Дополнительное образование как ресурс развития ребенка

Дополнительное образование как ресурс развития ребенка thumbnail

Проблема отклоняющегося поведения подростков сохраняется, несмотря на улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности общества, включая семью. Изменения в социальной политике, имеющие общий позитивный тон, переходя в плоскость социально-психологического благополучия семьи и детства, вступают в противоречие с некоторыми негативными тенденциями в положении несовершеннолетних. Особенно это отражается в части увеличения форм проявления отклоняющегося поведения у детей школьного возраста.

Деятельность правоохранительных органов, включая защиту прав несовершеннолетних, профилактику преступлений и правонарушений подростков, борьбу с безнадзорностью, определяют тенденцию к снижению подростковой преступности, зафиксированную в Екатеринбурге на протяжении последних четырех лет. Однако, Россия продолжает удерживать первое место в Европе по числу убийств, среди подростков и первое место по числу самоубийств, среди подростков.
Неутешительная статистика должна привести нас к мысли, что система профилактики подобного поведения должна быть качественно иной, отличающихся от традиционных форм работы правоохранительных органов в данном направлении.

Безусловно, понимание причин происходящих негативных тенденций важнее сухой статистики. При этом нельзя рассматривать какие-либо причины как главенствующие, особенно, лежащие на поверхности. Это результат целого комплекса причин как негативного, так и условно «позитивного» характера, среди которых следует выделить основные:
1. Информационная избыточность. Дети имеют доступ к неограниченному кругу источников информации, в первую очередь, посредством сети интернет. Нельзя не отметить общий негативный информационный фон, разжигающий ненависть, агрессию, ксенофобию, и насилие в качестве приемлемого способа решения возникающих проблем.
2. Субкультура. Большинство несовершеннолетних детей находятся в поле влияния различных молодежных субкультур, неформальных групп.
3. Социально-психологические условия семьи. Родители в стремлении «хорошо зарабатывать и отдыхать» далеко не всегда могут оказать ребенку должное внимание. Продолжают сохраняться негативные социальные явления в семьях.
4. Культ потребления и успеха. Современное общество переживает время «тотального потребления», досуг практически смыкается с потреблением, все свободное время коммерциализируется, возводя «визуальную успешность», обладание теми или иными предметами в основную форму существования современного подростка. Рынок создает новые площадки для досуга, с которыми традиционные формы уже не выдерживают конкуренции.
5. Утрата школой социально-педагогической роли. В продолжающейся формализации образования школа стремится работать на единственный сегодня очевидный учебный результат – это результаты тестирования и олимпиад, отказываясь от важных социально-педагогических функций – социализирующей, ценностно-ориентационной, компенсаторной, рекреационной и др.

Вместе с тем социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда дополнительного образования детей.

Возможности системы дополнительного образования детей в социальной политике государства недостаточно оценены с позиции профилактики правонарушений, асоциального поведения, безнадзорности и поддержки семьи.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:
1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.
2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.
3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения, возможностей развития личности.
4. Отсутствие ценза – возрастного, образовательного, социального.
5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.
6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.
7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.
8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.
9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организации деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость дополнительного образования детей, как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности. Вид деятельности обучающийся выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В организациях дополнительного образования детей имеют ожидаемый эффект социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Результат этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:
1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Активная деятельность позволяет минимизировать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. В связи с этим технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств у школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации, реализующие программы дополнительного образования, во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в формате пионерской и комсомольской организации, имеющих социально-педагогические функции. Современная педагогика продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и практику развития воспитательного коллектива.

5. Технологии формирования здорового образа жизни и здоровья сбережения.

Организация здоровье-сберегающей среды предусматривает:
1. Внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения;
2. Включение в образовательную деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания;
3. Общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.
Умение взрослеющего человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Итак, необходимо дальнейшее активное включение возможностей организаций дополнительного образования в ряд приоритетных направлений деятельности государственной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи и нормативное закрепление данной роли.

Литература: Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы образования и науки, №6, — Екатеринбург, 2014 г. – с. 100-105. Подрастающее потребление // Журнал «Огонек», 2014, №15, – с. 4-6. Прокуратура города Екатеринбург [Электронный ресурс]: Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Екатеринбурга по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних

Источник

Фадиенко Евгения Владимировна

учитель начальных классов АОУМ ОСОШ №2

с.Омутинское, Тюменской области

Дополнительное образование как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии». И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, но, кроме самостоятельных учреждений, дополнительное образование осуществляют детские дошкольные, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, колледжи, детские дома. Всего дополнительным образованием занято около 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет, при том, что по данным Госкомстата на 2001 г. число детей школьного возраста в РФ составляло 38,7 млн. человек. Следовательно, при всем благополучии дополнительным образованием занято около трети детей. А остальные – 2/3? Есть дети, которые категорически не хотят заниматься организованно в студиях, секциях, группах, кружках. Означает ли это, что такие дети остаются без воспитания?

И можем ли мы соединить воспитание со словом «дополнительное», в каком бы контексте оно не употреблялось? Это принципиально.

Да, образование может быть дополнительным.

В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:

1) дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как ‘довесок’ к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной.

В 2012 — 2013 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её:

— кружок «Знайка»

— кружок «Страна дорожных законов»

— кружок «Подвижные игры народов моего родного края»

— кружок «Хоровое пение»

— кружок «Декоративно- прикладное искусство»

— кружок «Театральный «Друзья Петрушки»

— кружок «Выбор»

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Работа кружков и объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Современное молодое поколение неравнодушно к образованию, но хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Да и многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Объединениями дополнительного образования в нашей школе руководят профессионалы. Их задача – помочь ребенку выявить свой талант, увидеть ступени собственного развития и обрести уверенность в своих силах, найти свое призвание.

Главной ценностью для педагога дополнительного образования детей является РЕБЕНОК, его ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Все кружки и секции осуществляют свою деятельность на протяжении всего учебного года, начиная с 17 сентября по 15 мая, в режиме пятидневной недели. Наиболее распространенной формой проведения занятий является кружок (группа), студия, мастерская. В работе объединений могут принимать участие и родители.

В образовательном процессе дополнительного образования используются различные формы организации деятельности детей: аудиторные занятия, практикумы, учебная игра, презентации, защиты проектов; групповые и индивидуальные занятия. Педагоги ориентируются на потребности, интересы детей, ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны.

Подведение итогов, аттестация учащихся проводится в апреле-мае. В качестве форм подведения итогов обучения используются: презентации творческих работ, защита проектов, соревнования, концерты, выставки, открытые занятия, зачеты, олимпиады, турниры, конкурсы, игры, викторины.

Источник