Дополнительное образование детей как фактор развития личности ребенка

Дополнительное образование детей как фактор развития личности ребенка thumbnail

Дополнительное образование детей

как фактор развития личности

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительное образование – особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися с учетом их интересов и потребностей.

Оно существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе.

Дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, мастерами своего дела, увлеченными своей профессией, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования гражданских позиций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Бездарных людей не бывает. В каждом ребенке есть способности. Важно заметить эту искорку и дать ей разгореться. Счастливы те родители, которые вовремя это сделали и привели малыша в Дом детского творчества, где опытные педагоги помогут ему раскрыться творчески и реализовать свои незаурядные способности.

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник.

Сегодня наш Дом творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое отличается гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Это не только место получения знаний, но и место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.

Основная цель деятельности учреждения: формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка через организацию дополнительного образования детей и подростков, осуществление мер по созданию условий для работы молодежных и детских общественных объединений, развитие творческих способностей детей и молодежи, а также их культурного досуга.

В 2018 году государственной системе (внешкольного) дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей и педагогов.

Сегодня мы не можем говорить о дополнительном образовании, не упоминая об основных столпах системы, на которых она держится и развивается. Это, конечно же, педагоги. Удивительные мастера своего дела, Мастера с большой буквы, умеющие организовать теплую душевную атмосферу занятий, передающие тепло сердец, свое мастерство из рук в руки, как крупицы самого дорогого.

Если соединить все тропинки наших направлений, то получится большая дорога жизни, дорога добра и света, на которую вышли сотни талантливых воспитанников учреждения.

А компасом, указывающим путь в будущее, служит сплоченная команда талантливых педагогов, которая ведет своих воспитанников в удивительный мир острова детства. И если ты – капитан, значит, несешь ответственность за выбранный маршрут.

Миссия Дома детского творчества — создание воспитательно -развивающего пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка, создание Дома радости для детей.

Дом, наш любимый детский дом. Он, как человек, он любит, когда в нем много народу, весело и шумно. Мы хотим, чтобы Дом творчества всегда оставался местом, где очень часто улыбались взрослые и постоянно звучали радостные детские голоса.

Главное — помочь ребятам найти себя в этой жизни, выбрать дело по душе, определить свой образ жизни, создать условия самовыражения.

В нашем Доме творчества будущие хозяйки могут выбрать себе по душе кружки декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, научатся шить прекрасные мягкие игрушки, мордовские куклы, которые всегда привлекают внимание и радуют глаз. Девочки приобщаются к труду, приобретают необходимые для жизни навыки и умения.

С ними работают педагоги – рукодельницы: Бурлакова Г.Н., Горелова Л.Н., весь свой багаж знаний и умений они всецело передают детям, используя различные формы и методы работы по развитию таланта и творчества воспитанников, совершенствуя и перерабатывая содержание учебных программ, а также разрабатывая собственные – авторские.

Ежегодно работы детей представляются на районных и республиканских выставках народного творчества. Неоднократно детские труды отмечались грамотами.

На кружках технического творчества дети учатся выполнять аппликации, поделки из соломки, соленого теста, папье – Маше, изучают основы начальное технического моделирования.

С большим удовольствием дети и подростки занимаются в кружках художественно – эстетического творчества. Особенно популярны кружки этого направления: ВИА «Лидер», сольное пение, юный гитарист, танцевальный, клуб досуга, студия изобразительного искусства «Юный художник», фольклорные коллективы, кукольный театр и др.

По этому направлению работают педагоги – талантливые от природы сами и умеющие увлечь своих воспитанников: А.И.Замотаев –Е.К.Федосова, Ю.В.Ощепкова, и др.

Удивительным украшением любой выставки детского творчества и всего нашего учреждения являются работы пейзажей, натюрмортов, ИЗО — студии «Юный художник». Здесь творят фантазеры и умельцы талантливого педагога и мастера красок и цвета – Чикарева Т.Г., Недякина Н.А.

На базе ДДТ работают методические объединения старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района, классных руководителей, на заседаниях которого обсуждаются важные и острые проблемы воспитания и планирования воспитательной работы в школе.

Дом детского творчества является координатором работы детских общественных объединений и организаций в школах райцентра и района.

Районный Дом детского творчества является организатором проведения всех районных конкурсов, праздников, акций, фестивалей детского творчества. Ежегодно проводится большое количество районных мероприятий по разным направлениям деятельности и интересам школьников интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.

Важным направлением деятельности ДДТ является патриотическое воспитание школьников. В каждой школе района действуют отряды поисковиков и юнармейцев, работающие по программе Движения юных патриотов.

Одна из приоритетных задач ДДТ – работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа «Одаренные дети Ельниковской земли». С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе проводится отборочный тур программы, победители которого принимают участие в республиканском конкурсе Международного форума «Одаренные дети».

Воспитанники и творческие коллективы Дома творчества -постоянные участники республиканских фестивалей детского и народного творчества «Шумбрат, Мордовия», «Пластилиновая ворона», выставок народно-прикладного искусства, за что не раз отмечались дипломами фестивалей и конкурсов.

Меняется мир, меняемся мы, но сегодня с уверенностью можно сказать, что неизменным остается главное – преданность своему делу – воспитанию детей.

Юбилей … 100 лет дополнительному образованию — это веха, когда надо остановиться, оглянуться, увидеть самое ценное, яркое и уверенно шагать вперед в будущее. За эти годы немало поколений прошло через внешкольные учреждения. Мы – педагоги, дети и родители вместе продолжаем строить свой Дом, где каждый чувствует себя причастным к сегодняшней яркой и насыщенной жизни единого коллектива.

И не смотря на все те большие трудности, которые переживает сегодня система дополнительного образования, мы полны энергии, творческих сил, оптимизма, за нами традиции воспитания, профессиональный опыт педагогов, с нами любовь наших детей.

Источник

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Токсабаева Оксана Игоревна

Педагог дополнительного образования

Кружок «Журналистика»

Еще Абай Кунанбаев в свое время заметил, что«дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение.

Как справедливо подчеркивает Глава государства Н.А. Назарбаев: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее». Такой подход, безусловно, верный, учитывая современные тенденции, когда все мировое сообщество остро нуждается в поколении молодых, грамотных, конкурентоспособных, морально-нравственных граждан, способных подсказать правильные пути решения проблем, вывести общество из социально-экономического, политического, нравственно-идеологического кризиса.

Мы уверены, что каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, на учебных занятиях в школе, а еще тогда, когда дети самостоятельно решают чем заниматься, с кем быть и какими быть. В такие минуты они наиболее социально значимо раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Такую возможность детям представляет внешкольная деятельность: различные секции, кружки, студии по выбору и т.д.

Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.

Следовательно, школа и организация дополнительного образования должны создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Создание системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.

На наш взгляд система дополнительного образования детей должна реализовывать следующие задачи:

  • развивать творческие способности и творческую активность учащихся;

  • развивать познавательные интересы;

  • формировать мотивацию успеха;

  • создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;

  • создавать условия для всестороннего развития личности.

Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.

Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество — все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

Немаловажен тот факт, что дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка, так как в системе дополнительного образования дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте — юрист, врач, журналист, музыкант.

Кроме того, большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.

Все вышесказанное позволяет констатировать:

чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы;

чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.

И в качестве заключения я бы хотела процитировать слова замечательного мыслителя, человека с большой буквы, нашего земляка Ахмета Байтурсынова, которые как нельзя лучше подходят для жизненного кредо учителя: «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию». 

Список использованной литературы:

1.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9. 2.     

2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. 5.      Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001

3.Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей — потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.

Источник

Дополнительное образование детей, как один из факторов развития склонностей, способностей и интересов личности ребенка

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно востребовано, хотя и требует внимания и поддержки со стороны государства и общества, как образование, которое органично сочетает в себе не только обучение, но и воспитание, и развитие личности ребенка. Следовательно, важнейшей ролью учреждений дополнительного образования детей, является то, что они выступают как один из факторов развития склонностей, способностей и интересов личности, самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования г. Воронежа располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях.

Педагоги дополнительного образования, занимаясь с детьми в объединениях, уделяют внимание каждому ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности в целях их дальнейшего развития, прослеживая формирование личности, способствуя выявлению и проявлению способностей воспитанника. Поэтому, специфика работы педагога дополнительного образования состоит в том, что ему постоянно приходиться разрабатывать свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение поставленных задач, с учетом особенностей детского коллектива и отдельных его членов.

Воспитание – категория, существующая с момента возникновения человеческой истории. Его основная функция состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, опыт, а также способы поведения. Воспитательная работа в детских объединениях МБУДО ДТДиМ направлена на формирование различных личностных качеств у ребёнка, получение им положительных эмоций, сплочение коллектива. Эффективность влияния воспитательной работы на развитие индивидуальности ребенка зависит от активного использования педагогами дополнительного образования различных форм и методов воспитания. Правильный подбор педагогом форм и методов воспитания содействует воспитательной цели – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Однако, доминантой его работы, часто является индивидуальное формирование каждого ребёнка, как личности, способной строить свою жизнь.

Сейчас, когда организованное обучение полностью заполняет пространство развития личности, создавая представление о человеке, как о функционере, исполняющем какую-то работу и достигающем карьеры и благополучия, у педагога дополнительного образования имеется время, чтобы помочь каждому ребенку, так как в объединения дети приходят со своими проблемами и вопросами. А значит, появляется время на духовное обогащение. Ведь педагог, курируя стратегическую задачу развития личности, заботится о духовном мире ребенка, и в отличие от школьного учителя вводит детей не только в науку, но и в жизнь, содействуя решению сегодняшних и будущих проблем. Именно такое содержание работы педагога объясняет факт удивительного преображения личности воспитанника, когда ему повезло оказаться в группе педагога высшего мастерства.

Жизнь всегда характеризуется непреходящей проблематичностью для человека. В ней могут возникнуть различные ситуации: ссора с близкими, непонимание одноклассников, низкий балл за выполненную работу и др. Любой ребенок переживает их по-своему. Педагог помогает пережить эти временные трудности, отмечая что-то хорошее, поднимая уверенность в своих силах. В конечном счете, проблема жизни и выступает в качестве содержания педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми: когда он организует выставку или поход в музей, слушает музыку, поет играет и танцует вместе с детьми. Разумеется, что содержание привносит педагог, хотя нельзя исключать, что и обучающиеся способны наполнить содержанием групповую жизнедеятельность, отодвигая роль педагога, как субъекта воспитания на второй план.

Тем не менее главным отличием педагога остается видение им проблем жизни, высвечивание их значимости для жизни вообще и для жизни ребенка в частности, а содержание его работы по обеспечению жизнедеятельности детей наполнено постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Например, если ребенку в чем-то не везет, что-то не получается, как хотелось бы, у него опускаются руки, меняется отношение к нему со стороны окружающих быть может на снисходительное и даже презрительное. Ребенок как бы «выпадает» из коллектива. Педагогу важно не упустить момент и заметить то, что получается у воспитанника хорошо и подать его успех наиболее выигрышно, чтобы изменить отношение детей к этому ребенку. Ведь шанс быть достойным предоставляется любому человеку, в том числе и маленькому. Использовать предоставленный шанс – значит, сделать выбор. Выбор приходится делать и подрастающему воспитаннику, и этот выбор есть не что иное, как решение проблемы жизни в соответствии с уровнем культуры человеческой жизнедеятельности.

Выход на проблемы жизни происходит через выход на ценности жизни. Ценность – то, что значимо для любого ребенка. Поэтому, педагог предлагает детям прежде, чем что-то сделать, решая стоящую перед ними проблему, обратиться к ценностям собственной жизни и сопоставить предметный результат и ту вечную для них значимость, без которой нет их достойной жизни. Поэтому работа педагога наполняется ценностными отношениями. Постоянным вектором его деятельности с детьми выступают отношение к миру во всех его проявлениях. Познавательная работа с детьми наполняется ценностью знания, истины, свободы, разума, а преобразовательная деятельность обладает широчайшими потенциальными возможностями быть богато содержательной.

В результате этого организация процесса воспитания невозможна без включения детей в объединение, клубную деятельность, организуемую с учётом интересов детей на основе их добровольного участия, т.е. дети приходят в объединение по своему желанию. Именно детское объединение создаёт условия для развития творчества, предоставляет возможности для общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, занятия в объединении позволяют детям отдохнуть, организовать свой досуг. В объединение дети приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако, претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в коллективной деятельности, направленной на реализацию общественно значимой цели. Поэтому у членов объединения объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, способствует более быстрому развитию. Наблюдения подтверждают, что коллектив объединения складывается быстрее, чем, скажем, коллектив класса и менее болезненно.

Приведем примеры наиболее часто используемых нашими педагогами методов воспитания:

  1. Убеждение и самоубеждение

  2. Стимулирование и мотивация

  3. Внушение и самовнушение

  4. Требование и упражнение

  5. Воспитывающие ситуации

  6. Метод дилемм и рефлексия

В процессе практической работы педагогов подтверждается, что

активное использование методов и форм воспитательной работы способствует проявлению детской индивидуальности, а на формирование личности ребенка важную роль играет его воспитание. Целесообразно содружество, сотворчество педагога и ребенка, и, если педагог смог понять воспитанника, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого обучающегося, учитывая его ресурсы и возможности.

Источник