Дополнительное образование как пространство развития активности ребенка

Дополнительное образование как пространство
успешной социализации воспитанников
Современное российское общество не является однородным, оно представлено различными социальными группами. Одну из таких групп составляют дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания.
Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей этой категории не последнее место занимает подготовка их к самостоятельной жизни, их выход в социум.
Обращаю ваше внимание на данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
— ежегодно из детских домов России во взрослую жизнь выходят около 20 тыс. чел., из них:
— 40 % в первые же годы попадают в тюрьмы;
— 35% становятся бездомными;
— 10 % кончают жизнь самоубийством;
— и только 15 % — « условно успешные», среди которых алкоголики, проститутки и просто безработные, весь « успех» которых лишь в том, что они не доставляют особых хлопот государству.
По- настоящему же успешных – доли процента ( 2-4%).
Как видим, данные Генеральной прокуратуры подтверждают наличие серьезной проблемы в подготовке выпускников детских домов.
Если взять данные по – нашему детскому дому, они естественно лучше. По –настоящему к успешным мы относим 30- 35 % выпускников.
В Конвенции ОНН о правах ребенка указывается на особенное внимание к подготовке детей, утративших родительскую опеку, к самостоятельной жизни.
Работая над данной проблемой, педагогический коллектив нашего д дома определил следующие задачи:
— обеспечить успешную социализацию воспитанников;
— формировать ( обогащать) их социальный опыт ( хотя их опыт не всегда положительный);
— направить воспитание на поддержку успешной социализации.
Для реализации данных задач мы используем такие ресурсы детского дома как:
— освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами в системе нашего дополнительного образования и школы;
— участие в различных массовых детдомовских, школьных, городских, областных, всероссийских мероприятиях;
— подготовка к участию и непосредственное участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, тематических выставках;
— обеспечение дальнейшего творческого роста.
Хочу акцентировать ваше внимание на то, что именно дополнительное образование детского дома стало ключевым звеном в формировании юного гражданина, в его социализации, развитии его творческих способностей. Оно обладает огромным потенциалом воспитательных возможностей, имеет возможность формировать и развивать личностные качества ребенка.
В чем же заключается сущность успешной социализации? Мы считаем:
-в потребности личности в саморазвитии и самоактуализации;
— в готовности к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора;
— в успешной презентации индивидуальных способностей;
— в комфортности в межличностных отношениях;
— в общей и коммуникативной культуре;
— в гражданской зрелости и нравственной устойчивости.
И здесь на первый план выходит процесс воспитания. Мы должны рассматривать ВОСПИТАНИЕ как процесс управления социализацией личности, включающий в себя:
— сопровождение процесса социализации личности ребенка;
-его поддержка в процессе социализации на основе индивидуализации;
— предупреждение и преодоление барьеров социализации личности воспитанника.
Но по своей сущности эти процессы различны.
ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленный процесс, дискретный, т.е. прерывный , потому что осуществляется в семье ддома, в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания.
А СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс непрерывный, осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращается на протяжении всей жизни, но в тоже время стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем
« отгородиться» от них.
А. В. Мудрик обращает внимание на две разные формы социализации, которые не противоречат друг другу:
это – АДАПТАЦИЯ к определенным социальным условиям и не адаптация к среде, и ИНТЕГРАЦИЯ в определенную среду. И пока среда стабильна ( например, среда ддома) ребенок чувствует себя вполне комфортно в ней. А нестабильность среды, мы знаем, приводит к стрессовым ситуациям, к жизненным трагедиям.
ИНТЕГРАЦИЯ- это форма взаимодействия индивида с социальной средой. Она предполагает, что:
— человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора;
— человек способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ и НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ и ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели.
Отсюда вытекают ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, которые определяют СОДЕРЖАНИЕ и НАПРАВЛЕННОСТЬ всего процесса социализации, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей детей, с учетом ресурсов программ, тематических мероприятий, участия в конкурсах, различными формами работы:
1.ФОРМИРОВАНИЕ у ребенка таких качеств, как «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ». Это качество формируется уже в раннем возрасте, в начальной школе благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничиваются тем, что называют цель предстоящей деятельности, а задают вопросы: « Зачем мы это будем делать?» « Для чего?» « Для кого?» и т. д.
» РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»- это качество ведь тоже не сразу развивается.
» УСИДЧИВОСТЬ» , СТАРАТЕЛЬНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ ДОВОДИТЬ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА.
» КОЛЛЕКТИВИЗМ», ГОТОВНОСТЬ к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной поддержке, самостоятельность, общественная активность, коммуникативные качества в общении, взаимодействии, проявление самостоятельности.
. « СТРЕМЛЕНИЕ « познать себя, свои потенциальные возможности, определить путь жизненного и профессионального самоопределения.
2.СОЗДАНИЕ каждому ребенку, подростку ситуации успешности. А для этого- включение ребенка, подростка в ту деятельность, которая позволяет ему самореализоваться, почувствовать себя значимым.
И созданная нами система дополнительного образования помогает изучить и развивать интересы, способности, склонности наших воспитанников, дает возможность прикоснуться к азам будущей профессии. Ибо правильно сделанный подростковый выбор является началом пути к ценности, самореализации, психологическому, материальному благополучию в будущем. Успешное самоопределение –это активная, творческая .счастливая жизнь.
Социальная адаптация детей- сирот – это успешное усвоение ими ролей в системе общественных отношений.
Дети – сироты получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Мы все знаем, как сложно дается нашим детям процесс социализации.
Основными и общими проблемами наших воспитанников являются: — негативизм (бессмысленное противостояние)
— конформность ( подверженность влиянию)
— социофобия ( навязчивый страх в социально-значимых ситуациях)
— инфантильность
В основе большинства проблем лежит сенсорная недостаточность-депривация.
Каждый воспитанник как правило отягощен целым рядом негативных или несформированных качеств и характеристик личности.
Самая же большая проблема наших детей-невозможность иметь равные условия с «домашними» детьми.
Здесь имеются ввиду и фактор личного пространства, и психологические проблемы, связанные с оторванностью от родных (или с их отсутствием), с регламентированным распорядком дня. Все это вносит в жизнь ребенка некоторые ограничения, а значит неудовлетворенность, нереализованные желания и стремления.
Именно депривация, как следствие «деформации» детства, приводят к школьной дезадаптации, основанной на неуспешности в учебе, и, далее, к потере интересов и ориентиров в жизни и поиску неадекватных способов самоутверждения.
Чтобы корректировать поведение наших воспитанников, успешно их социализировать ,мы в своей практике воспользовались реализацией известного концептуального подхода к развитию и социализации личности с помощью вовлечения их в насыщенную, интересную, разнообразную работу дополнительного образования детского дома ( фото доп. обр.). В детском доме созданы очень интересные творческие студии.
Это заслуга педагогов дополнительного образования, очень интересных людей, которые неформально относятся к своим задачам.
Дополнительное образование направленно на построения особого личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью являются не внешние результаты, хотя и они важны, а внутренние изменения, происходящие в ребенке, его сознании, его самооценки. Уменьшение контингента детей позволяет охватить вниманием каждого, осуществить индивидуальный подход, помочь выстроить ему свое будущее.
Продуманная системная творческая работа в рамках дополнительного образования, мы считаем, способствует успешности социализации наших воспитанников, формированию профессионального самоопределения, подводит воспитанников к взвешенному, самостоятельному выбору своей профессиональной деятельности.
В современных условиях проблемы профориентации детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей детерминированы как объективными, так и субъективными факторами. Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются конкурентные отношения, возникают кризисные явления, ослабляющие социальную защищенность различных категорий населения, прежде всего детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.
Условиями конкурентоспособности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является востребованная профессия, социально- трудовая компетентность, адаптивность.
Всем известно, что воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности.
.
А доп.образование представляет широкий спектр занятий по интересом, дает возможность прикоснуться к азам будущей профессии.
Вот перед вами детское кафе.
Прекрасно оборудовано детское кафе, где наши воспитанники занимаются освоением искусства кулинарии.
Кулинария-искусство приготовления пищи. «В здоровом теле-здоровый дух!» — говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться –вот чему способствуют занятия кулинарией.
Умение красиво подать блюдо, правила сервировки-воспитывают эстетический вкус.
Мы наблюдаем, как, навыки и умения закладываются на занятиях по кулинарии. Вы видите: воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается возможность готовить и интересные информационные материалы , они пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. Владения кулинарии требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные знания- это первый шаг к выбранной профессии. И как результат наши выпускники овладевают данной профессии(фото). А Каталевский Валентин, выпускник 2015 г.-собирается посвятить свою жизнь именно профессии повара.
А вот вы видите наших детей на занятиях хореографии.
Хореография-это движение, а движение-это, как известно, жизнь. Она вдохновляет, она характеризует, развивает, она делает красивыми!
Осознавать свои действия, поступки, уметь контролировать себя, свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе-вот что мы наблюдаем у наших танцующих детях.
Дети счастливы и радуются по- новому и малым своим победам-удавшемуся шпагату ,отработанному трюку, получившемуся виртуозному перевороту.
А если есть успех и желание двигаться дальше, значит, будут и большие победы, и не только в стенах детского дома, но и самостоятельной жизни.
Вот Матюшина В., Лысенко Ан.-выпускницы( фото), продолжают овладевать профессиональными навыками в «Шахтинском музыкальном колледже».
А вот мы в швейной мастерской.
Наша мастерская-эта одна из ступенек подготовки воспитанников к трудовой деятельности, которая дает широкий выбор направлений и возможностей участия в деятельности детей с различными интересами.
Дети получают возможность заниматься новым делом, осваивая навыки организации труда.
На протяжении всей своей работы с детьми в детском доме, мы стремимся привлекать детей к творческой деятельности, научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками.
Занимаясь в швейной мастерской наши воспитанники учатся выполнять различные швейные работы: ремонтировать одежду, шить, успешно участвуют в выставках, ярмарках-продажах.
Тем самым мы формируем у них практические умения и навыки, умение ориентироваться в направлениях современной моды и профессиональном самоопределении. Овладение азами швейного дела стало для Лысенко Алены, Уразовой М., Уразовой Е. первой ступенькой к их профессиональной самореализации и социальной независимости в будущем. Сейчас они продолжают учебу в техникуме дизайна и сервиса г.Шахты и в ДГТУ, усиленно овладевая выбранной профессии. Вот, что они говорят: (фото- высказывания).
(фото).
Вы, проходя по детскому дому видели художественные изделия наших воспитанников, они украшают холлы, спальни, весь детский дом. Аппликации, вышивки, куклы, мягкие игрушки, сувениры-вот небольшой пример того, чем занимаются наши дети в свободное от занятий время. Занимаясь в различных кружках, дети раскрывают свои способности, учатся конструировать, создавать своими руками нужные людям вещи. Но самое главное заключается в том, что пробуя себя в разных делах, они находят дорогу к выбору профессии.
А это залог успешной социализации и адаптации воспитанников-выпускников нашего детского дома, чтобы они стали полноценными гражданами своей страны, стали полезными в современном обществе.
И мы делаем все для создания оптимальных условий для личностного развития воспитанника и его социальной адаптации. Администрация и весь коллектив сотрудников создают благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному, физическому развитию личности ребенка, формированию веры в свои собственные силы.
МЫ стараемся мотивировать их на успех, стремиться к саморазвитию,чтобы воспитанник, выйдя за стены детского дома, не стал нытиком, просителем, завистником, несамостоятельным инфантильным слабаком, не был рабом обстоятельств, чтобы он мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации.
Данная система работы дает свои результаты:
У детей повысился уровень знаний о профессиях, о сферах деятельности, где будут востребованы эти профессии. Ребята знают об учреждениях начального профессионального образования и правила приема в них, 80% определяется с выбором будущей профессии и целенаправленно готовятся для поступления.
Повысился уровень мотивации к занятиям в системе доп.образования, 90% воспитанников с интересом их посещают.
Дети активно участвуют в конкурсах разного уровня: школьных, домовских, областных.
Социально-психологический климат доброжелателен, комфортен, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию.
Все это залог успешной социализации наших воспитанников.
Источник