Дополнительное образование ресурс развития ребенка
Мария Потапова
Дополнительное образование в ДОУ как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными возможностями
«Дополнительное образование в ДОУ как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями».
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое является одним из факторов развития склонностей, способностей и интересов человека.
Детский сад дает начальное образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС ДО, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Современные условия жизни, возросший уровень родительских притязаний вызывают необходимость в привлечении родителей в учреждение, в их заинтересованности, в изучении их потребности и спроса.
Дополнительное образование в МБДОУ ПГО «Детский сад № 40 общеразвивающего вида» является самостоятельной образовательной сферой, которая доводит до полного образование личности ребенка, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа, сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования в МБДОУ ПГО №40 с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.
В 2015 году в ДОУ успешно проведена процедура лицензирования, получена лицензия на осуществление образовательной деятельности, 2016 году получено заключение на осуществление услуги дополнительного образования детей и взрослых (приложение к лицензии). На сайте ДОУ имеется раздел «Платные образовательные услуги».
Платные образовательныеуслуги предоставляются на основании следующих документов:
— Заявления родителей (законных представителей) о предоставлении платной образовательной дополнительной услуги.
— Договора на предоставление платных образовательных услуг.
— Положения о порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ ПГО № 40.
— Приказа об организации работы по оказанию платных образовательных услуг в 2016- 2017 учебном году.
— Приказа начальника ОМС Управление образованием ПГО от 12.10.2017г. № 199-Д «Об утверждении стоимости платной образовательной услуги МБДОУ ПГО «Детский сад № 40 общеразвивающего вида» на 2017/2018г.
— Расчета цены единицы платной образовательной услуги в месяц на одного обучающегося.
В ДОУ организованы различные формы дополнительного образованияпо различным направлениям развития:познавательное развитие: кружки «Развивай-ка», «Робототехника», «Лего-деятель», «Лего-мастерская»;художественно — эстетическое развитие: «Веселые нотки», «Дни рождения детей», «Цветные ладошки»;социально-коммуникативное развитие: «Веселый песок».
Дополнительными платными образовательными услугами охвачено более 63% обучающихся. Бесплатным дополнительным образованием охвачено — 46 % обучающихся,в кружках: «Волшебная бумага», «Радуга» (продуктивная деятельность, «Логоритмика» (коммуникативная деятельность, «Цветные блоки» (познавательная деятельность, «Познай себя» (ОБЖ).
Работа кружков строится в соответствии с разработанными дополнительными образовательными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму детской деятельности в кружках выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации образовательнойдеятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.
Объединениями дополнительного образования в МБДОУ ПГО №40 руководят педагоги — профессионалы. Их задача – помочь ребенку выявить свой талант, увидеть ступени собственного развития и обрести уверенность в своих силах. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому дошкольник действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, тем самым воздействуя на свой собственный образовательный маршрут.
Результаты от реализации модели организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении.
— произошли позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей на основе государственных гарантий;
— созданы необходимые условия для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставленных услуг;
— повышена эффективность созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
— увеличен удельный вес детей 3-7 лет в получении услуг дополнительного образования до 63%;
— улучшен качественный состав педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы ДОУ.
С декабря 2016г. по декабрь 2017г. всего оказано дополнительных платных образовательных услуг на сумму 610 350 рублей. Чистый доход учреждению за данный период составил 137 278 рублей. На эти средства приобретены стиральная машина (91000 рублей, из них 20000рублей подарок Администрации ПГО, хозяйственные товары, пылесос, установлено пластиковое окно в группу № 6 (К. Маркса, обслуживание лифта, проведена СОУТ (100%).
Опыт работы показал, что дети, занимающиеся в кружках дошкольного учреждения, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных школах. Учителя начальных классов отмечают высокий интеллектуальный потенциал детей, сформированность мотивационной и нравственно-волевой сферы. 95 % детей не испытывают затруднений при усвоении учебного материала, быстро адаптируются в школьном коллективе. Обучающиеся детского сада так же являются призёрами и активными участниками конкурсов, фестивалей детского творчества.
Занимаясь работой по оказанию платных дополнительных образовательных услуг,можно отметить социальную и практическую значимость: в дошкольном учреждении создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, когда масштабное дело заработало и принесло не только реальную материальную прибыль, но и повышение имиджа дошкольной организации.
Вследствие усиления конкуренции в сфере образования, необходимости самостоятельного продвижения образовательных услуг, определении стратегии развития приоритетов в новых условиях, наша деятельность, направленная на организацию работы по организации платных дополнительных образовательных услуг не только не стоит на месте, а развивается, с учетом современных реалий.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО педагогических работников ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» Протокол №______ От «____» _____________20____ г. Руководитель МО ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»:______________Г.Л.Ванюкова «____»______________ 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» __________________ Т.В.Кондикова «____»______________ 20___ г. |
Методические рекомендации
«Дополнительное образование детей как ресурс развития одарённости.»
Составитель: воспитатель Ванюкова Галина Леонтьевна
Димитровград-2016
Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас блокируются или самоблокируются. Нам, взрослым, необходимо помочь детям расти, раскрывать природный талант – растить ребёнка как дерево, окружая любовью, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать проблемы поведения, организовывать интересный досуг, в конечном счете, развивать.
Чтобы работа состоялась в этом направлении, перед нами стоит ответственная задача – внести действенные изменения в его жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.
Формированию мыслящей, талантливой, одарённой, любящей окружающий мир и людей личности, способствует, как правило, совместный процесс инициативы, самодеятельности, творчества, объединяющий усилия педагогов, родителей, обучающихся.
Понятие одарённость относится к далеко не простой категории и представляет собой сочетание 3-х характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень;
творческого подхода;
настойчивости.
и 3-х основных критериев:
одаренность академическая (успешность в учебе);
одаренность интеллектуальная;
одаренность творческая.
Одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, ненасыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого могут выступать различные формы дополнительного образования.
В дополнительном образовании ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации ребёнка.
Специфика указанных форм образования состоит в том, что они, в отличие от учебных занятий, проводимых в массовой школе, решают задачи не только общего образовательного и воспитательного характера, но и направлены на эффективное развитие индивидуального, личностного потенциала детей.
Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранности, в образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно – нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.
Инновационность образовательной системы дополнительного образования заключается в возможности раннего выявление, развития и широкого освещения положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени.
Необходимым условием для поддержки одарённых детей является умение выявить, не проглядеть тех, в которых на генетическом уровне заложена одарённость. Такие дети, как правило, отличаются от многих других. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Важно развить в одарённом ребёнке психологию лидера, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. В этом ему помогают проводимые нами ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки и т.д.
Наша задача выявить способных детей, научить их думать, предпринимать определённые усилия для собственного развития, становления и реализации личностного творческого потенциала, при котором жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся. Сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически, обретает лидерские качества. Быть творческим лидером – это престижно, актуально, значимо.
Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит реальную пользу своему Отечеству.
Я считаю, что дети находят в нашем центре увлечения по интересам, каждому ребёнку создаются максимально комфортные условия, каждого любят, уважают и ценят, независимо от успехов.
Работа каждого педагога должна строится по следующим принципам:
развитие интересов и способностей детей;
создание ситуации успеха на занятиях;
стимулирование возникновения доброжелательных отношений в группе.
Педагоги нашего центра умело применяют в своей работе инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала воспитанников, создают условия успешности каждого конкретно взятого ребёнка, поддержку талантливых и одарённых детей.
Важнейшим условием развития творческих способностей обучающихся является содружество педагогов и обучающихся.
Ребёнок – это сосуд, который необходимо наполнить радостью, любовью, ценностями, успехом, интересом, желанием, настроением, добром. И этот процесс, на мой взгляд, успешно осуществляется в нашем центре.
Дополнительное образование решает целый комплекс задач, направленных на гуманизацию:
выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
способствует выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечивает каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействует самореализации личности ребенка и педагога.
И прежде всего, создаёт дополнительный ресурс развития одарённости обучающихся.
Источник