Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка

Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка thumbnail

Статья. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность— это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам.  Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Источник

Особенности развития речи детей третьего года жизни

Раннее детство- фундамент  общего развития ребёнка ,стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Согласно новым стандартам ФГОС- задача современной педагогики- реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в процессе 3-го года появляются основы наглядно-образного мышления.
В этот период развивается активная речь детей. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов. Дети пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре используют практически все части речи.
В активном развитии речи у ребенка большую роль играет взаимодействие всех видов деятельности: игра, рисование, конструирование, наблюдение, слушание.
В период между 2-3 годами жизни у ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими.
Малыши часто сами начинают обращаться с вопросами: «Что это?», «Как?», «Зачем», «Где?». Обычно дети внимательно слушают ответ на интересующий их вопрос. Они получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Особенно характерно для детей этого возраста потребность в общении.
Развитие разнообразных форм общения со сверстниками и взрослыми- важная задача педагогики раннего возраста. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Если педагог руководит и направляет процесс развития речи, то речь быстро совершенствуется. В этот период 2-3х летний ребенок начинает делать первые выводы, но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки, сходства предметов. (например, любой круглый предмет могут назвать шар, или мяч). Однако способность к различию и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты.
Говоря о характерном для детей 3-х летнего возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие 3-х уровней усвоения слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:
1 уровень: ребенок понимает слова, но не использует их в речи.
2 уровень: ребенок узнает и называет предмет, действие, лишь в привычных сочетаниях, условиях.
3 уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая методы и приемы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи.
Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития не опасна.
Однако, если к концу 3-го года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник

Отчет

об использовании информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и

дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе воспитателя МКДОУЦРР Д/С № 8 «Солнышко»

Гасангуейновой Зухры Султановны

На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь изучать и применять традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также имеющихся в ДОУ условий выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. Повышаю качество образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Представляю детям и родителям информационные материалы, компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки в процессе образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.

Грамотное использование мультимедийных презентаций позволяет мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, в доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно — образному мышлению детей дошкольного возраста. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе образовательной деятельности детей имеет следующие достоинства: возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, стимулирует познавательную активность детей.

В образовательном процессе мною используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации образовательной деятельности, представленных в цифровой форме: презентации, видеофрагменты, аудиофайлы, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Стараюсь активно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности:

           —  в процессе образовательной деятельности составляю и оформляю календарные и перспективные планы;

         — использую информационно-методическую поддержку в виде электронных                                     ресурсов во время подготовки к ООД, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий;

           — в сетевых сообществах педагогов размещаю свои материалы, делюсь    педагогическим опытом;

     —   участвую в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

     .

Применение компьютерных технологий помогает мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, проявлять творческие способности. Владение ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Таким образом, благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться результативным, эффективным, целостным, системным, современным.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В дошкольном образовательном учреждении существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего  процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

  В воспитательно-образовательный процесс внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий:
технологии стимулирования и сохранения здоровья- это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.
К данным технологиям относятся:
 подвижные игры: проводятся ежедневно как часть ООД на прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.
— пальчиковая гимнастика проводится во время ООД, систематические упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук,  превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию;
— дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах           физкультурно — оздоровительной работы. Наряду с дыхательной гимнастикой проводится звуковая гимнастика, целью которой является научить детей дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
— гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;
— физкультминутки проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
— релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного напряжения, помогают  детям успокоиться, тем самым привести их нервную систему и психику в нормальное состояния покоя; Для психического  здоровья  детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения..
— гимнастика  после сна проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, воспитания правильной осанки, обширное умывание;
— игровой час осуществляется в свободное время, организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни.  Цель этих технологий- становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Данный вид технологий включает в себя:
— ООД образовательные области: «Физическая культура». Занятия проводятся в игровой форме, носят интегрированный характер. Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Стихи обыгрывающиеся   движениями, их можно использования в различной обстановке и в любое время.
— Коррекционные технологии направлены на  обеспечение  психического и социального здоровья ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального  благополучия дошкольника.
Это такие технологии как: 
— песочнотерапия является одной из форм психического развития , этот процесс отличается простотой манипуляций, кратковременностью существования создаваемых образов. . Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений.
— технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий  для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя ,развития дыхательных путей. Музыка —  это лекарство, которое дети слушают. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1.Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2.Правильная организация прогулок и их длительность.

-Соблюдение сезонной одежды.

-Облегченная одежда в детском саду.

-Закаливающие процедуры.

    Реализация этих технологий осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого ребенком. На территории детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. В помещении оборудован спортивный зал детскими тренажёрами , обручами, мячами , скакалками и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа позволяет мне привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям, а также   учитывать запросы родителей.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Источник