Дневники родителей по развитию ребенка
Растет ребенок, растут вместе с ним родители, развиваются и переходят на новые уровни их взаимоотношения. Действительно, развитие ребенка означает не только то, что учится делать ребенок и что делают родители для ребенка, но и то, что ребенок и родители делают друг для друга. Вся семья постоянно развивается вместе с ребенком, и даже отношения между родителями меняются вместе с семейной системой.
Семья, в которой есть дети, вообще постоянно находится в длительном и сложном естественном эксперименте. Иногда возникают ошибки и пожинаются их плоды, периодически совершаются гениальные открытия, нередко достигаются личные значимые результаты. В семье невозможно стоять на месте, члены семьи постоянно вынуждены двигаться по ступенькам развития, проходить через кризисы этого развития, и в итоге приобретать результаты этого развития.
Различные специалисты в области детского развития – педиатры, педагоги, психологи, а также опытные и внимательные родители устанавливают явную зависимость между родительскими подходами к ребенку, а также их отсутствием, и развитием ребенка. Все дети растут и развиваются, но не все дети развиваются оптимально. Организованное развитие ребенка (т.е. систематизированное) всегда стоит на ступеньку выше спонтанного развития. При организованном развитии родители сами непрерывно и заинтересованно учатся, и поэтому раньше замечают проблемы, быстрее с ними разбираются, тем самым, помогая ребенку более полно реализовать его потенциал.
Организованное развитие подразумевает отслеживание родителями результатов своих родительских действий, для того, чтобы вовремя заметить ошибки, зафиксировать достижения, ввести новые способы развития ребенка и перестроить способы взаимодействия с ним. В этом деле неоценимую помощь может оказать ведение дневника развития ребенка.
Формы ведения записей могут варьироваться:
— небольшие заметки в блокноте,
— заполнение таблицы развития ребенка,
— оформление альбома с фотографиями и заметками,
— набор на компьютере книги о вашем ребенке,
— аудиозапись на диктофон сообщений о значимых событиях в жизни ребенка и родительских наблюдениях,
— видеосъемка и составление фильма о развитии ребенка с комментариями родителей.
Видеосъемка, составление книги или оформление альбома – достаточно кропотливый и объемный труд, на который нечасто хватает сил, времени и желания. Зато, когда такое желание появляется, родители могут столкнуться с недостатком материалов, не собранных ими в нужное время. Ведение таблицы и краткие блокнотные записи – более просты, как в исполнении, так и в прочтении. Самым полным собирателем информации о развитии ребенка обычно является диктофон, т.к. аудиозапись проста в применении, подробна, насыщенна текущими эмоциями родителей, легко сбрасывается на компьютер и в будущем может быть переработана в книгу.
Чтобы разобраться, какую форму ведения дневника выбрать и какую именно информацию заносить в дневник, можно забежать немного вперед и представить, кому и для чего эти записи могли бы быть полезными.
Например, в процессе заполнения дневника выстраивается определенный ритм и индивидуальная последовательность этапов развития ребенка, которые можно соотносить с возрастной нормой, к которым можно обратиться в случае проблем на последующих возрастных стадиях. Например, детский психолог может поинтересоваться у родителей школьника, как происходило отучение ребенка от груди, в какой форме развивался кризис 3-х лет, какие любимые игры были у ребенка в возрасте 4-5 лет и т.д. Дневник в подобной ситуации помогает родителям находить точную и подробную информацию.
Хорошую услугу могут оказать дневниковые записи, когда требуется восстановить причинно-следственную цепочку каких-либо событий. Например, если ребенок плохо спит по ночам, полезно внимательно изучить историю развития этой проблемы, т.е. когда и как все начиналось. Часто, под впечатлением постоянных бессонных ночей у родителей может вспоминаться только негативная информация: «всегда плохо спал», а различные маленькие улучшения сна не оставаться в памяти. Дневниковые записи помогают взглянуть на проблему целиком, осознать связь одних событий с другими, а также во время «достать» из копилки родительского опыта хорошие, но забытые средства.
Дневник позволяет фиксировать удачные родительские открытия, изобретения и методы: «У меня получилось!», «Сработало!», «Это было очень мудрое решение!»
Дневник позволяет наблюдать процесс обучения ребенка и фиксировать этапы этого обучения. Например, на начальном этапе знакомства ребенка с горшком, мама может впасть в отчаянье оттого, что ее методы не срабатывают, а когда она уже почти опустила руки (точнее, снизила контроль и предоставила ребенку больше самостоятельности) ребенок наконец-то освоил правила гигиены. Фиксация в дневнике своих эмоциональных состояний по поводу педагогических провалов и успехов позволяет родителю с большей душевной устойчивостью встречать новые задачи на пути развития.
Бывает, что некоторые временные достижения родителя оборачиваются в будущем неприятностями и наоборот. Например, быстрое отучение ребенка от груди, которым так гордилась молодая мама, может обернуться ухудшением качества его ночного сна или спровоцировать невротическую прилипчивость к матери. А такая родительская «неудача», как приучение младенца спать только на руках у матери вдруг окажется самым лучшим средством в борьбе с его послеродовой неврологией. Чтобы сделать грамотные выводы, полезно проанализировать прошлое, которое поможет прояснить родительский дневник.
Родив второго, третьего и т.д. ребенка, родители с интересом сравнивают особенности развития своих детей. А, сравнивая, начинают лучше понимать индивидуальные особенности характеров детей, некоторые из которых зависят, а некоторые не зависят от их родительского подхода к каждому ребенку. Дневниковые записи оживляют в памяти прошлый родительский опыт.
Дневник развития ребенка может стать приятным и ценным подарком взрослым детям в день их свадьбы или рождения первенца. Новоиспеченные супруги и молодые родители могут извлечь массу полезной информации из дневников собственных родителей. Исторические записи помогут лучше узнать себя, своего избранника и его семью, быстрее и глубже переоценить опыт своих родителей, воспользоваться результатами их достижений и выводами из их родительских неудач, а также переосмыслить свои детские представления об их родительском труде.
О чем писать в дневнике? Наиболее интересными и полезными для последующего прочтения являются следующие области детского развития:
- Рост, вес ребенка – важные и интересные на первом году жизни малыша показатели детского здоровья.
- Физическое развитие (что, когда, как и в какой последовательности научился делать малыш, осваивая свое тело). Череда вех физического развития ведет к постепенному отрыву тела от земли, в направлении от головы до пальцев ног. Записывают как раз те физические навыки и умения, которые обычно соотносят с нормативными показателями физического развития: умение держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, самостоятельно садиться, вставать, стоять, ходить. Можно вести и более подробные записи, например: что малыш умеет делать в ванне во время купания, как переносит гимнастику, чему научился после массажа, как ребенок осваивает ползание, когда научился слезать с дивана, залезать на лесенку, качаться на кольцах и т.д.. Прогресс ребенка в освоении своего тела гораздо важнее того времени, когда малыш освоил то или иное действие. Дети вообще растут по-разному – и это делает каждого ребенка уникальным. Иногда развитие происходит постоянно, а иногда – скачками и паузами. Родителям не стоит волноваться, если их ребенок чуть позже начинает осваивать то или иное действие. Дело в том, что нормальных моделей развития – множество, главное, чтобы ребенок прошел все вехи развития, и прошел их в правильной последовательности. Если ребенок заболел, его развитие может временно затормозиться, или даже произойдет откат назад. Зато после выздоровления можно с большой вероятностью ожидать компенсаторного рывка. Получив посильный для себя опыт боления, ребенок часто делает мощный скачек в физическом и интеллектуальном развитии.
- Крупная и мелкая моторика рук подразумевает развитие ловкости кистей и пальцев рук при действии ребенка с предметами. Сюда относятся: хватание, удержание и манипуляции с погремушками, перекладывание игрушки из руки в руку, опробование предметов на зуб, бросание мячика, открывание и закрывание коробочек, нанизывание колечек пирамидки, умение брать мелкие предметы пальцами (горошек, сухие завтраки), действия с соской, использование ложки и др.
- Речевое развитие. Детская «речь» начинается с рождения. Для маленького ребенка язык – это любой звук или жест, который вызывает ответные действия ухаживающего за ним взрослого. В самом начале первого года жизни младенец узнает, что его звуки и телесные знаки являются инструментом межличностного общения, который можно использовать для удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. Чутко реагируя на сигналы, подаваемые новорожденным, мама помогает ему смягчить его резкий крик, трансформировать крик в более понятные и «вежливые» просьбы, разнообразить спектр возможных звуковых сигналов. В дневнике записываются звуки, слоги, понимание речи взрослого, первые слова, построение предложений, произношение звуков.
- Развитие общения или развитие коммуникативных способностей является основным источником речевого развития. Родители сначала учатся говорить на уровне ребенка, а затем начинают переводить его на более высокий уровень коммуникаций, когда ребенок становится к этому готов. Интересно описывать эмоции и чувства ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, сердиться, удивляться, жаловаться, настаивать на своем, уступать, делиться и т.д.. Любопытно отмечать развитие способности ребенка инициировать и развивать ситуацию общения, предпочтения в общении, страх общения с кем-либо, развитие подражательной способности, перенос навыков общения со взрослыми в игровую ситуацию. Вот пример интерпретации мамой сигналов ребенка и развития их взаимопонимания:
Сигналы ребенка Что он сообщает Как отреагировал ребенок
— Смотрит в глаза, — «Хочу общаться!» — Общались взглядами,
долго не отводит взгляд. пытался подражать моим
губам. Долго спал потом.
— Плачет и выгибается — «Не хочу есть, хочу — Увлеченно делал зарядку
у груди, играть с тобой». под мамины песенки.
— Кричит в коляске на — «Хочу ехать лицом вперед, — Ехал лицом вперед, долго
улице. а не к тебе». с интересом все
разглядывал и не плакал.
- Интеллектуальное развитие включает развитие восприятия (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного), памяти, внимания, мышления, творчества, способности к обучению. Интересно отмечать первые открытия ребенка, например: целенаправленно машет рукой, чтобы перевернуть страницу книги; запомнил дверь в ванну и может «сообщить», когда хочет купаться; «танцует» ручками под любимую песенку…. Ведение записей в этой графе помогает родителям не только наблюдать динамику развития малыша, но и отслеживать свое влияние на ребенка, а также, мотивирует их на поиск новых средств развития.
- Главное событие (дня, недели, месяца). Любое событие, которое затронуло родителя эмоционально, например, обрадовало, испугало или заставило задуматься, может быть отмечено здесь. События могут быть как внешними («у крохи вылез первый зуб»), так и внутренними («я заметила, что стала меньше уставать от материнских хлопот»).
- Что любит ребенок. Любимая одежда, еда, игрушки и игры, занятия, отмечаемые родителями, становятся историческими показателями развития их родительской чуткости и внимания к ребенку, помогают лучше понять характер малыша и вовремя заметить его способности.
- Что не любит ребенок – это все те ситуации, которые требуют от родителей наибольшего терпения, оригинального творческого подхода и изобретательности.
- Семейные проблемы (болезни, конфликты, неудачи) и средства их решения. Размышления родителей по поводу семейных проблем ускоряют процесс получения позитивного опыта из негативных ситуаций. Мнение родителя по поводу проблемы, обстоятельно изложенное на бумаге, может стать хорошим средством решения конфликтных ситуаций в семье. Многие «добытые» в проблемах средства становятся «инструментами» родительского мастерства и гармоничных семейных отношений.
- Родительские идеи и достижения, записанные в дневник, позволяют родительской мудрости откладываться в памяти. В будущем эти заметки дают возможность по-достоинству оценить пройденный путь и, при желании, поделиться его результатами с другими.
Можно добавить такие области, как «кризисы детского развития», «изменения в характере ребенка», «мои главные воспитательные принципы» и другие интересные для наблюдения изменений во времени области.
В первые два года жизни ребенка, когда событий слишком много, а времени очень мало, удобно заполнять таблицу роста и развитии ребенка. Для этого нужно завести тетрадь, и на верхних строках страниц написать области развития ребенка. В левом столбце каждой страницы указывается возраст ребенка или время заполнения таблицы, а далее следуют небольшие заметки по каждой области развития соответственно этому возрасту.
Ведение таблицы или дневника развития ребенка повышает родительскую наблюдательность и добавляет радости совместного пути.
Источник
С рождения Яны я веду дневник её развития. Думаю он может быть интересен вам. Вы можете сравнивать темпы развития Яны с темпами развития своего малыша, а также смотреть хронологию, когда мне пригодилась та или иная информация опубликованная в блоге. Сейчас Яне уже 6, дневники развития за другие года смотрите тут.
Я начала вести дневник Яны в свободной форме, так как не знала, что существует уже готовый шаблон с примерными возрастными нормами (скачать его можно здесь).
Начало новой жизни!
Была попытка ввести прикорм! Но обнаружился выраженный выталкивающий рефлекс и полное отсутствие интереса. Учитывая ГВ и огромные прибавки, ввод прикорма перенесли. В итоге получилось, что прикорм начали с 8 месяцев.
Решила практиковать методику Домана — впоследствии изучила вопрос лучше (тут об этом подробно), разочаровалась и бросила. До сих пор негативно отношусь к использованию карточек для развития малышей до 9 месяцев — причины расписаны тут.
Вводим прикорм, никогда не съедаем даже половину нормы.Продолжаем укреплять спинку и готовится сесть.
Начала приучать играть с крупой для развития мелкой моторики. Уже после выяснила, что выбрала неправильную крупу для первого знакомства — чересчур мелкую манку. Как выбрать правильно крупу и мелочь я написала отдельный пост.
месяца 28 дней
1 год
Подробные итоги нашего первого года я описала в отдельном посте, когда у нее было день рождение.
Продолжение в дневнике развития Яны (2-ой год)
Источник