Достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни

Достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни thumbnail

Развитие ребенка первого года жизни позволяет ему пройти сложный путь от младенца, способного налаживать связи с миром за счет исключительно врожденных рефлексов, до человека, умеющего ходить, самостоятельно есть и даже говорить, пусть пока и отдельными примитивными словами.

Чтобы ребенок развивался в соответствии со своим возрастом, а в некоторых случаях даже с опережением, ему необходимо общение и активное участие в его жизни родителей. Именно родителиразвитие ребенка первого года жизни в первый год жизни крохи являются для него образцом для подражания, островком защиты, гарантом безопасности.

Изначально малыш всецело зависит от их заботы и внимания, демонстрируя полную беспомощность. Со временем же, к концу первого года, он сможет порадовать их новыми навыками и достижениями, получая не меньшее удовольствие от осознания собственного роста и самостоятельности.

Говоря об умственном развитии крохи в первый год жизни, стоит отметить наиболее значимые сферы:

  • восприятие окружающего мира;
  • мелкая и крупная моторика;
  • эмоции;
  • речь.

Что касается физиологических изменений, то и они колоссальны. Кроха с момента появления на свет за 12 месяцев вырастает в 1,5 раза, становится тяжелее как минимум в 2,5 раза. Ребенок становится активным, ловким, быстрым, использует любые возможности, чтобы лучше познать окружающий мир.

Как развивается месячный кроха

В месяц ребенок еще практически ничего не умеет, тем не менее прогресс с момента появления на свет очевиден. Кроха уже засматривается на яркие предметы, пытается отследить глазами их движение, не выпуская из поля зрения. Нужно знать, что предметы, игрушки, объекты будут заметны ребенку только развитие ребенка первого года жизнина расстоянии 30 см от него. Тренируя зрительные реакции малыша, важно не переусердствовать. Допустимо проводить игрушкой перед глазами крохи не более двух раз.

Совершеннее становится и слух месячного младенца. Теперь он сознательно вслушивается в доносимые до него звуки, обращает внимание на звук погремушек и с большим удовольствием внимает голосу мамы. Малыш уже пробует улыбаться в ответ на ласковые слова, и, хотя улыбка еще слабая, она сознательная и искренняя.

Месячный ребенок достаточно долго может лежать на животе, изо всех сил пытаясь удерживать голову. Чтобы помочь ему в этом непростом деле, взрослые могут погладить кроху по спинке.

Как развивается кроха в 2 месяца

В два месяца ребенок проявляет больше интереса к ярким, контрастного цвета предметам, лицам склонившихся над ним людей. Он способен удерживать внимание на представляющих для него интерес предметах и объектах до 25 секунд. развитие ребенка первого года жизниТакже малыш может некоторое время следить за движущимися игрушками или предметами, целенаправленно поворачивая голову в их сторону.

Заметно совершеннее становятся в этом возрасте и слуховые реакции. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову, внимательно вслушивается в происходящее вокруг, замирая и не издавая ни звука.

Эмоциональное развитие двухмесячного младенца также становится на порядок выше. Малыш с радостью подолгу общается с родителями, не только улыбаясь в ответ на обращения к нему, но и делая попытки произнести первые «слова».

Как развивается младенец в три месяца?

Трехмесячный ребенок способен подолгу концентрировать внимание, рассматривая окружающих его людей и предметы, причем не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.

Наиболее характерным признаком эмоционального развития этого периода является комплекс оживления, во время которого развитие ребенка первого года жизнималыш активно реагирует на появление взрослых в комнате и обращение к нему, двигая руками и ногами, улыбаясь и пытаясь издавать звуки.

Ребенок в три месяца не остается безразличным к издающим звуки игрушкам, старается найти их взглядом, всем своим видом показывая заинтересованность. Несколько более развитой становится моторика малыша. Если положить его на развивающий коврик или повесить над кроваткой мобиль, кроха будет пытаться потрогать игрушки, сначала ненароком, а со временем целенаправленно, делая попытку захватить их в ладошку.

Что касается общей моторики, то можно отметить следующие достижения ребенка:

  • в положении на животе поднимает плечи;
  • удерживает голову лежа на животе не менее минуты;
  • в вертикальном положении уверенно держит голову продолжительное время.

Самое главное же, что к концу третьего месяца кроху меньше беспокоят боли в животике, поэтому он становится более спокойным, веселым и общительным.

Как развивается малыш на 4 месяце жизни

В 4 месяца ребенок уже достаточно развит для того, чтобы выделять родных и с подозрением реагировать на незнакомых людей. Кроха проявляет радость при виде родителей, с нетерпением ждет, пока с ним заговорят или поиграют.

Совершенствуются слуховые реакции малыша. Теперь он не просто ищет глазами источники звука, но и концентрирует на них внимание, как только обнаруживает, на протяжении как минимум 10 секунд. развитие ребенка первого года жизниВ этом возрасте уже можно прививать малышу если не любовь, то по крайней мере интерес к музыке.

Обычно дети с большим удовольствием слушают песни в исполнении мамы, рассматривая ее лицо. Не меньше радости у крохи может вызвать веселая танцевальная мелодия, сопровождаемая танцем взрослых.

В 4 месяца у малыша все чаще проявляется комплекс оживления – отчасти потому, что увеличиваются часы бодрствования. Ребенок с удовольствием рассматривает игрушки, пробует потрогать их руками, «бежит» по направлению к ним ногами.  Движения рук становятся более координированными. Малыш способен на целый ряд действий с игрушками, пробует их не только потрогать или схватить, но и толкнуть или ощупать.

На этом этапе развития ребенок уже подолгу гулит, даже если никого нет рядом. Он пробует удерживать руками бутылочку или мамину грудь во время кормления.

Пятимесячный малыш: какие изменения произошли?

В 5 месяцев ребенок уже четко знает, как выглядят родные, способен их узнавать среди множества людей. Реакция на незнакомцев может быть разной и зависеть во многом от их внешнего вида. Часто дети отрицательно реагируют на людей, кажущихся им подозрительными из-за бороды, пышной прически, очков и так далее. Недоверие к незнакомцам в этом возрасте является нормой.

Пятимесячный малыш знает не только лица родных, но и их голоса. Их он узнает среди остальных, прислушивается, бурно реагирует на их приближение. Более того, в этом возрасте дети развитие ребенка первого года жизниуже способны различать интонации в голосах взрослых, радостно реагируя на ласковые слова и искренне обижаясь на нотки раздражительности в голосе.

Малыш в этом возрасте становится особенно общительным, любит играть с игрушками, подолгу гулит, наблюдает за членами семьи. Для него не проблема долго лежать на животе, забавляя себя игрушками, переворачиваться со спины на живот, уверенно удерживая голову. Многие дети в этом возрасте делают попытку сидеть самостоятельно.

Как правило, в 5 месяцев в рационе крохи появляется пища полугустой консистенции. При виде ложки с едой ребенок сам открывает рот и слизывает пищу с ее поверхности. Ест мало и медленно, тщательно переживая и смакуя.

Шесть месяцев: как развивается ребенок?

В полгодика малыш начинает реагировать на собственное имя, вслушиваясь в его звучание с особым вниманием. В ответ на него кроха проявляет признаки оживления, улыбается и ищет зрительного контакта с обращающимся.

Действия рук малыша в этом возрасте становятся более уверенными и координированными. Теперь для него не составляет развитие ребенка первого года жизнитруда брать игрушки, рассматривать их, перекладывать из руки в руку, стучать, бросать.

Ребенок в этом возрасте заметно совершенствует крупную моторику. Он способен легко переворачиваться с живота на спину и обратно, сидит самостоятельно или с поддержкой, делает попытки ползать.

В плане развития речи также наблюдаются значительные изменения. Малыш произносит не только отдельные звуки, но и слоги, старается подражать интонациям взрослых. Из освоенных навыков можно отметить способность есть с ложки самостоятельно, пить из чашки или бутылки.

Седьмой месяц жизни: основные навыки

В семь месяцев малыш многое умеет, знает и с удовольствием демонстрирует свои навыки, радуя взрослых. Итак, кроха способен:

  • сидеть без опоры, менять положение тела со спины на живот и обратно, доставать погремушки, разложенные по сторонам от него;
  • держаться за край стола на коленях у родителей, стучать по нему руками, доставать предметы и сбрасывать их со стола;развитие ребенка первого года жизни
  • привлекать внимание взрослых, если они находятся в одном с ними помещении, лепетом, возгласами, криками;
  • присматриваться к незнакомцам, прежде чем принять решение о вступлении в контакт;
  • удерживать взгляд на игрушке, даже если его намеренно переворачивать или кружить;
  • играть в игру «освободись от пеленки», открывая лицо и голову без помощи взрослых;
  • искать глазами людей, объекты и предметы, название и имена которых ему знакомы, по просьбе взрослых;
  • по просьбе показывать на себе или на лицах родителей части тела;
  • ползать, меняя направление, время от времени вставая на колени;
  • проявлять терпение и усердие, когда нужно добраться до желаемой игрушки или предмета, радуясь результатам труда.

Все перечисленные выше навыки характерны, но совсем не обязательны для семимесячного малыша, так как нужно не забывать о том, что каждый ребенок развивается по своему графику и на процесс оказывают влияние целый ряд факторов, начиная от степени недоношенности, атмосферы в семье, питания, предрасположенности к болезням и так далее.

Восьмимесячный малыш: что он умеет?

На 8 месяце жизни кроха становится почти самостоятельным, проявляет чудеса общительности, демонстрирует набор новых навыков. Малыш умеет:

  • сидеть в кроватке, вставать на ноги, удерживаясь за опору, передвигаться вдоль опоры;развитие ребенка первого года жизни
  • забирать любимую игрушку у взрослых, сознательно мешать выполнять простые гигиенические процедуры, закрываясь руками или отталкивая взрослого;
  • доставать игрушки со стула или кровати, просовывая руки через манеж;
  • раскрываться, снимать с себя носки в положении сидя, не теряя равновесия;
  • играть в прятки со взрослым, наблюдая за тем, как он исчезает, и проявляя бурный восторг при его появлении;
  • доставать спрятанные у него на глазах игрушки;
  • играть предметами и игрушками в двух руках одновременно;
  • произносить отдельные слоги;
  • узнавать лица родных на фото;
  • подолгу концентрироваться на действиях с игрушками, совершая целый ряд манипуляций.

Особенно радует родителей умение малышей в этом возрасте повторять простые действия по просьбе, например махать «пока», хлопать или даже танцевать.

Изменения на девятом и десятом месяцах жизни

Ближе к концу первого года жизни список навыков и достижений малыша заметно расширяется. На этом этапе кроха умеет:

  • сидеть без опоры, доставать игрушки на расстоянии от себя, не теряя равновесия;
  • ползать и стоять на ногах, делая первые развитие ребенка первого года жизнинесколько шагов по направлению к родителям;
  • брать и играть мелкими предметами, используя пинцетный захват;
  • копировать интонацию и манеру поведения взрослых или знакомых детей;
  • выполнять простые просьбы, искать предметы глазами, играть в ладушки, «Сороку-белобоку» и прочие пальчиковые игры;
  • понимать простые слова, требующие выполнения тех или иных действий, например «лежи», «иди сюда» и так далее;
  • подниматься или спускаться по ступеням, удерживаясь за опору;
  • принимать участие в детских играх;
  • произносить первые слова-слоги, подходящие по значению к той или иной ситуации;
  • пользоваться по наставлению старших горшком.

Кроме того, в этом возрасте малыши с большим удовольствием осваивают навыки самостоятельной еды, размазывая и разливая содержимое тарелок по поверхности стола, пачкаясь с головы до ног и тем не менее не оставаясь голодными.

Как развивается малыш на 11 и 12 месяцах жизни

В последние месяцы первого года многие малыши сосредоточивают внимание на изучении искусства ходьбы. Начинают они с того, что передвигаются вдоль опоры, пытаясь сделать развитие ребенка первого года жизнинесколько шагов без помощи взрослых. Ближе к концу 12 месяца многие малыши достаточно уверенно ходят самостоятельно и даже пробуют бегать.

С детьми этого возраста можно и нужно играть, развивая таким образом основные сенсорные навыки. Для игр с крохой подойдут мячики, всевозможные тележки, коляски и машинки, которые можно толкать или катить за собой. Фаворитами в этом возрасте для детей являются музыкальные игрушки. Даже простой детский барабан или колокольчик способны порадовать кроху и приобщить его к веселым совместным играм.

В этом возрасте малыши уже достаточно уверенно различают формы предметов, поэтому им можно предложить поиграть конструктором, где, помимо кубиков, будут использоваться конусы, трапеции, треугольники, из которых можно строить целые города.

Примечательно, что именно к концу первого года дети начинают делать первые попытки поиграть в сюжетно-ролевые игры, беря за образец поведение взрослых. Малыши кормят и укладывают спать игрушки, пробуют им в рот вложить соску и так далее.

Дети этого возраста уже способны понимать запреты, тем не менее родители должны стараться ограничить их количество, создавая для малышей безопасные и комфортные условия для знакомства с окружающим миром. Многие слова в речи годовалых детей произносятся на особой манер, понятный только им и их родителям.

Стоит обратить внимание на следующие особенности поведения развитие ребенка первого года жизнималыша во второй половине первого года жизни:

  • неспособность повторять звуки или жесты;
  • нежелание общаться;
  • безразличие к незнакомым людям.

Эти признаки могут указывать на эмоциональное неблагополучие малыша, что требует как минимум консультации с наблюдающим врачом.

Полезные рекомендации родителям

Помещение, где ребенок проводит большую часть времени, должно обязательно быть светлым, допустимы контрастного цвета обои и потолок, так как именно на него кроха будет смотреть в первую очередь.

Над кроваткой малыша желательно повесить музыкальный мобиль (расстояние от 40 см) либо же крупные игрушки, которые будут развитие ребенка первого года жизнииздавать звук и двигаться от колебаний воздуха. Игрушки над кроваткой крохи необходимо будет заменять не реже, чем через 3-4 месяца.

Принимая во внимание, что после 5 месяцев дети уже способны различать предметы по форме и цвету, можно окружить их игрушками разной формы.

Как только кроха научится ходить, нужно будет позаботиться о том, чтобы обезопасить доступные для него помещения и вместе с тем оставить в поле его зрения предметы разной формы, размеров и из разных материалов для того, чтобы кроха имел возможность познавать мир, развивая любознательность и потенциал.

Как помочь малышу научиться держать голову?

В первые месяцы жизни моторное развитие для малыша является особенно важным. Одним из навыков, которые он должен освоить, будучи еще совсем крошечным, является навык удерживать голову. Стоит насторожиться, если малыш не справляется с этим даже после трех месяцев.

Неспособность удерживать голову в таком возрасте может в результате стать причиной развития дополнительных проблем, например нарушения зрительного восприятия, сбоев в работе вестибулярного аппарата и пр.

Выполнениеразвитие ребенка первого года жизни специальных упражнений помогут малышу быстрее научиться справляться с удерживанием головы:

  1. Выкладывайте кроху на живот перед каждым кормлением, поглаживая его по спине;
  2. В положении на животе положите руку под подбородок крохи, другой же коснитесь его стоп. Это нужно для того, чтобы у малыша сработал инстинкт ползти вперед.
  3. В положении лежа положите руку малышу под подбородок и под живот, деликатно подталкивая его вперед.
  4. Возьмите кроху на руки и старайтесь удерживать его за бедра, сохраняя равновесие. Малыш в таком положении обязательно будет стараться удерживать голову.
  5. Из положения на спине попробуйте подтянуть кроху вверх, удерживая за руки.
  6. Удерживая малыша за живот, держите его лицом вниз, в таком положении он обязательно будет стараться удержать голову. Таким же образом можно удерживать ребенка в наклонном боковом положении.

Перечисленные выше упражнения нужно будет повторять в течение трех-четырех минут каждое.

Как развивать сенсомоторные навыки малыша: полезные упражнения

Правильно развивающиеся сенсомоторные навыки ребенка на первом году жизни позволят ему адекватно воспринимать и изучать окружающий мир. Задача взрослых — стимулировать развитиеразвитие ребенка первого года жизни моторики крохи, научить его различать такие понятия, как форма, размер, вес, цвет предметов и пр.

Начинать заниматься с крохой можно с начала второго месяца, выбирая моменты, когда он находится в хорошем настроении, не голоден, не устал. Начинать можно с занятий для совершенствования зрительного и слухового восприятий.

Выберите яркий предмет (игрушку, шарик, кольцо) и подвигайте им на расстоянии в 50-60 см от лица малыша из стороны в сторону в медленном темпе. Занимайтесь с крохой таким образом на протяжении нескольких минут. То же самое можно проделывать и для развития слуховой активности, используя игрушки, издающие звуки, или простой колокольчик.

Для детей старше месяца упражнение можно усложнить, подвесив музыкальную яркую игрушку над кроваткой крохи таким образом, чтобы он мог ее касаться.

Наблюдая за развитием малыша, не забывайте почаще с ним общаться, петь песни, читать книжки, просто рассматривать картинки или предметы интерьера в комнатах. Общение и совместное времяпровождение положительным образом повлияет на процесс развития в первый год жизни и доставит немало удовольствия как малышу, так и родителям.

Источник

Решила поделиться в вами информацией из книги «Первый год жизни ребенка». В данной книге приведен перечень ежемесячных достижений, в который попадают почти все дети.

В каждый месяц 90% всех детей овладевают навыками из первой категории : «Что ваш ребенок должен уметь».

Около 75% умеют то, что перечислено во второй категории: «Что ваш ребенок, возможно, будет уметь».

Около 50% достигает навыков из третьей категории: «Что ваш ребенок, может быть, также будет уметь».

И около 25% достигают показателей из последней категории: «Что ваш ребенок, может быть, даже будет уметь».

Большинство родителей могут обнаружить, что их ребенок каждый раз попадает в разные категории, и лишь немногие будут постоянно находить своего ребенка в одной и той же категории. Некоторые дети будут развиваться неравномерно: медленно – в один месяц, быстрым скачком –в другой. Но родители могут быть спокойны, зная, что их дети совершенно нормальны.

Однако если ребенок постоянно не достигает показателей из категории «Должен уметь», родителям нужно проконсультироваться с доктором.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;

-фокусировать взгляд на лице матери (отца);

…возможно, будет уметь:

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

…может быть, даже будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-соединять руки;

-неосознанно улыбаться;

-смеяться;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180°.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-улыбаться в ответ на вашу улыбку;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);

-каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивать, плакать, прислушиваться;

-издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);

…возможно, будет уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см мимо средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предметам;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания;

…может быть, даже будет уметь:

-неосознанно улыбаться;

-соединять руки;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-смеяться в слух;

-визжать от восторга;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 45°;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см по обе стороны от средней линии (прямо пред ним).

…возможно, будет уметь:

-смеяться в слух;

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-визжать от восторга;

-соединять руки;

-рассеянно улыбаться;

— провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° — с одной стороны на другую (13 недель);

…может быть, также будет уметь:

-твердо держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

…может быть, даже будет уметь:

-при поддержке опираться на ноги в вертикальном положении;

-тянуться к предмету;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;

-поворачиваться на голоса, особенно на голос матери;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-лежа на животе, поднимать голову на 90°;

-громко смеяться;

-провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° — с одной стороны на другую;

…возможно, будет уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-тянуться к предмету;

-визжать от восторга;

…может быть, также будет уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-издавать фыркающий звук.

…может быть, даже будет уметь:

-переносить часть веса на ноги в вертикальном положении (при поддержке);

-сидеть без опоры;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-уверенно держать голову в вертикальном положении;

-лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

-переворачиваться (в одну сторону);

-обращать внимание на очень маленький предмет;

-визжать от восторга;

-тянуться к предмету;

-непроизвольно улыбаться;

-держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги;

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

-произносить фыркающие звуки;

…может быть, также будет уметь:

-сидеть без опоры;

-поворачиваться в сторону говорящего;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячие положении из сидячего;

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-жевать печенье;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-подгребать к себе маленькие вещицы и зажимать их в кулачке;

-лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

-произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сидеть без опоры (в шесть с половиной месяцев);

…может быть, также будет уметь:

-стоять, держась за кого-либо или что-либо;

-держать в реке печенье или что-либо;

-возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

-тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-искать упавший предмет;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-поворачиваться в сторону говорящего;

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-сидеть без опоры;

-сам есть печенье (в 6 ¼ месяца);

-издавать разные звуки;

…возможно, будет уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-искать упавший предмет;

-сопротивляться, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-перекладывать предметы из одной руки в другую;

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (7 ⅓ месяца);

-произносить различные сочетания гласных и согласных;

-играть в «ку-ку» (к 7 ¼ месяца)

…может быть, также будет уметь:

-стоять держась за что-либо;

…может быть, даже будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-брать маленький предмет большим и указательным пальцами;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;

-сам есть печенье;

-перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 ½ месяца);

-погребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулачке;

-переворачиваться в сторону говорящего (8 ⅓ месяца);

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-стоять, держась за кого-то или за что-то (8 ½ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-играть в «ку-ку»;

-самостоятельно садиться из положения на животе;

…может быть, также будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

…может быть, даже будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходит держась за мебель;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

-искать упавший предмет;

…возможно, будет уметь:

-подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 ½ месяца);

-самостоятельно садиться из положения на животе (9 ⅓ месяца);

-возражать, если вы пытаетесь отнять у него игрушку;

-стоять, держась за что-либо;

-подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 ¼ месяца);

-неотчетливо произносить «мама» или «папа».

-играть в «ку-ку»;

…может быть, также будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);

…может быть, даже будет уметь:

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцами;

-недолго стоять без посторонней помощи;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа».

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку).

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-стоять, держась за что-либо;

-пытаться встать из сидячего положения;

-возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

-неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

-играть в «ку-ку»;

…возможно, будет уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

-подбирать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…может быть, также будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);

…может быть, даже будет уметь:

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-«играть в мячик» (катить вам мяч обратно);

-пить из чашки без посторонней помощи;

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-хорошо стоять без посторонней помощи;

-пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном или иностранном языке;

-произносить еще одно слово кроме «мама» или «папа», «дай»;

-отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» – протягивать руку);

-хорошо ходить.

ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

К концу этого месяца ваш ребенок

…должен уметь:

-самостоятельно садиться из положения на животе;

-поднимать с поверхности маленький любой частью большого и указательного пальцев (10 ¼ месяца);

-понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

…возможно, будет уметь:

-играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать на прощанье;

-ходить держась за мебель;

…может быть, также будет уметь:

-аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

-короткое время стоять без посторонней помощи;

-отчетливо произносить «мама» или «папа», «дай»;

-произносить еще од