Дошкольное образование и развитие ребенка
Что включает в себя дошкольное образование детей?
Дошкольное образование – процесс, необходимый каждому ребенку. В чем заключается его цель, задачи и суть? В том, чтобы дети могли успешно учиться в школе, овладели навыками социализации и адаптации.
Дошкольное образование бывает разным. Оно основывается на многих программах, с характеристикой которых знакомы педагоги детских садов и развивающих центров, а также родители, неравнодушные к тому, какие привычки приобретают дети во время обучения и познания мира. Подробно о том, какой результат дошкольного образования получают взрослые и дети, какие оно имеет проблемы, формы, задачи, методы, как отражается на процессе дальнейшего обучения, детском характере, можно узнать из данной статьи.
В чем заключается необходимость дошкольного образования?
Дошкольники могут получать знания не только в детских садах, но и дома с родителями. Если не обучать ребенка, ему будет трудно приобретать навыки, которыми он в дальнейшем сможет пользоваться, чтобы достичь хорошего уровня социализации, образования, коммуникации и адаптации в обществе.
Чем обусловлена необходимость развивать маленького ребенка?
- Формирование познавательной сферы – внимания, воображения, мышления, речи, моторики, памяти, восприятия.
- Подготовка к школьному обучению – режим дня, соблюдение правил поведения и общения.
- Развитие эмоционально-волевой сферы – способность справляться со стрессами, управлять своими чувствами, уметь говорить «нет» и принимать отказ.
- Развитие привычек и навыков, необходимых для того чтобы «отделяться» от родителей и педагогов во время взросления.
- Способность формировать и обозначать свою точку зрения.
- Умение быть частью детского коллектива, а затем и общества.
- Понимание и раскрытие собственных талантов.
Каким бывает специальное дошкольное образование?
Данная область обучения и поддержки детей основывается на необходимости осуществлять с ними коррекционную работу, если у них есть отклонения в развитии. Так, специальное дошкольное образование необходимо детям со следующим нарушениями:
- зрения и слуха;
- сенсорной интеграции;
- самовосприятия;
- коммуникации.
Также, специальное дошкольное образование нужно в том случае, когда дети отличаются:
- педагогической запущенностью;
- слабым уровнем развития интеллекта;
- имеют нарушения речи;
- психиатрические и неврологические диагнозы;
- разную степень умственной отсталости.
На занятиях с ребенком специалисты создают среду и условия, которые являются максимально комфортными и помогают ребенку адаптироваться, развивать познавательную сферу в рамках их особенностей. Результаты исследований показывают, что детям с различными нарушениями в поведении или мышлении удается достичь хороших успехов – они приобретают полезные привычки, получают знания и пользуются ими – тогда, когда с ними постоянно занимаются педагоги и родители.
Ребенок, если не пытаться помочь ему адаптироваться к социальной среде и не заниматься развитием его умственных способностей, рискует потерять интерес к окружающему миру и возможности для обучения.
Цели дошкольного образования должны быть понятны как родителям, так и педагогам, тогда ребенку будет легче адаптироваться и обучаться.
Учебная программа дошкольного образования в детском саду
Многие родители, прежде чем отдать ребенка в детский сад, интересуются – по какой программе будут обучать и развивать малыша? В настоящее время существует целый список учебных программ дошкольного образования. Все они призваны учитывать качества ребенка, развивать его сильные стороны, «подтягивать» интеллект, творческие способности и познавательную сферу. В зависимости от того, что выберут родители, у ребенка станут развивать те или иные стороны, таланты.
Каждая учебная программа дошкольного образования призвана заниматься всесторонним детским развитием. Список популярных программ:
- «Мир детства». Отличается большим количеством сюжетных игр, в арсенале имеет множество проектов и исследований, которые позволяют ребенку поддерживать и развивать внутреннее природное любопытство, интерес к знаниям, новой информации.
- «Мир открытий». Программа отвечает нормам ФГОС, а также требованиям, которые ставят родители и педагоги школ. Методика, которую она включает, позволяет сопровождать ребенка на пути к взрослению, готовит к поступлению в первый класс.
- Программа «Развитие». Цели программы отвечают общему детскому развитию, а также формированию процессов познавательной сферы, двигательных, волевых, коммуникативных навыков.
- «Вдохновение». Содержит интеграцию трудов отечественных и зарубежных специалистов, имеет ясные цели, направлена на удовлетворение запросов и потребностей современного ребенка.
- «Первые шаги». Программа решает такие задачи дошкольного образования, как гармонизация психического развития ребенка раннего возраста, включает в себя комплексное обучение и поддержку познавательной сферы. Дети, которые знакомятся с ней, также, получают знания, которые пригодятся им во время обучения в школе.
- «Теремок». Данный образовательный комплекс содержит методы, которые позволяют сопровождать развитие и взросление ребенка от младенческого возраста до трех лет. Принципы, которая она включает, создают благоприятную базу для становления социокультурного и коммуникативного опыта малыша.
Все программы не только работают на всестороннее развитие ребенка, но, также, помогают решать проблемы дошкольного образования.
Методика дошкольного образования
Педагоги и родители, когда занимаются всесторонним детским развитием, используют методики дошкольного образования. Какими они бывают?
- Комплексные. В них входят методы и способы, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, учится контактировать с ним в благоприятных условиях, а также в стрессовых или трудных ситуациях.
- Индивидуальная методика дошкольного образования. Ее реализация основывается на изучении личностных особенностей ребенка и отвечает требованиям, которые ставят родители, желая развить в ребенке творчество, раскрыть талант, сформировать определенные привычки, навыки, которые пригодятся во время школьного обучения, приобретения жизненного опыта, преодоления трудностей.
Проблемы дошкольного образования
Педагоги говорят о том, что на пути обучения и воспитания ребенка встречаются препятствия. Современное дошкольное образование имеет следующие проблемы:
- недостаточное внимание к коммуникативной сфере учащихся. Если не учить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои и чужие чувства, реакции, то, даже обладая хорошими образовательными навыками, ему придется столкнуться с трудностями во время взаимодействия;
- педагогическая запущенность. Формируется в семьях, где детям не уделяется столько внимания, сколько необходимо для полноценного роста и развития, чтобы почувствовать себя нужными и значимыми. Также, она может наблюдаться, когда мать и отец не занимаются ребенком, потому что не имеют времени или желания делать это. Дети в такой семье чувствуют себя лишними, нелюбимыми, брошенными. Не приходится говорить о том, что они будут успешными учениками в дальнейшем, ведь, прежде всего, у ребенка должны удовлетворяться базовые потребности в любви, принятии и заботе и только потом в изучении окружающего мира. Если родители не меняют своего отношения, результат дошкольного образования не будет эффективным;
- конфликт между педагогом и родителем. Так часто бывает, когда взгляды взрослых людей на образование дошкольников не совпадают. Если взрослые борются каждый за свою цель, страдают от этого дети;
- отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неумение учитывать его природные особенности. Так бывает, когда педагог вынужден работать на «скорость» передачи знаний детям, игнорируя, при этом, личные особенности каждого ребенка и скорость его реакций, способы усвоения информации.
Эти и другие проблемы дошкольного образования находятся на стадии решения. Отечественные и зарубежные специалисты занимаются изучением вопросов с целью гармонизировать детское развитие, сделать его максимально приближенным к индивидуальности ребенка, посещающего детский сад или находящегося на домашнем обучении.
Каковы цели дошкольного образования?
- обеспечение равной позиции для каждого ребенка в детском коллективе, независимо от его психологических и физиологических особенностей, социального статуса семьи, привычек и уровня интеллектуального развития;
- повышение гарантий качества образования детей;
- повышение статуса образования детей дошкольного возраста.
Что входит в современное дошкольное образование?
Существуют принципы, опираясь на которые образование дошкольников осуществляет свое развитие:
- охрана жизни и здоровья детей;
- бережное отношение к дошкольному возрасту, так как он является базой для дальнейшего всестороннего развития ребенка;
- опора на законы, принятые в России, которые включают в себя формы, методы и задачи дошкольного образования;
- осуществление методического сопровождения, включающего в себя интеграцию психического и физического здоровья ребенка;
- развитие и поддержка индивидуальных детских особенностей;
- обеспечение возможностей для каждого ребенка получить образование независимо от его пола, возраста, расовых различий, привычек, поведения, социального статуса, места проживания, нарушений здоровья;
- соблюдение прав ребенка.
Задачи дошкольного образования
- формирование вокруг ребенка такой развивающей среды, которая может обеспечить его всестороннее развитие и максимально комфортное пребывание;
- поддержка эмоционального благополучия детей;
- соблюдение преемственности целей, задач и форм работы с детьми, принятых в условиях образовательной организации;
- развития творческой составляющей детей;
- становление духовно-нравственной сферы ребенка;
- возможность применять комплексные варианты программ во время обучения дошкольников;
- сопровождение семьи ребенка в случае, если дети и родители оказались в трудных и опасных жизненных условиях.
Таким образом, цель дошкольного образования – это не единственная форма, принятая однажды, а целая система, учитывающая не только качества детской личности, но, также, его окружения, будущие перспективы, возможности для роста.
Вы много читаете, и мы это ценим!
Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья
Формы дошкольного образования
Специалистами разработаны разнообразные формы обучения маленьких детей. Это позволяет сделать образование дошкольников качественным, максимально отвечающим возрастным и индивидуальным особенностям каждого воспитанника.
- кратковременное пребывание в детском саду. Такой формат позволяет сделать адаптацию ребенка бережной;
- проекты и мини-исследования, в которых ребенок развивает творческие способности, познает окружающий мир, отношения с родителями укрепляются;
- дополнительное развитие. Эта форма дошкольного образования позволяет ребенку приобрести навыки в узкой сфере, знакомство с которой благоприятным образом сказывается на восприятии, развитии познавательной деятельности, мышлении. Например: обучение иностранному языку, ментальная арифметика, скорочтение, эмоциональный интеллект, сенсорная интеграция;
- семейное образование. Такие услуги предлагают различные частные школы и коммерческие организации. Условия пребывания там детей отличаются от принятых в общеобразовательных детских садах. Развитие и подготовка к школе ребенка осуществляется совместно с родителями, и тогда, взрослые имеют возможность наблюдать за особенностями развития малыша, привычками, трудностями.
Формы дошкольного образования многообразны и полезны. Родителям лишь остается выбрать – что именно подходит их ребенку и отвечает личным и семейным потребностям в сфере воспитания и обучения крохи.
Дошкольное образование дистанционно: плюсы и минусы
В настоящее время популярностью пользуется образование на расстоянии. Эта система имеет плюсы и минусы. Дошкольное образование дистанционно обладает рядом преимуществ:
- нет необходимости искать материал для занятий с ребенком. Родителям нужно лишь записать малыша в онлайн-школу, где он каждый день будет получать полезную информацию в виде уроков и заданий;
- возможность выбрать такую программу обучения, которая отвечает личным особенностям ребенка;
- ребенок находится дома с близкими людьми, ему не приходится испытывать стресс от привыкания к новой среде в детском саду.
Дошкольное образование дистанционно, также, имеет отрицательные стороны:
- отсутствие личного контакта с педагогом;
- невозможность осознать свою социальную роль;
- получение только положительного жизненного опыта, тогда, как отрицательный – трудности, проблемы – тоже имеет важное значение для развития ребенка.
Таким образом, современное дошкольное образование является разносторонним процессом, в центре которого находится не только ребенок и его развитие, но, также педагоги, родители, формы, задачи и методы обучения.
Результат дошкольного образования для детей и родителей
Что получают дети и родители от качественного образования? Какой результат говорит о том, что усилия и вложенные средства оправданы?
- развитие ребенка идет вверх: он овладевает речью, увеличиваются творческие и интеллектуальные способности;
- ребенок не боится окружающего мира, но и не относится к нему безответственно: исследует все, что видит вокруг, относится осторожно к тому, чего не знает или не понимает;
- соблюдает правила поведения, принятые в обществе;
- понимает свои чувства и умеет выражать их;
- умеет дружить;
- большую часть времени любознателен и весел.
Хороший результат дошкольного образования – это готовность ребенка к школе, его способность преодолевать новые препятствия, стрессоустойчивость, высокий уровень энергии, позитивное отношение к учебе, высокая мотивация.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка / Мирина О. Л. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2013
Современные ориентиры и тенденции развития системы дошкольного образования / Волошина Л. Н. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — ВАК
Вариативные формы обеспечения доступности качественного дошкольного образования / Богуславская Т.Н. // Проблемы современного образования. — 2013
ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности / Смолеусова Т. В. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2015
Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования / Лашкова Л. Л. // Концепт. — 2013
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019;
проверки требуют 3 правки.
Освоение профессии врача, танцора и ремесленника в Кидбурге, городе детей. Санкт-Петербург, 2018
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход за детьми дошкольного возраста от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений[1].
Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования[2] С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.
История дошкольного образования в России до 1917 года[править | править код]
В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений.
Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции[3].
К началу XX века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений — как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста, стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. Были организованы Фрёбелевские общества в разных городах империи, которые проводили курсы продолжительностью в сезон, год и три года[4]. В 1908 году в Киеве был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом педагогического обучения садовниц, при котором также были организованы педагогические и психологические лаборатории и детские сады, где студентки могли проходить практику[5].
В начале ХХ века появились так называемые домашние детсады — детей приводили на квартиры участников проекта по очереди, а в качестве воспитателей выступали сами родители. В 1908 году в Петербурге было 16 таких садиков[6].
К 1914 году в стране действовало 150 детских садов на 4000 детей. В 1913—1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.
К 1917 году количество детсадов возросло в России до 280.
Советская система дошкольного образования[править | править код]
Начало государственной системы дошкольного образования в России было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.
Количество дошкольных учреждений стремительно росло: с 400 в 1918 году до 4723 через два года. Количество их воспитанников выросло до 250 000[4].
Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств[7]
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
В 1937 году постановлением Совнаркома был дан зеленый свет созданию ведомственных детских садов при заводах и крупных предприятиях, что позволило расширить источники финансирования дошкольного образования и приблизить его к производству. В то же время появляется форма раннего ухода за детьми — ясли, куда принимали младенцев начиная с 2 месяцев, то есть по окончании декретного отпуска матери. Для продолжения грудного вскармливания матерям предоставлялись оплачиваемые специальные перерывы в течение рабочего дня.
В 1939 году были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности.
К 1940 году общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников[8].
Всплеск количества мест в детских садах был вызван Великой Отечественной войной: к 1945 году количество детсадов возросло до 25 тысяч, против 14.3 тысячи в 1941 году[9].
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое было обусловлено также необходимостью вовлечь женщин в экономику, разрушенную войной, и обеспечить им условия для образования и карьерного роста.
В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
В 1964 году была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.
В связи с реформированием системы образования на пороге 1980-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания»[10][11]. В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада[12].
Дошкольное образование в России в XXI веке[править | править код]
После распада СССР и последовавшего за ним резкого падения экономики система дошкольного образования резко сократилась, в первую очередь за счет ведомственных детских садов: приватизируемым предприятиям социальная нагрузка была обузой. Освободившиеся помещения продавали или сдавали в аренду.
Финансирование дошкольных учреждений отставало от советских стандартов: зарплата педагогических работников была низкой, оснащение не обновлялось. Перемены в демографической политике и особенно программа материнского капитала способствовали повышению рождаемости, что повлекло за собой дефицит мест в детских садах даже несмотря на то, что большинство женщин пользовались возможностью отпуска по уходу за ребёнком до возраста 3 лет. В 2012 году более 2 млн детей ждали очереди на место в садике[4].
Началось строительство новых детских садов, в том числе ведомственных. В данный момент количество детских дошкольных учреждений достигло 46 тысяч, их посещает свыше 6 млн детей.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» предусматривала формирование качественной предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях и эффективной системы психолого-педагогической экспертизы учебного процесса для развития способностей каждого ребенка. Цели, задачи и предмет дошкольного образования описаны принятым впервые в российской истории Федеральным государственным стандартом[4].
Лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ при участии НИТУ МИСиС и Академии «Просвещение» провела исследование – мониторинг качества дошкольного образования в рамках проекта «НИКО-Дошколка» в 2016-2017 гг.[13]
В исследовании была использована семибалльная шкала – 7 баллов ставятся в том случае, когда развивающий потенциал среды используется оптимально не только для группы детей в целом, но и для каждого ребёнка индивидуально. По результатам исследования, средний индекс качества за 2 года находился на уровне «удовлетворительно» (это 3-4 балла), что говорит о том, что минимальные требования к условиям реализации ФГОС ДО выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано.
Среди благополучных зон по итогам исследования оказались: доброжелательная атмосфера при общении педагогов с детьми и родителями, позитивное взаимодействие детей друг с другом, вовлеченность родителей в жизнь детского сада и условия для профессионального роста педагогов.[13]
См. также[править | править код]
- Образование в России
- Детский сад
- Ясли
- Детское дошкольное учреждение
- Воспитание
- Дошкольное образование
- День работников дошкольного образования
Примечания[править | править код]
- ↑ Приказ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Российская газета. Дата обращения 11 февраля 2020.
- ↑ Приказ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Российская газета. Дата обращения 11 февраля 2020.
- ↑ Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 1978. — 429 с.
- ↑ 1 2 3 4 «Мы приходим в детский сад…» История дошкольного образования в России. activityedu.ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Александра Баландина. «Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады. Газета.Ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Александра Баландина. «Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады. Газета.Ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг,
И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. — М. : Просвещение, 1989. - ↑ Поздняк Л. В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л. В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в XIX веке : проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). — М. : МПГУ, 2001. — С. 3.
- ↑ Александра Баландина. «Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады. Газета.Ru (27 сентября 2018). Дата обращения 13 ноября 2019.
- ↑ Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания. [1]
- ↑ Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. [2]
- ↑ Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с
- ↑ 1 2 Подведены результаты исследования качества дошкольного образования. МГПУ (9 июля 2018). Дата обращения 23 декабря 2019.
Источник