Дополнительное образование детей пространство развития активности и самодеятельности ребенка

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Свободное время учащихся– часть внеучебного времени, остающегося у ребенка. Время, не занятое учебой, относящееся к досугу(досуг).
Свободное время организовывается самим ребенком и педагогами ДО.
Две основных функции свободного времени:
· функция регенерации, восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности,
· функция духовного (культурного, эстетического и т.п.) и физического обогащения, развития личности. Вторую функцию помогает осуществлять ДО.
7. Дополнительное образование детей: понятие, основные ценности.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.
Дополнительное образование детей– единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Основные ценности (идеи):
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания и развития.
5. практико-деятельностная основа образовательного процесса.
8. Дополнительное образование детей: основные функции.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
З основные функции ДО:
Педагогическая – гражданское и профессиональное самоопределение, воспитание отсутствующих компонентов общего образования, создание условий коммуникативных контактов.
Социальная – предупреждение детской беспризорности в условиях занятости.
Личностно-ориентированная – образованность личности. Познавательные возможности личности.
Культурообразующая,
Психотерапевтическая,
Ценностно-ориентационная.
Функции по Иванченко:
1. образовательная
2. воспитательная
3. социальная защита
4. социальная адаптация
5. социализация
6. социокультурная
7. профориентационная
9. Дополнительное образование – пространство развития активности и самодеятельности ребенка.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Стремление ребенка образовываться – процесс преобразования им свой активности в самодеятельность. Любопытство и любознательность – это не только проявление активности, но и направленность этой активности.
Активность – интерес. Ребенок в стремлении своему интересу активен, не всегда успешен. Если педагог центрирует внимание на не успешности ребенка, то он рискует погасить эмоции, которые сопровождают любознательность и любопытство. Нередко, ребенок, имеющий собственный интерес и направляет на него свою активность, самостоятельно выстраивает свою деятельность – самодеятельность.
Фазы разворачивания активности ребенка в самодеятельность.
1. Деятельность до цели (поисковая)
2. Деятельность по осознанию самой цели (проектная),
3. Целенаправленная деятельность (реализация задуманного),
4. Оценка результата самодеятельности.
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1740 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
02.06.14. Педагогический совет ЦРТДиЮ
«Роль дополнительного образования в развитии активности детей и подростков»
Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены привели к необходимости изменений и в основных социальных институтах общества, в том числе, и в системе дополнительного образования. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан.
Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих процесс развития активности, и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. УДОД отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Исследование теории и практики организации развития социальной и творческой активности детей в учреждении дополнительного образования позволило выявить следующие основные противоречия :
— между объективной потребностью общества в личности, обладающей социальной активностью, и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке;
— между имеющимся потенциалом деятельности учреждения дополнительного образования и недостаточным использованием его в воспитании социальной активности;
— между необходимостью в научно-педагогическом сопровождении воспитания личности в учреждении дополнительного образования и недостаточной подготовленностью педагогов к данной деятельности.
В Концепции «Система дополнительного образования детей» обосновано положение о том, что дополнительное образование призвано выполнять и реализовать множество функций:
обучение и досуг;
подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем;
формирование готовности личности к непрерывному образованию;
допрофессиональная и профессиональная подготовка;
развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка.
Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются:
совершенствование содержания дополнительного образования;
инновационная деятельность в системе дополнительного образования;
комплексный подход к дополнительному образованию;
программно-методическое обеспечение;
интеграция базового и дополнительного образования;
информационное обеспечение;
научно-педагогическое творчество;
повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования;
совершенствование управления дополнительным образованием.
Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, которую мы хотим назвать Сетевым взаимодействием, в которую входят следующие компоненты:
ребенок как субъект образования,
педагог дополнительного образования,
дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности,
учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения,
занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ,
семья,
органы управления дополнительным образованием,
организации и учреждения промышленного и коммерческого содержания, которые выступают в образе Меценатов, спонсоров, (как раньше называлось – шевство).
Развитие активности в дополнительном образовании отличается от
развития активности в базовом (основном) образовании и проявляется в его специфике:
— по содержанию: реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
— по формам организации: добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
— по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
— по срокам: ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
— по уровню взаимоотношений детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
— по характеру: в дополнительном образовании развитие активности деятельностное.
Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь процессов, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.
Развитие творческой активности подчинено выполнению задач воспитания порастающего поколения современного российского общества:
— воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
— разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование самообразования, самореализации личности;
— непрерывность образования в течение все жизни.
Ценностные приоритеты существенно определяют направленность обучения, образования и воспитания в системе дополнительного образования детей, которая призвана не только транслировать культурные ценности, но и создавать условия для саморазвития ребенка и педагога.
Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:
— демократизация учебно-воспитательного процесса;
— воспитание культуры здорового образа жизни;
— саморазвитие личности;
— создание условий для педагогического творчества;
— открытость системы;
— создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;
— системное развитие на основе информационных технологий;
— поддержка и развитие детского творчества.
Реализуясь в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.
Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, воспитание в дополнительном образовании способствует приобщению личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, формированию стратегии собственного развития.
Иными словами, дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт воспитания социальной активности детей.
В системном подходе активность определяется как способность той или иной системы к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию.
Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).
Воспитание в образовательном учреждении реализуется посредством воспитательного процесса, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
Выводы:
особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:
в содержании — реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
в формах организации — добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
в применяемых методах — в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
в сроках осуществления — ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
в уровне взаимоотношений — детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;
в направленности реализации — интегрируя все виды предметно практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на формирование социально активной личности.
Серьёзный подход к развитию творческой активности детей и подростков
отражается в огромной концертной, выставочной и культурно-досуговой деятельности ЦРТД и Ю.
Основные направления культурно-досуговой деятельности ЦРТДиЮ
Социально —
значимое
Тематическое досуговое
Традиционные
творческие
праздники
Фестивали,
конкурсы,
смотры
День встречи с воспитанниками ЦРТДиЮ «Дом, в котором живет детство»
Акция –марафон «Молодежь выбирает здоровье»
День открытых дверей
«День пожилого человека»
Акция «День белых журавлей»
Концертно-игровая программа в рамках декады инвалидов «Мы вместе»
Акция « Подарок другу»
Акция милосердия «Рождественский перезвон»
«День защитника Отечества»
День освобождения г. Каменска от немецко-фашистских захватчиков
День памяти героев-пионеров
«День Победы»
«День семьи»
«Творчество и дружба»«Играйте вместе с нами»
«Есть внутренняя музыка души»
«Каникулы»
« Культура и личность»-тематический час, в рамках реализации мероприятий, посвящённых году Культуры в России.
«Здоровье сгубишь — новое не купишь!» — День здоровья на природе.
« Мастерами, увы, не рождаются»
«Осенины»
«Рождество»
«Масленица»
«Встреча для старшеклассников»
«А у нас во дворе»
«Союз сердец и радости общения»
Праздничная программа, посвященная Дню города «Люблю тебя, мой Каменск!»
Праздничная программа ко Дню Учителя «Спасибо тебе, учитель!»
Программа для старшеклассников «Осенний бал»
Праздничная программа, посвященная Дню матери «С любовью о маме»
Новогодние представления, праздничные дискотеки
Программа, посвященная 8 марта «Все для тебя, родная»
Отчетная программа «Овация»
Праздничная программа, посвященная окончанию учебного года «Ура! Каникулы!»
Празднично-игровая программа, посвященная Дню защиты детей»
Слет детских общественных объединений «Радуга»
Слет волонтеров «Мы выбираем жизнь»
Конкурс агитбригад по предупреждению ДТП и профилактике нарушений ПДД
Слет «Юные патриоты России»
Фестиваль «Пожарные-спасатели глазами детей»
Смотр художественной самодеятельности «Мир начинается с детства»
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
Фестиваль школьных команд КВН «СодружестВО!»
Областной фестиваль детских объедиений «Возьмемся за руки, друзья» г.Ростов-на-Дону
Источник
Опираясь на изучение сущности самореализации подростка, обратимся к рассмотрению учреждения дополнительного образования как пространства самореализации детей и подростков. «Пространство — это множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями…».
Под пространством мы будем понимать упорядочивание условий, влияющих на процесс самореализации подростка во внешкольном объединении.
Среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения дополнительного образования занимают особое место. Они призваны удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности; создавать условия для самоопределения и самореализации, для адаптации к современной жизни общества.
Понятие учреждение дополнительного образования для педагогической науки относительно ново. Оно сформировалось и выросло на базе понятия внешкольные объединения. Исследование проблем становления и развития системы воспитательной деятельности внешкольных объединений было подготовлено появлением методологических и теоретических работ ученых-педагогов по общественному воспитанию (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Ш.С Крупская, А.С.Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.); социальному и духовному развитию личности (Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.А. Ядов и др.); теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев и др.). Для рассмотрения воздействия внешкольного объединения на развитие творческой личности подростка важное значение имели работы по общей и социальной психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.)
Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс совершенствованию работы внешкольных объединений. В марте 1995 года Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором дано следующее определение: «Образовательное учреждение дополнительного образования детей — это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности и государства».
Попытка с педагогической позиции осмыслить суть феномена «учреждение дополнительного образования» с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности в работе дает нам возможность уточнить это определение. «Учреждение дополнительного образования — это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего и среднего образования». В этом определении мы акцентировали свое внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средних школ. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой школе. «Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности, на создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся в процессе усвоения ими знаний».
В Концепции развития дополнительного образования до 2020 года подчёркивается, что в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования; вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и навыки; разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах: нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. Все это говорит о том, что дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка. Значителен социально-педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности и социализации подрастающего поколения. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.
В исследованиях, которые были посвящены этой проблеме, теоретически и практически обосновываются широкие возможности дополнительного образования для обеспечения ценностно-ориентационных, познавательных, коммуникативных, досуговых видов деятельности. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Анализ нормативных и концептуальных документов в сфере дополнительного образования, психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие особенности деятельности учреждения дополнительного образования детей:
В учреждениях дополнительного образования созданы условия для самореализации личности
Нестандартность, вариативность воспитательно-образовательного процесса позволяют сохранить главные составляющие системы дополнительного образования — возможность выбора и желание детей обучаться.
Образование направленно на развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, становление индивидуальности в комфортных для ребёнка условиях, практическое применение знаний и способностей.
Особенности системы дополнительного образования детей позволяют ей быть мобильной, динамичной и открытой, что помогает учреждениям дополнительного образования сохранять свои традиции, воспитательный и образовательный потенциал, значимость и востребованность.
Благодаря многогранности, разносторонности сферы деятельности, в объединениях дети участвуют в поиске путей реализации своих возможностей в социально значимой деятельности, что помогает формировать и развивать у подрастающего поколения гражданское сознание. Занятия в учреждениях дополнительного образования выступают компенсирующим фактором, создают дополнительные возможности для педагогически управляемого развития личности ребёнка, регулируемой социализации подростков. Различные виды совместной деятельности в объединениях, где самоорганизация, самоопределение, самоуправление, самореализация, социально значимая деятельность дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, есть способ формирования гражданских качеств личности.
Учреждения дополнительного образования в большей мере, чем любое другое учреждение, дают учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания и умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая может стать в будущем их профессией. В связи с этим, учреждения дополнительного образования – это не придаток школы, они имеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение и, в отличие от школы, могут предоставить более широкий спектр образовательных услуг.
Литература
Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — №3. — С. 43-52.
Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 1999. – N1
Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. Учеб
Коган, Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс [Текст] // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе; АН СССР, Урал. науч. центр; отв. ред.Л.Н. Коган. — Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. — С.3-34.
Крылова, Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности учреждений дополнительного образования [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Крылова. — Кострома, 1999. — 23 с.
Козлова, Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника [Электронный документ] / Н.Ю. Козлова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-formirovanii-lichnosti-shkolnika.
Пенягина, В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы [Электронный документ] / В.И. Пенягина // Режим доступа: https://dopobr.68edu.ru/archives/2388.
Особенности деятельности учреждения дополнительного образования [Электронный документ] // Режим доступа: https://www.pravowed.ru/weekly/2006/48/07.
Концепция развития дополнительного образования до 2020 года [Электронный документ] // Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/142581-pall.html.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
Источник