Доклад двигательная активность развития ребенка
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая ребёнка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Движение — это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение — это и эффективнейшее лечебное средство. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
В нашей группе мы стараемся создавать необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Формами организации оздоровительной деятельности в нашей группе являются:
утренняя гимнастика,
двигательно-оздоровительные физкультминутки,
самостоятельная деятельность детей на прогулки,
подвижные игры,
физические упражнения после дневного сна,
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,
прогулки ,
физкультурные досуги, спортивные праздники,
Дни здоровья.
Все виды двигательной активности прописываются в циклограммах, на каждый день.
Утренняя гимнастика – это постепенное введения организма в благоприятную двигательную активность. Для проведения утренний гимнастики подобрали наиболее эффективные комплексы упражнения, а так же необходимое оборудование: шнурки, платочки, ленточки, мячики.
Во время организационной учебной деятельности для снятия усталости и психоэмоционального напряжения используем двигательные физминутки, дыхательные гимнастики и пальчиковые гимнастики с применением масажоров. Такие как палочки оль-ли, шишки, прищепки. В группе имеется картотека физминуток для активности разных групп мышц. Также картотеки с дыхательными и пальчиковыми гимнастиками.
Во время переменок используем музыкальные двигательные игры малой и средней активности: «Зашагали ножки», «Если нравится тебе, то делай так…», «Буги – Вуги» и т.д.
Большое внимание уделяем для создание условий полноценной двигательной активности у детей на прогулки.
Ежедневно проводим дневную и вечернюю прогулки, в зависимости от погоды и времени года. А так же с мая месяца мы начинаем проводить и утреннюю прогулку, проводим прием детей на площадке, а так же утреннюю гимнастику на свежем воздухе. Для полноценной двигательной активности у детей на прогулке, сделали из подручных средств волейбольную сетку, сшили поводья для игры в «Лошадки», приобрели мячи, ракетки, скакалки, кольцебросы, кегли, с помощью родителей оборудовали площадку для игры в футбол. На прогулке с целью повышения активности и выносливости детей, проводим оздоровительный бег.
Родителям объяснили его значение, попросили подобрать удобную спортивную одежду и обувь. Родители отнеслись к этому с пониманием у всех ребят удобная одежда и обувь.
Ведем большую индивидуальную работу с детьми на прогулках по закреплению и совершенствованию основных видов движений. Индивидуальную работу по прыжкам, так как они являются действенным средством для повышения двигательной активности детей. На прогулке упражняем детей в метании, используя не только мячи и мешочки с песком, а так же шишки, мелкие камушки.
Регулярно на прогулках мы планируем подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. На прогулке разучиваем новую подвижную игру, так как на физкультурном занятие различают общую педагогическую и моторную (двигательную) активность. А если инструктор по физкультуре будет тратить время занятия на разучивание новой подвижной игры (т.е на обьяснение, правила игры и т.д), это снизит двигательную активность детей на занятие.
В подвижные игры играем со всей группой или подгруппами. Приучаем детей следить за выполнением правил, к обсуждению привлекаем самих детей, учим оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. Следим, чтобы активность была достаточная для всех. С большим желанием дети участвуют в играх соревновательного характера.
Чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься спортом, играть в подвижные игры, участвовать в физкультурных развлечениях, мы читаем им рассказы, стихи о спорте, рассматриваем фотографии, иллюстрации. В группе имеется картотека подвижных игр с атрибутами.
Для пропаганды двигательной активности детей дома в родительском уголке помещаем консультации: «Сильный, ловкий вырастай», «Спортивные игры», «Лыжный спорт», «Народные подвижные игры». В начале года провели анкетирование на тему: «Отношение родителей и детей к ЗОЖ».
Гимнастика после дневного сна – комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая оздоровительный характер. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и хорошее самочувствие ребёнка. В группе имеется картотека гимнастики пробуждения.
Этапы гимнастики после дневного сна:
— разминка в постели и самомассаж;
— гимнастика игрового характера;
— пробежки по массажным дорожкам и массажерам (их в группе имеется в достаточном, разнообразном количестве).
-закаливание (оно включает в себя широкое умывание, полоскание горла водой комнатной температуры и отпирание ног и рук у детей).
Закаливание по сложности проводится в соответствии с группой здоровья детей. Дети делятся на 3 группы здоровья. К первой группе относятся дети, которые болеют очень редко. Ко второй группе относятся дети, которые часто болеют простудными заболеваниями. К третьей группе относятся дети, которые болеют сердечно – сосудистыми заболеваниями и т.д. В нашей группе дети подразделяются на две группы здоровья.
К 1-ой группе здоровья относятся дети, которые болеют очень редко.
Ко 2-ой группе относятся дети, которые болеют часто простудными заболеваниями.
Дети 1-ой группы проводят гимнастику пробуждения, ходьбу по дорожкам «Здоровья», закаливание с широким умыванием и полосканием горла, комнатной температуры, а так же оптирания рук и ног влажным полотенцем.
В то время как дети 2-ой группы проводят гимнастику пробуждения, ходьбу по дорожкам «Здоровья», и закаливание с умыванием и полосканием горла водой комнатной температуры.
Проводя такие мероприятия, наблюдаем значительную динамику в улучшение здоровья детей, и в хорошей посещаемости. Это можно увидеть в таблице посещаемости, которая показана в процентном соотношении.
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья — это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.
Поэтому одна из важных задач воспитателя- создание оптимальных условий для нормального развития детского организма.
В следующем году мы планируем усложнить закаливание детей. К широкому умыванию, полосканию горла, и обтиранию добавить и другие процедуры.
Это хождение босиком по песку в летнее время года на улице. Хождение босиком по ребристой доске и солевым дорожкам, токое закаливание проводятся в зимнее и осение время года.
Также мы думаем включить в процедуру закаливания и один нетрадиционный метод закаливания.
Для этого берется кусочек льда и в то время как дети просыпаются, после гимнастики пробуждения, этот кусочик льда обматывается салфеткой и круговыми движениями вращается по часовой стрелке, сначала по одной ладожке плавно переходя к каждому пальчику. Потом по другой. Через неделю к ладошкам прибавляются пяточки. И то же самое проделывается с пяточками детей. При этом играет мелодичная спокойная музыка. Такое закаливание проводится в летний период времени.
Анализ заболеваемости подготовительной А группы
за 2017-2018 учебный год
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
73-11,7%
100-13,6%
163- 23,3%
156- 25.4%
153-24,4%
96- 14,4%
83-13,9%
75-11,1%
88,3%
86,3%
76,7%;
74,6%
75,6%
85,6%
86,1%
88,8%
Павлодар қаласының әкімшілігі,
Павлодар қаласының білім беру бөлімі
Мемлекеттік қызыналық коммуналдық кәсіпоріні
Павлодар қаласының «№ 86 г сәбилер бақшысы»
Государственное казенное коммунальное предприятие
«Ясли – сад №86 города Павлодара»
отдел образования города Павлодара,
акимата города Павлодара
Содоклад на тему:
«Двигательная активность детей
как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Выполнила: Воспитатель
Чурсина М.В.
Источник
Слайд 2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Здоровье ребенка — динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. А. Г. Сухарев
Слайд 3
Двигательная активность Количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования Биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым Способствует развитию всех систем организма
Слайд 4
Влияние двигательной активности на общее развитие и формирование личности ребёнка Способствует более интенсивному интеллектуальному развитию (Н. М. Щелованов , М. Ю. Кистяковская ) Положительно влияет на развитие речи (М. Кольцова) Формирует личностные качества: самостоятельность, активность, инициативность, смелость
Слайд 5
Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье детей Происходит перестройка функциональных структур организма Снижаются показатели жизненной ёмкости легких Повышается масса тела В два раза увеличивается заболеваемость Формируется малоподвижный образ жизни
Слайд 6
Интенсивность движений зависит от ряда факторов возраста пола ребёнка времени суток времени года индивидуальных особенностей детей условий, в которых растет ребёнок
Слайд 7
№ п / п Форма двигательной деятельности Особенности организации, продолжительность Специально организованные занятия 1. Занятия по физкультуре 2 раза в неделю 10 минут 2. Физкультурный досуг Со всей группой ежемесячно 10 – 15 минут Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня 3. Утренняя гимнастика Ежедневно 4 – 5 минут по специально разработанным игровым комплексам 4. Подвижные игры на прогулке и в группе Ежедневно 2 раза в день 10 – 15 минут (в дни проведения физкультурных занятий – 6 – 8 минут) 5. Дифференцированные физические упражнения на прогулке и в группе Ежедневно 2 раза в день 5 – 10 минут 6. Физкультминутка Ежедневно на занятиях с преобладанием статических поз (1 — 2 минуты) 7. Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5 – 8 минут 8. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно 15 – 20 минут проводится под наблюдением воспитателя Модель двигательной активности детей I младшая группа
Слайд 8
Создание условий для двигательной активности предоставить пространство для движений подобрать пособия и показать, как можно их использовать действовать вместе с детьми, являясь образцом для подражания
Слайд 9
Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Слайд 10
. П овышает и удерживает умственную работоспособность детей на занятиях , обеспечивает кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища. Физкультминутка и пальчиковая гимнастика
Слайд 11
Зрительная гимнастика И спользуется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз для укрепления мышц глаз для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Слайд 12
Подвижные игры и физические упражнения в течении дня . Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений являются: — дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; — совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; — развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; — воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Слайд 14
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом . Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Слайд 16
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Слайд 17
Образовательная деятельность физическая культура – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Слайд 19
Д вигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой, зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Источник
В детском саду используются различные режимы работы по физическому воспитанию детей. Это физкультурные занятия, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки на умственных занятиях, прогулка, подвижные игры, экскурсии и другие виды деятельности. Все эти формы работы направлены на повышение двигательной активности детей в течение дня. Большинство двигательных навыков мы используем в повседневной жизни, как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию. Например: катаясь на санках, лыжах, дети легче познают свойства снега, ветра. Так же выполнение движений эффективно влияет на развитие мышц, суставов костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего обучения в школе, легко выполнять трудовые операции. Объём двигательных движений может быть расширен при наличии условий в детском саду, подготовленности детей, квалификации воспитателей и помощи родителей.
Расскажу о том, как мы повышали двигательную активность детей в течении дня в своей группе. День наш начинается с упражнений гимнастики, ежедневно под руководством воспитателя. В теплое время года на воздухе, а в холодное время в зале под музыку. Подбираем комплекс упражнений. Продолжительность 8-10 минут. На занятиях по рисованию, лепке, математике, развитию речи дети утомляются, начинают отвлекаться, активность, внимание падают. Все это указывает на необходимость смены деятельности. Проводим физкультминутки. Выполнив несколько упражнений, усталость исчезает, ребенок отдохнул, и снова охотно занимается. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.
Делаем перерывы между занятйями. Дети могут поиграть с мячом, походить по гимнастической скамейке или поиграть в другие игры.
После дневного сна мы, также, проводим гимнастику. Выполняем физические упражнения для рук, туловища и ног. И большая активная деятельность детей проходит на прогулке, в середине дня и вечевом.
Каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя. На прогулке расширяется и закрепляется двигательный опыт детей, полученный на занятиях. Развивается ловкость, быстрота, выносливость, внимание, память, находчивость. В это время, хорошо проводить подвижные игры и различные физические упражнения. Подвижные игры берем с различными видами движений, которые ребенок получил на физкультурных занятиях, а на прогулке их закрепляем.
Значительное место отводим играм спортивного характера. В этих играх используем знакомые детям движения. Часто используем бег, прыжки, поскоки, игры с мячом.
Спортивные упражнения планируем в зависимости от времени года. Помимо организованных форм работы по развитию движений в течении дня большое место занимает и самостоятельная деятельность детей. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Все это используем с учетом интересов детей к играм и разным видам деятельности.
Свою работу по развитию двигательной активности детей мы отражаем в плане, соблюдая возрастные особенности детей. Индивидуальную работу планируем в процессе обучения на всех занятиях. У одних укрепляем веру в себя, у других вырабатываем сдержанность, у некоторых состояние здоровья.
Важно то, что воспитатель должен видеть тех детей, которые нуждаются в его помощи. Ведь мы все хотим, чтобы наши дети были умными, смелыми, добрыми, сильными ловкими ну и, конечно же, здоровыми.
Источник
Доклад
«Развитие двигательной активности в ДОУ»
Воспитатель: Пауль О.А.
«Движение – это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
Маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Задача педагогов дошкольных учреждений — создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.
Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.
В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются скамейки, горки, лестницы для лазания
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.
В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры.
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером.( в теплую погоду). Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры включают различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.
Перед дневным сном проводим релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности при их проведении используем фоновую(классическую ) музыку.
Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает.
.
Уже на протяжении последних двух лет родители нашей группы проявляют собственную инициативу не только в очистке участка от снега по созданию условий для двигательной деятельности на прогулке ,но создают различные сказочные постройки из снега, повышая тем самым настроение детей и интерес к двигательной деятельности. Свою благодарность мы выражаем через письма и средства массовой информации. На прошлой неделе вышла заметка, которую мы дали в газету со словами благодарности.
Будем надеяться, что наше сотрудничество с родителями принесет еще больше положительных результатов в вопросе оздоровления наших детей.
Источник