Дополнительное образование для развития ребенка
Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых[источник не указан 398 дней].
Дополнительное образование в России[править | править код]
В сущности дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1].
История развития дополнительного образования[править | править код]
Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств[2].
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В. А. Ерёмина.
Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей[3]. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.
Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций[источник не указан 710 дней]. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей)[источник не указан 710 дней].
С 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей [4]
Нормативная база по дополнительному образованию[править | править код]
Предоставление дополнительного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование)[5], Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[6], Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)[7], а также иными приказами, распоряжениями и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.
По поручению Президента РФ В. В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».[8]
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году[9].
Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны[источник не указан 398 дней].
Проектным офисом по разработке этого проекта является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»[источник не указан 482 дня].
Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования[править | править код]
Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы)[источник не указан 398 дней].
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в разных образовательных организация от детского сада до вуза, а также иных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.)[источник не указан 398 дней]:
- естественнонаучное;
- техническое творчество;
- туристско-краеведческое;
- художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
- социально-педагогическое (волонтёрство, добровольчество, работа с группами детей, имеющими ограничения по здоровью, с одарёнными и талантливыми детьми);
- физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).
Детские технопарки «Кванториум»[править | править код]
«Кванториум»[10] — это дополнительное образование для детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям: промдизайнквантум, промробоквантум, биоквантум, наноквантум, геоквантум, автоквантум, аэроквантум, космоквантум, энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, Data-квантум, хайтек[источник не указан 482 дня].
Дополнительное образование в регионах[править | править код]
Москва
Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:
- Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
- Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
- Развитие новых форматов дополнительного образования.
Более 44 000 дополнительных учебных программ реализуются в подведомственных образовательных организациях системы общего, дополнительного и профессионального образования в творческих объединениях, секциях, студиях и др.[11]
С 2015 года критерии в области дополнительного образования школьников учитываются при расчете рейтинга образовательных учреждений города Москвы, введенного Департаментом образования города Москвы в 2011 году.[12]Так, при расчете рейтинга учитывается результативность работы школы по использованию социально-культурных ресурсов города в обучении. (Засчитываются результаты участия учеников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений».)[13]
Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:
- высокий уровень (наличие не менее четырёх дипломов, из них не менее двух победителей) — 1,02,
- хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) — 1,01,
- работа только началась (наличие не менее одного диплома призёра или победителя) — 1,005,
- результаты не показаны или отсутствуют — 1,00.
Свердловская область
С 2015 года на территории Свердловской области началась экспериментальная работа по стандартизации условий предоставления услуг дополнительного образования детей[14]. Как сказано в паспорте проекта[15], итоговой целью является создание комплекта научно-методических и инструктивных материалов, системы минимально-допустимых требований к условиям, процессу и результату реализации услуги дополнительного образования детей, позволяющей достичь определённого уровня качества в разрезе подходов оценки качества, государственного контроля и удовлетворённости потребителей.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странах[править | править код]
Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике[источник не указан 2807 дней]. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).
См. также[править | править код]
- Детский университет
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
- ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»
Источник
Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
К началу 2020 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.
Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов к 2024 году будет организована работа региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство) во всех субъектах страны. Важная задача таких центров – воспитание молодых талантливых ребят, их мотивация к активному участию в развитии своего региона. Региональные центры станут координаторами взаимодействия с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы помочь каждому ребенку выстроить индивидуальную образовательную траекторию и оказать тьюторскую поддержку.
Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России обеспечивает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями.
Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой, в частности, пройдет внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
Физическая культура и спорт
Одна из приоритетных задач Минпросвещения России – создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Для решения этой задачи созданы условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.
Ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России и Минобрнауки России утверждает Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в школах, организациях дополнительного образования, колледжах и вузах.
Все мероприятия по развитию массового спорта Минпросвещения России проводит во взаимодействии с всероссийскими федерациями по видам спорта и физкультурно-спортивными общественными организациями.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на внутришкольном, муниципальном и региональном этапах представлены соревнованиями, спартакиадами, спортивными праздниками, днями здоровья и спорта, тематическими неделями, конкурсами и акциями.
Число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ:
- 12 353 всего
- из них 5 192 школы
- из них 2 871 центра
Численность занимающихся в организациях:
- 10 232 036 всего
- из них 2 017 049 в школах
- из них 4 068 675 в центрах
Туристические базы и детские оздоровительные учреждения:
- 374 всего
- из них 172 центра
- из них 21 школа
- из них 92 спортивных школы и 14 спортивных школ олимпийского резерва
Суммарная численность работников учреждений дополнительного образования — 441 353:
- из них 263 756 педагогических работников
- из них 138 706 человек в составе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала
Последнее обновление: 30 декабря 2019, 13:13
Источник