Дошкольное развитие ребенка в бассейне

Дошкольное развитие ребенка в бассейне thumbnail

Розалия Гатиятуллина Рифовна
Детские занятия в бассейне — радость и польза

Детские занятия в бассейне: радость и польза!

Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И детсадовский возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

·Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне:

Что нужно для посещения бассейна в детском саду?

Приобрести купальные принадлежности,а именно:

· Плавки для мальчиков и для девочек;

· Небольшое махровое полотенце;

· Резиновая шапочка (девочкам и мальчикам);

. Сланцы или тапочки;

· По желанию ребёнка, очки для плавания.

Все купальные принадлежности промаркировать и принести в детский сад в тряпочной сумке.

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается,происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятияплаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятияспособствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре Абдрахманова Р. А.

Продолжительность занятий в бассейнечетко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

· Младшая группа – 15-20 минут;

· В средней группе – 20-25 минут;

· В старшей группе – 25-30 минут;

· В подготовительной группе – 25-30 минут.

Занятия в бассейне проводятся подгруппами. Число детей не превышает 8 человек. Группа формируется по возрасту и физической подготовленности. Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Занятия по плаванию в детскомсаду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Навыков плавания;

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Освоение воды;

· Овладение плавательными движениями.

Занятиепо плаванию состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть проходит на суше и представляет собой физкультминутку;

2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры;

3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме. На занятии ваш ребенок вместе с инструктором по физической культуре отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, здоровья.

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка в начальной школе

Источник

Детские занятия в бассейне: радость и польза!

Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И дошкольный  возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

· Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Какой возраст самый благоприятный для обучения детей плаванию?

Всем известно, что плавать очень приятно и полезно в любом возрасте. 

Врачи-педиатры говорят о том, что примерно два-три года – самое лучшее время начинать занятия в бассейне, если они не начаты раньше. Плавание очень хорошо укрепляет всю костно-мышечную систему, предупреждает развитие плоскостопия. Да и общее состояние организма детей, которые занимаются плаванием, приятно радует как родителей, так и врачей педиатров. Ну и, разумеется, любая мама сильно порадуется хорошему аппетиту и крепкому сну своего малыша, посещающего бассейн.

Самый благоприятный возраст для обучения детей плаванию 6-7 лет. Дети в этом возрасте в состоянии понять, что от них хочет инструктор по физической культуре, способны 15-20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания. Без этого невозможно добиться нужного результата. В плавании есть такое понятие как «чувство воды» — оно обеспечивается бароцепторами кожи и проприорецепторами мышц, и в 6-7 лет ребенок уже адекватно реагирует на их сигналы, посылаемые в центральную нервную систему. Занятия в этом возрасте проводятся в форме эстафет, соревнований на закрепление и совершенствование плавательных знаний, умений и навыков.

Источник

оздоровительное значение плавания и условия проведения занятий с дошкольниками

Обучение плаванию детей дошкольного возраста является специфической частью физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, имеющих плавательные бассейны.

Комплексное оздоровительное воздействие занятий в бассейне на организм ослабленных детей подтверждается многочисленными научными исследованиями и проявляется в следующих аспектах:

Дошкольное развитие ребенка в бассейне— закаливание организма. Пребывание в водной среде тренирует терморегуляторные механизмы, благодаря которым сосудистая система ребёнка приобретает свойство быстро приспосабливаться к температуре воды (28—33°С) и к длительному нахождению в прохладных водных условиях (в сравнении с температурой тела 36,6°С);

— совершенствование функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Прохладная вода усиливает кровообращение, а её давление и сопротивление оказывают благотворное воздействие на работу сердца;

— активизация деятельности органов дыхания. Правильная техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода, в результате чего укрепляются все мышцы органов дыхания, увеличивается жизненный объём лёгких;

— профилактика и исправление нарушений опорно-двигательного аппарата. Благодаря «полувесомому» нахождению в воде физические нагрузки на кости, суставы, связки являются щадящими, что создаёт условия для профилактики нарушений осанки и сутулости, а также способствует выраженному тренирующему эффекту занятий в бассейне.

Детский организм способен переносить довольно высокие физические нагрузки, связанные с плаванием. В свою очередь, длительные физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат на суше ведут к перенапряжению недостаточно окрепших костей, суставов и связок. Именно поэтому плавание рекомендуется, как восстанавливающая терапия для ослабленных детей.

Вместе с тем, плавание полезно не только для оздоровления и гармоничного физического развития детей дошкольного возраста.

Умение плавать является жизненно необходимым навыком, позволяющим ребёнку применить его, в том числе и в экстремальных жизненных ситуациях. Нельзя недооценивать и роль положительных эмоций в процессе занятий плаванием, что очень важно для сохранения и укрепления здоровья ослабленных, часто и длительно болеющих воспитанников.

Читайте также:  Скачки развития ребенка до года по неделям

дошкольники перед занятием по плаванию в бассейне

Условия организации занятий в бассейне должны соответствовать положениям Санитарных норм и правил.

Бассейны оборудуются приборами для контроля и поддержки санитарно-гигиенического состояния: термометры для измерения температуры воздуха и воды, психрометр для определения влажности воздуха. Также в бассейне необходимо иметь специальный инвентарь, игрушки для обучения плаванию по количеству детей, одновременно занимающихся в бассейне, оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей в процессе занятий. Яркие, красочные игрушки доставляют радость воспитанникам, привлекают их к занятиям и играм в воде.

К числу внешних факторов, оказывающих существенное влияние на результативность образовательного процесса в целом и на продолжительность занятий в бассейне в частности, относится температура воды. В начале учебного года температура воды в бассейне может достигать 32—33°С, в течение учебного года, по мере совершенствования аппарата терморегуляции воспитанников, температура понижается до 28—30°С. Комфортная температура воздуха колеблется в пределах 25—28°С.

Продолжительность занятий в бассейне для каждой возрастной группы регламентирована типовым учебным планом. Однако в работе с детьми дошкольного возраста самый надёжный показатель допустимой продолжительности занятий — поведение воспитанников, которые могут почувствовать себя дискомфортно по причине переохлаждения задолго до окончания занятия. К признакам замерзания относятся — посинение губ, лёгкий озноб, отсутствие концентрации внимания. Если дети начинают мёрзнуть, то педагогу следует немедленно прекратить занятие. Вместе с тем, некоторые воспитанники начинают замерзать раньше остальных. В этом случае время занятий с ними также нужно сокращать в индивидуальном порядке.

дети-дошкольники плавают в бассейне

Для занятий в бассейне воспитанников одной группы (старшей, средней, второй младшей) делят на подгруппы, посещающие бассейн в установленное режимом время. Целесообразно делить детей по подгруппам в зависимости от уровня их подготовки, состояния здоровья, психологических особенностей. При этом руководителю физического воспитания легче обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, продумать задачи занятия и предложить доступные дифференцированные задания для каждой подгруппы на всех этапах обучения.

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей категории

Источник



Здоровый образ жизни играет огромную роль для человека, ведь здоровье — неотъемлемая часть всей жизнедеятельности личности. На сегодняшний день проблема воспитания культуры здоровья является достаточно актуальной, особенно у детей дошкольного возраста, в связи с современными условиями жизни. С каждым годом рождается всё меньше здоровых детей. Сохранению уровня здоровья населения страны препятствуют реформирование системы здравоохранения, проведение профилактической работы на недостаточном уровне, низкая грамотность многих родителей по данному вопросу. Всё вышеперечисленное подтолкнуло дошкольное образование к поиску эффективных методов и средств сохранения, преумножения и повышения уровня культуры здоровья подрастающего поколения [1].

Одним из направлений оздоровления и формирования у детей дошкольного возраста в полной мере можно считать занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи (научить детей плавать, развить умение вести себя в воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам), но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма и укрепление здоровья.

В рамках самообразования по теме «Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья у дошкольников через организацию оздоровительных процедур в бассейне» в сентябре 2015 года было проведено анкетирование родителей воспитанников, поступивших в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Кораблик» г. Йошкар-Олы». Анкета была составлена с целью выяснения отношения родителей к наличию бассейна в детском саду и регулярным занятиям в нем. В анкетировании приняли участие 28 родителей.

По результатам анкетирования, 46 % родителей отметили наличие у их ребенка страха перед водой, а именно дети боятся выполнять упражнения в бассейне, связанные с попаданием воды в лицо; с опусканием лица в воду, задерживая дыхание; с принятием безопорного положения в воде. Такие дети стараются всеми способами избежать посещения бассейна, придумывая различные поводы и причины, чтобы не ходить на занятия. Стоит отметить, что любые страхи, в том числе и страх воды, негативно сказываются на здоровье ребенка.

Также было выяснено, что для 43 % родителей (12 человек) безразлично наличие бассейна в дошкольной организации. По мнению данных родителей, занятия в бассейне не оказывают особого влияния на детский организм, а плавать их ребенок уже умеет. Двое родителей (7 %) высказали отрицательное отношение к бассейну. Остальные 14 родителей (что составило 50 % от общего числа опрашиваемых) положительно отнеслись к наличию функционирующего бассейна в детском саду. В первый год посещения детского сада шла адаптация детей, в связи с чем на занятиях в бассейне присутствовало незначительное количество ребят (50–61 % детей).

В мае 2016 года было проведено повторное анкетирование родителей. В анкету были добавлены следующие вопросы:

− «Заметили ли Вы улучшения в здоровье ребенка в течение года?»,

− «Связаны ли данные улучшения с посещением бассейна в детском саду?».

Результаты повторного анкетирования показали следующее:

− родителей, положительно относящихся к наличию бассейна в детском саду и регулярными занятиями в нём, повысилось на 11 %; родителей, отрицательно относящихся к бассейну, не осталось; остальные 49 % родителей по-прежнему показали нейтральное отношение по данному вопросу;

− 29 % родителей заметили улучшения в состоянии здоровья своего ребенка, но лишь половина из них связало эти улучшения с регулярным посещением бассейна в детском саду.

В группе присутствуют дети с абсолютной посещаемостью (14 % от общего количества детей в группе). По результатам наблюдений и беседы родителями, у данных детей нет особых улучшений в состоянии здоровья, в связи с чем их родители нейтрально относятся к наличию бассейна в детском саду и занятиям в нём.

В 2016–2017 учебном году посещаемость занятий в бассейне увеличилась до 79 %. Было замечено: если в младшей группе около половины детей испытывали страх перед водой и, в связи с этим, побаивались занятий в бассейне, не хотели его посещать, то уже в средней группе ребята стали с удовольствием ходить на занятия, некоторые даже с нетерпением ждали очередных посещений бассейна. В мае 2017 года вновь было проведено анкетирование родителей, по результатам которого было выявлено следующее:

Читайте также:  Влияние личностных особенностей на развитие личности ребенка

− родителей, положительно относящихся к регулярным занятиям в бассейне, стало больше на 13 %, что составило в итоге 64 % (18 родителей);

− улучшения в состоянии здоровья своего ребенка заметили половина семей, из них более половины (57 %) связывают это с регулярным посещением бассейна в детском саду. Помимо этого, родители отметили у своих детей положительный настрой на занятия в бассейне.

В период пребывания воспитанников в детском саду (2015–2016 и 2016–2017 учебные года) с детьми проводились следующие мероприятия:

− беседы о пользе воды для человеческого организма,

− игры-эксперименты с водой,

− занятия по здоровому образу жизни,

− дидактические игры;

− были организованы просмотры тематических мультипликационных фильмов.

Помимо этого, велась активная работа с родителями воспитанников:

− тематические консультации «Бассейн и его польза», «Как справиться с боязнью воды»;

− круглый стол «Влияние занятий в бассейне на здоровье дошкольника»,

− родительское собрание «Закаливание детского организма: солнце, воздух и вода»,

− оформление наглядности с целью подачи необходимой информации о пользе закаливающих процедур для детского организма и эффективности регулярного посещения занятий в бассейне.

Таким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

Помимо наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей, был проведен сравнительный анализ непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью. Для сравнительного анализа были взяты данные двух средних групп (по 30 воспитанников в каждой) МБДОУ «Детский сад № 42 «Кораблик» и МБДОУ «Детский сад № 17 «Ивушка» г. Йошкар-Олы. Также были опрошены родители воспитанников детского сада № 17, в ходе чего было выяснено, что ни один ребенок не посещает бассейн.

Результаты проведенного сравнительного анализа непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью представлены на рисунке 1.

Дошкольное развитие ребенка в бассейне

Рис. 1. Количество детей, пропустивших детский сад по болезни (%)

Согласно рисунку 1, количество пропусков среди детей, посещающих детский сад № 42, ниже на 8–18 %, по сравнению с данными детского сада № 17: на 8 % в сентябре, декабре и мае; на 9 % в октябре, ноябре и феврале; на 10 % в январе; на 11 % в марте; на 18 % в апреле.

Таким образом, согласно вышеуказанным данным, можно сделать вывод о том, что дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

− укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

− улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

− совершенствуется механизм терморегуляции;

− предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

− развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость [1, 2].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что занятия в бассейне обладают важнейшим значением в оздоровлении детей дошкольного возраста. При этом большую роль играет не только работа с детским коллективом, но и с родителями воспитанников. Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости. Родители должны полностью осознать важность занятий в бассейне, пользы плавания для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов и кифозов, полиомиелита. Этому могут способствовать:

− приглашения родителей на занятия в бассейне;

− консультации медицинского персонала дошкольного учреждения;

− демонстрация научных фильмов;

− статистика заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих занятия в бассейне;

− индивидуальные беседы и тематические родительские собрания. Именно тогда родители станут союзниками в оздоровлении дошкольников с помощью занятий в бассейне, помогая своим детям справиться со страхом воды, приобщая их к здоровому образу жизни через занятия в бассейне, повышая культуру здоровья дошкольников.

Необходимо создавать необходимые условия для привлечения всех воспитанников к занятиям в бассейне, потому что каждый ребенок должен получить определенные плавательные навыки и эффект от закаливающих мероприятий.

Триединство (воспитатели — дети — родители) даст положительный результат в формировании у дошкольников здорового образа жизни и культуры здоровья; в преодолении ребенком боязни воды и глубины, неуверенности в собственных силах; в оздоровлении детского организма.

Литература:

  1. Сингур М. Е. Эффективность использования методики организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста / М. Е. Сингур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 1 (131). — С.213–216.
  2. Токтаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3–7 лет / Т. Э. Токтаева. — М.: Сфера, 2016. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм, дошкольный возраст, наличие бассейна, анкетирование родителей.

Источник