Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка

Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка thumbnail

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ответственный за работу блока дополнительного образования: Галкина Татьяна Станиславовна (495) 389-23-00

Браганец Лидия Анатольевна (495)382-79-80

Здоровье, образование, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ обучающихся, его познавательных способностей — стало главным в организации единого образовательного пространства школы.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Учебный план дополнительного образования школы, а также программы дополнительного образования разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г № 196 , в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным Главным государственным санитарнымврачом Российской Федерациив постановлении от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных принципах:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка
  • Единство обучения, воспитания, развития
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса

Дополнительное образование в школе было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании школы большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической деятельности

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности.

В ГБОУ Школе №924 дополнительное образование как структурное подразделение функционирует с 1996 года, и существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом. Успех работы зависит от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами.

Особенностями функционирования является :

  • создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
  • образовательный процесс ведется круглогодично, как в течение учебного года, так и в период школьных каникул.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
  • Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
  • Социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
  • Психотератевтическая,создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха; Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;
  • Культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

Основные задачи дополнительного образования

  • развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование мотивации успеха;
  • создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
  • создание условий всестороннего развития личности

Также в системе дополнительного образование не мене важным считается решение следующих задач:

  • Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;
  • Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности;
  • Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
  • Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с соблюдением:

  1. Строгой дозированной учебной нагрузки;
  2. Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. Благоприятного эмоционального настроя.

Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми инвалидами, детьми с особенностями развития, детям испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.

В дополнительном образовании нашей школы сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровьесберегающего.

Результаты работы объединений ДО, кружков и секций в 2017-2018 учебном году:

Название /Руководитель

Олимпиады

Проектная деятельность

Результаты межрайонных и городских мероприятий

Юный лингвист/

Мещерякова Н.А.

МОШ филология 14 призеров

«Не прервется связь поколений» 3 призера , 2 победителя.

ВОШ русский язык – 3 призера (муниципальный тур)

Конкурс проектных работ- 3 победителя , 1 призер(муниципальный тур)

Олимпиада «Россия- моя история» 18 победителей, 10 призеров.

«История и культура храмов столицы»- 3 победителя.

«Музеи парки усадьбы» — 3 победителя

«Экологическое краеведение» Мельникова –Поддубная М.А

VII Московский городской конкурс социально-значимых экологических проектов 4 место межрайон

«Биолог»

Батюта А.В.

ВОШ биология 3 призера муниципальный тур

МОШ биология, 1 призер городской тур

«Хочу исследовать»

Калачев С.С.

НПК защита проектов в лицейских классах ,

успешная защита школьный уровень

«Юный эколог-исследователь»

Ткачева Л.Б.

НПК защита проектов в лицейских классах

успешная защита школьный уровень

Изостудия «Солнышко» Гармаш Л.А.

МОШ по ИЗО ШКОЛЬНЫЙ — 28 чел,

ОКРУЖНОЙ — 8 чел. Победители — Сидоренко (8 кл.); Дорохова (9 кл.); Алекперли ; Горулева ( 5кл.);

Призеры- Иванова (9кл.); Красовская ( ) ;Панфилова ( 6кл);

ГОРОДСКОЙ- 3 чел.- Призеры- Дорохова Полина, Сидоренко Анна, Панфилова Лена.

Конкурс «Золотая Русь». — региональный

Призер: 5 человека

Международный конкурс детского и юношеского рисунка им. Н. Рушевой- 4 чел .

«Гармония»

Цивадзе Е.А.

Межрайонный фестиваль детского творчества «Мы разные, но мы вместе»

Хор 1 классов – 2 место

Дуэт Бармосина Наталья и Григорян Адриан – 1 место

Окружной музыкальный фестиваль «Мой дом Россия», хор 1 классов – диплом 2 степени

Ступеньки роста

Участвовали:

Хор 1 классов

Дуэт Бармосина Н., Григорян А.

Отборочный заочный тур (видео) – победители

Очный этап

Хор – 3 место

Дуэт – 3 место

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

Фейерверк созвучий в рамках фестиваля «Эстафета искусств»

Номинация «Класс – хор»

I тур (округ) – призеры

Город – участие

Номинация «Музыка слова»

I тур

Анисимова Д. – призер

Хмаладзе Саба – победитель

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

X Московский фестиваль детской патриотической песни. (Офицеры России)

Участие

Хор 1 классов

Кутузов Ярослав

Фестиваль детской патриотической песни Национальной гвардии России

межрайон:

Хор — участие

Бармосина Наталья – победитель, стала участником финального отборочного тура.

ОФП Футбол

Лазовик Д.Р.

«Волейбол»

Поддубный Т.Б.

Участие в Спартакиаде школ г. Москвы :

Волейбол (Школьная спортивная лига)

Девушки 2000-2002 г.р. – 1 место в межрайоне(6 место в Москве)

Девушки 2003-2004 г.р. – 1 место в межрайоне

Юноши 2003-2004 г.р. — 2 место в межрайоне

Юноши 2005-2006 г.р. — 1 место в межрайоне

Девушки 2005-2006 г.р. – 1 место в межрайоне

Мини-футбол (Школьная спортивная лига)

Юноши 2004-2005 г.р. — 1место в межрайоне

Футбол

Юноши 2004-2005 г.р. — 1место в межрайоне

Президентские соревнования- 11 класс Б – 1 место в межрайоне

11 класс Б – 1 место в Округе ЮАО, 9 место по городу Москва

Шахматы «Белая ладья» — 3 место в межрайоне

Шахматы «Пешка и ферзь» — 2 место в межрайоне

Баскетбол «Победный мяч» Девушки 2000-2002 г.р. – 3 место в межрайоне

«Биолог» Батюта О.В.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Муниципальный тур 2 призера

«Первые шаги в мире информатики»

Бакалдина Т.Ю.

МОШ по информатике

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля «Ступеньки роста»(Городской тур) 5 человек.

«Пути реализации предпрофессионального образования. Организация и проведение предпрофессиональной олимпиады» Робосет (Московский международный форум «Город образования») — участие

«Робототехника» Самусевич О.В.

МОШ по робототехнике

Призеры 2 чел.

Фестиваль «Юные техники и изобретатели» 3 призера

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля «Ступеньки роста» Городской суперфинал 6 человек.

Источник

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых[источник не указан 343 дня].

Дополнительное образование в России[править | править код]

В сущности дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1].

История развития дополнительного образования[править | править код]

Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств[2].

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В. А. Ерёмина.
Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей[3]. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций[источник не указан 655 дней]. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей)[источник не указан 655 дней].

С 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей [4]

Нормативная база по дополнительному образованию[править | править код]

Предоставление дополнительного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование)[5], Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[6], Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)[7], а также иными приказами, распоряжениями и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.

По поручению Президента РФ В. В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».[8]

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году[9].

Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны[источник не указан 343 дня].

Проектным офисом по разработке этого проекта является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»[источник не указан 427 дней].

Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования[править | править код]

Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы)[источник не указан 343 дня].

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в разных образовательных организация от детского сада до вуза, а также иных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.)[источник не указан 343 дня]:

  • естественнонаучное;
  • техническое творчество;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
  • социально-педагогическое (волонтёрство, добровольчество, работа с группами детей, имеющими ограничения по здоровью, с одарёнными и талантливыми детьми);
  • физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).

Детские технопарки «Кванториум»[править | править код]

«Кванториум»[10] — это дополнительное образование для детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям: промдизайнквантум, промробоквантум, биоквантум, наноквантум, геоквантум, автоквантум, аэроквантум, космоквантум, энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, Data-квантум, хайтек[источник не указан 427 дней].

Дополнительное образование в регионах[править | править код]

Москва

Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:

  • Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
  • Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
  • Развитие новых форматов дополнительного образования.

Более 44 000 дополнительных учебных программ реализуются в подведомственных образовательных организациях системы общего, дополнительного и профессионального образования в творческих объединениях, секциях, студиях и др.[11]

С 2015 года критерии в области дополнительного образования школьников учитываются при расчете рейтинга образовательных учреждений города Москвы, введенного Департаментом образования города Москвы в 2011 году.[12]Так, при расчете рейтинга учитывается результативность работы школы по использованию социально-культурных ресурсов города в обучении. (Засчитываются результаты участия учеников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений».)[13]

Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:

  • высокий уровень (наличие не менее четырёх дипломов, из них не менее двух победителей) — 1,02,
  • хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) — 1,01,
  • работа только началась (наличие не менее одного диплома призёра или победителя) — 1,005,
  • результаты не показаны или отсутствуют — 1,00.

Свердловская область

С 2015 года на территории Свердловской области началась экспериментальная работа по стандартизации условий предоставления услуг дополнительного образования детей[14]. Как сказано в паспорте проекта[15], итоговой целью является создание комплекта научно-методических и инструктивных материалов, системы минимально-допустимых требований к условиям, процессу и результату реализации услуги дополнительного образования детей, позволяющей достичь определённого уровня качества в разрезе подходов оценки качества, государственного контроля и удовлетворённости потребителей.

Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странах[править | править код]

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике[источник не указан 2752 дня]. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

См. также[править | править код]

  • Детский университет

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
  • ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»

Источник