Дополнительное образование роль в развитии ребенка

Дополнительное образование роль в развитии ребенка thumbnail

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Воспитатель: Сусликова О.А.

с.Толбага

2015 г.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

  • в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

  • в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными  профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение  квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют  профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Основные функции системы дополнительного образования:

  • образовательная (получение новых знаний);

  • воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);

  • развивающая (развитие познавательной сферы);

  • функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);

  • функция социализации (освоение социального опыта);

  • функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);

  • креативная (раскрытие творческих способностей);

  • компенсационная (углубление и дополнение основного образования);

  • профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);

  • рекреационная (организация досуга);

  • интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;

  • в сфере социально-трудовой деятельности;

  • в сфере гражданско-правовой деятельности;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);

  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);

  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Закон  РФ «О дополнительном образовании» // https://www.ubo.ru/normative/1

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

3. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Источник

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»
«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

«Роль дополнительного образования в жизни ребёнка»

Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ  – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а  школьная программа целиком направлена  на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное  образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.

         Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Что же даёт дополнительное образование?

Дополнительное образование…   дает ребенку возможность      развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.

Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику  не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна.  И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.

     Система дополнительного образования    помогает выстраивать

  • межличностные отношения,
  • улучшает состояние эмоциональной сферы,
  • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал   детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,
  •  немногочисленным группам  
  • и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

  Что ещё даёт дополнительное образование?

Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг.       Очень важно раскрыть в детях творческие способности,  некий талант,  найти то, что воспитаннику  интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее  у ребёнка не было возможности найти занятие  в связи со своим интересом, душевной потребностью.  И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют  и результаты.

        Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.  Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.  А в случае спортивных секций — идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.

  Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

       Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.        

    В нашей школе в настоящее время  дополнительное образование детей представлено целым рядом кружков и секций.  В    классе, где я являюсь классным руководителем  на протяжении двух лет действует кружок «Умелые ручки», организатором и руководителем которой являюсь я. На занятиях мы занимаемся прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно ¬нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогом декоративно — прикладного творчества в условиях дополнительного образования является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

 Чем   живёт кружок?

        С ребятами мы каждый год участвуем в конкурсах    и в нашей «копилке» есть  грамоты.  

  Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:

?         выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

?         способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

?         обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха”;

?         содействовать самореализации личности ребенка и педагога.      

                Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.  

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

                                      Борис Пастернак

МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинская

«Роль дополнительного образования в жизни ребёнка»

Сорокина Юлия Алексеевна

Источник