòü áëèçêèìè ê ëåïåòíûì çâóêîêîìïëåêñàì. Ïðèíöèïèàëüíîå îòëè÷èå ïåðâûõ ñëîâ îò ëåïåòà çàêëþ÷àåòñÿ â èõ îñìûñëåííîñòè. Ïîÿâëåíèå ïåðâûõ îñìûñëåííûõ ñëîâ ñâèäåòåëüñòâóåò î ïåðåõîäå ðåáåíêà íà íîâûé âåðáàëüíûé ïåðèîä ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, âàæíîñòü äîâåðáàëüíîãî ïåðèîäà â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ðåáåíêà ñîñòîèò â òîì, ÷òî èìåííî çäåñü ñêëàäûâàþòñÿ óñëîâèÿ, îáåñïå÷èâàþùèå îâëàäåíèå ðå÷üþ â ïîñëåäóþùåì, âíóòðè äîâåðáàëüíîãî ïåðèîäà ñêëàäûâàåòñÿ ãëàâíîå ñðåäñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåíèÿ ðå÷ü. Âåäóùàÿ ðîëü ïðè ýòîì ïðèíàäëåæèò áëèçêîìó âçðîñëîìó.

Ëèòåðàòóðà

1. Ãâîçäåâ À.Í. Âîïðîñû èçó÷åíèÿ äåòñêîé ðå÷è. Ì., 1961.

2. Ãîðñêèé Ä.Ï. Ðîëü ÿçûêà â ïîçíàíèè // Ìûøëåíèå è ÿçûê: Ñáîðíèê ñòàòåé. Ì., 1957. — Ñ. 78-81.

3. Ãàíîøåíêî Í.È., Ðóçñêàÿ À.Ã., Ìåùåðÿêîâà Ñ. Þ., Ãàëèãóçîâà Ë.Í., Ñìèðíîâà Å.Î. Ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî ñåìè ëåò. Ì., 2001.

4. Æèíêèí Í.È. Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ðå÷è. Ì., 1966.

5. Êîíäðàòîâ À.Ì. Çâóêè è çíàêè Ì., 1978. — Ñ. 146-149.

6. Ëèñèíà Ì.È. Ýòàïû ãåíåçèñà ðå÷è êàê ñðåäñòâà îáùåíèÿ // Îáùåíèå è ðå÷ü: ðàçâèòèå ðå÷è ó äåòåé â îáùåíèè ñî âçðîñëûìè. Ì., 1985.

7. Ëèñè÷êèíà Þ.À. Ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ íåäîñòàòêîâ äîâåðáàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû: Àâòîðåô. êàíä. ïåä. íàóê, Ì., 2004.

8. Ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ãóìàíèòàðíûõ âóçîâ / Ïîä ðåä. Â.Í. Äðóæèíèíà. ÑÏá., 2005.

9. Ñìèðíîâ Â.Ì. Íåéðîôèçèîëîãèÿ è âûñøàÿ íåðâíàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ì., 2000. — Ñ. 350-354.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник