Дошкольное образование развитие эмоциональной сферы ребенка

Наталья Островская
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшей составляющей психического здоровья детей является эмоциональная сфера.

Эмоции играют большую роль в развитии ребенка: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками.

Продолжительное время система дошкольного образования в России

была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Решающая роль в ее развитии принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе. Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально — развивающаясреда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором являются эмоционально-личностные особенности воспитателя, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — это наличие специально-организованных зон,среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Третьим компонентом является эмоционально-активизирующая

совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в

первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические

процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не

предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако

рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой,

представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

(его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками

управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности

понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и

полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и устранить недостатки в личностном развитии.

Источник

Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится — мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:

Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:

Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

Быть доброжелательными и терпимыми;

Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

Одобрять даже самые незначительные успехи детей.

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

«Интересный разговор»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

Источник

юлия костюченко
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность.

1 слайд: Визитная карточка.

Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование. Стаж педагогической работы 14 лет, в 2014 году прошла курсы повышения квалификации на базе НИРО по теме «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО». Я и мои воспитанники активные участники городских мероприятий,таких как городской конкурс новогодних елочных игрушек «Нарядим самую большую елку вместе», городские выставки Эколого-биологического центра («Весенние фантазии», «Осенний калейдоскоп», «Волшебница зима, В 2014 году я приняла участие в городском смотре- конкурсе профессионального мастерства воспитателей «Лучшая группа ДОУ».

Мой девиз: «Учить чувствовать – это самое трудное.»

2 слайд. Тема презентации.

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

…Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»

В. А. Сухомлинский.

Из книги «Сердце отдаю детям»

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания.

Однако, уже с первых дней жизни ребенок получает определенные эмоции от окружающего мира. Эти первые улыбки, смех, радость в глазах родителей определяют дальнейшее здоровое развитие малыша. Положительные эмоции помогают развивать память, речь, движения. В ответ вы получаете от ребенка улыбку, крик, понимая, что таким образом ваш малыш общается с вами. Очень важным является проявление именно положительных эмоций для дальнейшего нормального развития ребенка.

Окружающий мир постигается ребенком через четкие формы и яркие образы, особенности вещей, что вокруг. Если взрослым кажется все понятным и обычным, то некоторые свойства и явления производят на мир ребенка яркое впечатление.

Есть ли эффективный способ влияния на эмоциональное развитие ребенка? Да, есть. И этот способ-взаимодействие взрослого и ребенка.

3 слайд: Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.

Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний,сколько в становлении базовых свойств его личности: эмоциональной сферы.

4 слайд: Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Работая с детьми,я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

5 слайд: Теоретическое обоснование личного вклада педагога.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И. А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок, и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

В 1914 году психолог Н. Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» — мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В. В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка. Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А. С. Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.

Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В. П. Зинченко, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков).

6 слайд: Цель и задачи педагогической деятельности.

Учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, нами были сформулированы цель и задачи работы.

Цели и задачи вы можете видеть на слайде.

7 слайд: Ведущая педагогическая идея.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый, неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

8- 14 слайд: Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Развитие эмоциональной сферы проходит в разных формах взаимодействия.Это: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей,взаимодействие с родителями.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год,общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходит в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку,чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом (добрая приветливая улыбка, одобряющий взгляд, обнять, приласкать, приободрить, пожалеть, внимательно выслушать, заинтересовать ребенка, отвлечь от неприятных мыслей и т. д.) Деятельность по развитию эмоциональной сферыв детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты деятельности (инсценировки, драматизации, концерты и др.) Могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек, песенок. Первый раз внесла в группу новую игрушку Мишку и обыграла перед детьми песенку «Мишка косолапый». Дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках. А потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много потешек и песенок. Всегда стараюсь привлекать детей, предлагаю им подержать игрушку в руках, научить ее чему-нибудь или показать что-то. Дети всегда с удовольствием и интересом и даже с некоторой осторожностью берут игрушку, т. к. верят что она живая. Малыши с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи таких авторов как С. Я. Маршак и А. Л. Барто. С помощью шапочек –масок,костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры («Кот и мыши», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик») отгадывали загадки, передавая характер и движения персонажей. Сначала дети стеснялись изображать, а потом втянулись, полюбили эти занятия. («Лисичка- сестричка», «Зайчишка- трусишка», «Мишка косолапый» и др.)

Чтобы ярче раскрыть свои возможности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Например, в образовательной деятельности «Художественная литература» знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

В образовательной деятельности «Художественная творчество» знакомим с иллюстрациями, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим. Я обратила внимание что когда дети рисуют или лепят они стараются отобразить настроение персонажа (Солнышко улыбается, тучка грустит, Колобок испугался и т. д.)

В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли («Мы такие разные», «Кто о нас заботится», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Домашние любимцы» и т. д.)

«Музыка» -знакомство с музыкальными произведениями, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов.

«Физическая культура»— в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т. д.

«Социализация» -использование дидактических игр. («Театр настроения», «Наши чувства и эмоции», «Ко-ко-ко» и др.)

Здоровье сберегающие технологии используемые в работе:

-пальчиковые игры со словами(«Семья», «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья» и т. д.)

-физкультминутка, динамические паузы. («Умывалочка», «Листья», «За грибами» и др.)

Такие занятия выполняют одновременно познавательную,воспитательную и развивающую функцию. Поэтому через их содержание,форму и методы я стремилась к достижению основных целей:

-созданию атмосферы творчества;

-социально-эмоциональному развитию детей.

Содержанием моих занятий являлось не только знакомство с текстом,но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлось практическое действие каждого ребенка.

Я пыталась выразить искренность и неподдельность эмоций и чувств, но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, не подавить робкого ребенка.

В течение всего дня я не оставляю эту работу. Во время прогулки наблюдая за животными можно предложить детям изобразить как рычит собачка, как боится котенок, как радуется воробышек и т. д. Можно предложить без слов показать кого дети видели по дороге в детский сад. Подвижные игры с сюжетом.

Утром дети любят упражнения на мимику. Необыкновенный восторг вызывает драматизация. Особенно любим инсценировать А. Барто «Игрушки» и сказку «Теремок». При этом каждый раз персонажи получаются новые,не такие как были в предыдущий раз.

Вечером читаем и делимся впечатлениями от прочитанного. Читая сказки и рассказы, я акцентирую внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно я демонстрирую проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждаю детей к определению эмоциональных состояний.

Использую дидактические игры и иллюстративный материал. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображениями героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагаю детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя. А так же использовала задания — упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда….».

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый мальчик», «Лампочка потухла, зажглась», «Обиделась», «Грязная бумажка» и др.

Исходя из задач по эмоциональному развитию мы создали предметно- развивающую среду в группе. Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр на ложках, театр на палочках, театр игрушек, театр би-ба-бо).В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, с занавесом для смены декорации.)

Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

Дополнили дидактическими играми и пособиями. Создали уголок настроений, где дети могут как бы «примерить» выражение эмоции.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Основными направлениями работы с детьми по ООП являются:

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

-Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,позой, жестом, движением).

-Вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли.

-Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия.

-Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

-Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.

-Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин, предметов, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

-Развивать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием, действия, сопереживать героям произведения.

Мы понимали,что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Для достижения эффективной работы по эмоциональному развитию детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы:

-Анкетирование

-Групповые собрания

-Консультации(«Домашняя сказка», «Учимся самостоятельности», «Легко ли быть папой», «В игре ребенок развивается» и др.)

-Оформление наглядной информации(«В гостях у осени», фотовыставка «Моя мама маленькая», «Моя семья», «Сказки пишем сами» и т. д.)

-Выставки совместных работ детей и родителей

-Участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений

-Участие родителей в создании групповой атмосферы, предметной среды

-Участие родителей в спортивных мероприятиях.

К слову сказать, мы отказались от традиционной формы проведения родительских собраний и проводим их в форме чаепития.

15 слайд: Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.

Работа по развитию эмоциональной сферы детейорганизационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все виды НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Дети всегда готовы играть. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Вашему вниманию представлены фотографии с непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе на развитие эморциональной сферы детей.

16 слайд: Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Диагностика результатов проходила по критериям, указанным в ООП ДОУ– методом педагогического наблюдения.

Критерии вы можете видеть на слайде.

В процессе наблюдения за детьми я пришла к выводу, что дети моей группы невсегда прявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на доступные возрасту музыкальные произведения,не все умеют проявлять доброжелательность, не умеют передавать образную выразительность в лепке, рисовании, аппликации.

Но многие научились проявлять дружелюбие по отношению к окружающим, откликаются на эмоции близких людей и друзей, делают попытки пожалеть сверстника, обнять его,помочь. ; дети эмоционально- заинтересованно следят за развитием за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых; пытаются с выражением читать наизусть небольшие стихотворения.

17 слайд: Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

Я считаю, что работа идёт успешно, и дети, и родители получают необходимые знания, умения и навыки.

Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном эмоциональном восприятии жизни.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников. и развитии активной деятельности в тесном

сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.

18 -19 слайд: Литература.

Источник