Дошкольное воспитание развитие ребенка 6 лет
Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…
Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
- Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
- Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
- Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.
Что могут делать родители?
- Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
- Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
- Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
Источник
Елена Елизарова
Особенности воспитания детей 5–6 лет
Особенности воспитания детей 5-6 лет
Учет возрастных особенностей при воспитании детей 5-6 лет. Вы как родители должны учитывать особенностивозраста ребенка 5-6 лет:
1. Нужно относиться с уважением к фантазиям, которые могут появиться у ребенка, не нужно препятствовать его магическому мышлению. Важно научиться отличать «вранье» от игры воображения и просто защитной фантазии.
2. Необходимо поддерживать стремление детей позитивно самовыражаться, старайтесь поддерживать их стремление развивать свои способности и таланты, но при этом не нужно делать на них акцент. Старайтесь делать все, чтобы ребенок имел возможность развивать свои самые разнообразные творческие идеи.
3. Со вниманием относитесь к желаниям детей, но также нужно уметь ставить границу там, где их желания могут навредить им самим, или могут навредить окружающим людям. Помните, что нужно ставить только ту границу, которую вы сможете отстоять и выдержать.
Особенности воспитания детей 5-6 лет
4. Предоставьте детям возможность общения со своими сверстниками. Приходите на помощь ребенку только тогда, когда он находиться в эмоциональном затруднении. Обсудите возникшую ситуацию вместе, скажите ребенку как лучше поступить в данной ситуации.
5. Ребенок должен общаться с близкими. Старайтесь организовать отдых для всей семьи. Говорите о совместных планах с ребенком. При этом разумеется, учитывайте психологию ребенка и его возрастные особенности, то, что вам кажется естественным, ребенок может понимать совсем иначе.
6. Не усердствуйте, контролируя ребенка, пусть он сам определяет те задачи, которые он хочет и в состоянии выполнить. Поддерживайте ребенка, если возникают проблемы и вместе разбирайте причину их возникновения. Показывайте радость, когда ребенок самостоятельно достигает успеха.
7. Помните, что дети возраста 5 — 6 лет с желанием будут откликаться на просьбу о помощи. Но они вряд ли захотят быть вам обязанными. В вашем сознании должна присутствовать мысль того, что когда вы обращаетесь к ребенку за помощью, вы более успешно можете развивать в них позицию ощущения себя «взрослым». А если вы будете держать их в подчинении и обязанности, говорить им что они должны или обязаны, вы будете развивать в них «инфантильность».
8. По возможности не испытывайте страха и не уходите от «неудобных», но важных для ребенка вопросов. Старайтесь давать четкий, ясный и, как можно, максимально простой ответ. Отвечать следует лишь на вопросы, которые задает сам ребенок. Не нужно распространяться и усложнять ответ. Объясните детям на их языке, в чем состоит специфика разности полов. Объяснение нужно давать соответственно возрасту ребенка. А если возникают сложности с объяснением того или иного вопроса, просто возьмите любую книжку по воспитанию и развитию детей, в ней вы найдете много интересных советов.
9. По возможности старайтесь не лгать, а отвечать честно. На вопрос о смерти отвечайте соответственно своим религиозным представлениям, говорите об устройстве жизни на земле и на небесах в простой форме. Но все зависит от индивидуальности ребенка и его уровня развития. Учите понимать ребенка разные вещи, говорите о существующих на сегодняшний день технологиях и наших возможностях на земле. Чтобы приободрить ребенка стоит упомянуть, что наука не стоит на месте.
10. Помогайте ребенку преодолевать возникающие страхи. Нельзя осуждать их за страх и призывать «не бояться». Нужно выслушать ребенка, узнать, что его беспокоит, страх иногда является проявлением какой-то неразрешимой проблемы. Поддержите ребенка. Но вместе с тем, предоставьте ему возможность самому справляться с этим страхом. Если страх не прекращается можно показать ребенка психологу или знакомому врачу.
Источник
На чтение 8 мин.
Многих родителей пугает период подготовки ребёнка к школе и начало учебной деятельности. Происходят существенные изменения в его личности, поведении и образе жизни. Важным становится не только привить новые умения, привычки и интерес к обучению, но и проявлять особое внимание к истинным интересам и потребностям своего чада в это непростое время. Размышляя над тем, как воспитывать ребёнка 6-7 лет, помните не только о предстоящих задачах, но и об особенностях развития в этом возрасте.
Психологический кризис в 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – это новый кризис в развитии ребёнка. Его уже нельзя назвать «малышом», ведь он взрослеет, учится контролировать своё поведение, подчинять импульсы воле, ставить цели. Ваше чадо овладевает непростой для себя деятельностью – учебной. Кризис связан с тем, что одновременно в нём уживаются две роли: ребёнок с желанием играть, бегать, открыто проявлять свои эмоции, делать всё, что душе угодно, и школьник с необходимостью соблюдать новые правила, придерживаться режима, выполнять обязательства, преодолевать утомление.
Особенности развития в возрасте 6-7 лет
- Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте ещё остаётся ведущим видом деятельности. С 6 лет (и даже раньше) и дома, и в садике ребёнка усиленно готовят к школе. Многих начинают водить на специальные занятия в так называемый нулевой класс. Но игровая деятельность по-прежнему значима для детей, поскольку позволяет расслабиться, сбросить напряжение и приятно провести время.
- С переходом на учебную деятельность меняется и режим. Дети полностью перестают спать днём, поэтому ночному отдыху следует уделять особое внимание.
- Активно развивается интеллект и психические познавательные процессы: память, устойчивость и объём внимания, аналитические способности, начинает формироваться словесно-логическое и понятийное мышление.
- В 6-7 лет дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, знают, как нужно вести себя в общественных местах, могут соблюдать правила вежливости.
- В этом возрасте повышается восприимчивость к похвале и критике. Детям важно услышать положительную оценку их стараний и результатов деятельности.
- Активно формируется самооценка и ощущение собственного «Я». Видение своих умений и достижений в сочетании с внешней оценкой закрепляют положительное или отрицательное отношение к себе.
- Ребёнок в этом возрасте тянется к сверстникам, у него есть друзья. Отношения с ними становятся для него очень значимыми. Подчас фраза: «Я не буду с тобой дружить» может стать для дошкольника настоящей трагедией. А вот от родителей он начинает постепенно отдаляться.
- Дети в 6-7 лет уже могут проявлять интерес к противоположному полу. Именно в садике часто звучат первые признания в любви, выражается симпатия друг к другу.
Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет
- Ближе к 6-летнему возрасту своего чада обращайте внимание на то, получается ли у него контролировать своё поведение, проявлять усидчивость, когда выполняет какое-либо задание или занимается творчеством.
- При подготовке к школе все развивающие занятия с ребёнком проводите в интересной форме, добавляйте к ним элементы игры. Задания должны выполняться с энтузиазмом. Не допускайте того, чтобы ребёнок скучал или делал что-то на пределе своих возможностей. Так можно отбить интерес к познанию и учебной деятельности.
- Предоставление ребёнку разумной степени самостоятельности и инициативы, поддержка и похвала за результаты стараний помогают развить у него уверенность в себе и сформировать положительную самооценку.
- Несмотря на усиление самостоятельности и развитие способностей, вашему чаду в возрасте 6-7 лет необходимы поддержка и внимание взрослых, прежде всего, родителей. Чутко относитесь к его потребностям, интересуйтесь, как прошёл его день в садике (в школе), что нового он узнал. Больше общайтесь с ребёнком, при этом всегда поддерживайте контакт глаз, чаще прикасайтесь к нему и обнимайте. Вы по-прежнему остаётесь для него главной опорой и надёжным тылом.
- Давайте дошкольнику и младшему школьнику учебные, творческие и домашние задания. Следите за тем, чтобы все дела он доводил до конца. Если ребёнок бросает их, не закончив, мягко возвращайте его к выполнению задачи. Контролируйте также качество и аккуратность сделанного.
- Учите ребёнка думать. Не давайте готовых ответов на домашние задания. Задавайте наводящие вопросы, стимулируйте его к размышлению. Это важно для успешного обучения в дальнейшем. Мозг не должен лениться, его нужно направлять к поиску решений.
- Ставя перед своим чадом задачу, предоставляйте ему свободу действий: пусть он сам выбирает, каким путём её решить, какие шаги предпринять. Помогите ребёнку, если он вас об этом просит. Но не делайте всё за него, просто будьте рядом, поддерживайте, направляйте.
- В основе образования и воспитания детей в 6-7 лет должен лежать принцип опоры на зону ближайшего развития. То есть периодически давайте своему чаду задания, которые немного сложнее тех, что он может легко выполнить. При необходимости оказывайте помощь и поддержку, чтобы вместе найти решение.
- Чаще хвалите ребёнка. За успешно выполненные задания, за хорошие оценки, за старания и интерес к учёбе и познанию, за умение рассуждать и анализировать и т. д.
- Ни в коем случае не критикуйте личность ребёнка. Можно делать замечания только по отношению к его действиям. Например, нельзя говорить: «Ну что же ты какой неумеха!» или «Совсем ничего не соображаешь!» Подобные фразы сильно бьют по самооценке детей, вызывая у них желание либо сопротивляться, либо уйти в себя и закрыться ото всех. Гораздо лучше сказать: «Ты же у нас такой способный! Но что-то недостаточно постарался. Давай-ка ещё раз попробуем!»
- Проводя развивающие занятия, почаще (не реже чем каждые 30-35 минут) делайте перерывы, разминку, зарядку, танцевальные и игровые паузы. Помните о важности прогулок на свежем воздухе. При активной работе мозга потребность в кислороде увеличивается.
Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет
В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно.
Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.
В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к «мужским» занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).
Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей.
Игры и занятия для детей 6-7 лет
Игровая деятельность по-прежнему значима для ребёнка на этом возрастном этапе. Именно в форме игры важно строить развивающие и подготовительные занятия. Для детей это возможность одновременно обучаться новому, приятно проводить время и отдыхать. Какие игры и занятия будут полезны?
Сюжетно-ролевые: можно разыгрывать разные ситуации и самим становиться их участниками (ребёнок, родители, другие дети и т. д.) или делать это при помощи игрушек. Такие игры эффективны для усвоения правил поведения, понимания чувств и действий других людей.
Речевые: способствуют расширению словарного запаса и кругозора, развитию мышления и совершенствованию навыков общения. Например, игра в «Города», «Кто больше назовёт… (животных, птиц, цветов, видов транспорта и т. д.) И, конечно, значительное время должно отводиться совместному чтению книг.
Математические и логические: задачи и загадки, связанные со счётом, «Исключи лишнее», «Объединение в группы», «Найди пару», «Сравнение чисел», направленные на развитие у детей логического мышления и смекалки, интеллекта.
Игры на развитие внимания и памяти: поиск сходств и различий на картинках, «Что изменилось?»
Графические: лабиринты, задания с соединением точек.
Настольные: различные виды лото и домино, игры с карточками, «ходилки».
Творческие: лепка, рисование, изготовление поделок, оригами и др.
Подвижные: можно проводить и дома, и на свежем воздухе.
В качестве развивающих игрушек в 6-7 лет подойдут: кубики (с буквами, словами, картинками), пазлы, конструкторы, головоломки. Для девочек по-прежнему актуальны куклы, в том числе мебель и посуда для них, для мальчиков – машинки и игрушки на радиоуправлении.
При подготовке к школе и на начальном этапе обучения важно подбирать занятия и игры, направленные на развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), обучение чтению, письму и счёту. Чаще чередуйте их между собой, чтобы ребёнку всегда было интересно.
Помните и о том, что наиболее активно ребёнок развивается в семье, где царит тёплая атмосфера и гармония в отношениях родителей. Тогда и социальные роли он усваивает правильно, и к миру он ощущает больше доверия.
Источник