Дневник развития ребенка от рождения до трех лет казьмин
Так вот, у доктора этого есть книга: Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. Про сроки нормального появления тех или иных навыков и реакций у маленьких детей. Воспользуйтесь поиском и найдете.
А я дам небольшой отрывок из книги:
«…Следует иметь в виду, что если ребенок родился недоношенным, то при оценке развития правильно ориентироваться не на реальный возраст, а на тот, который ребенок имел бы, будучи рожденным в срок…
Название реакции и приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. 1,5 мес.
Лежа на животе, приподнимает голову 2 мес
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). 3 мес
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. 3 мес
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). 4 мес
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. 4 мес
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. 4 мес
Когда тянут за ручки, пытается присесть. 4,5 мес
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Лежа на спине, трогает ручками колени. 5,5 мес
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. 6 мес
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). 6 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. 6 мес
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. 7 мес
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. 7 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. 7,5 мес
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). 8 мес
Лежа на животе, поворачивается по кругу. 8 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. 8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). 8 мес
Лежа на боку, приподнимает голову. 8 мес
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. 8,5 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. 9 мес
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. 9,5 мес
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). 9,5 мес
Ползает на животе. 9,5 мес
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. 10 мес
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. 10 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. 10 мес
Встает на четвереньки из положения сидя. 10 мес
Встает, держась за опору. 11 мес
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. 11 мес
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. 11 мес
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. 11 мес
Ползает на четвереньках. 1 год 1 мес
Переступает боком вдоль мебели (стены). 1 год 1 мес
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. 1 год 1 мес
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. 1 год 1 мес
Стоит без опоры несколько секунд. 1 год 1 мес
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. 1 год 1 мес
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 мес
Встает с пола без поддержки. 1 год 3 мес
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. 1 год 3 мес
Присаживается на корточки и играет в этой позе. 1 год 6 мес.
Залезает на диван, кресло. 1 год 6 мес.
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. 1 год 6 мес.
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 мес.
Бежит, смотря под ноги. 1 год 6 мес.
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. 2 года
Садится на маленький стульчик. 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу. 2 года
Ходит задом наперед. 2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). 3 года
Перешагивает через препятствия. 3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. 3 года
Встает с маленького стульчика без опоры. 3 года
Встает на цыпочки. 3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды 3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды. 3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. 3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. 3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) 3 года
Пинает мяч с размаху. 3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. 3 года
Перепрыгивает через веревку на земле. 3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. 3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. 3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо 3 года
Проходит на цыпочках 3 метра. 3 года
Источник
 В
 дневнике приводятся современные
 данные об основных закономерностях
 психического и двигательного развития
 детей от рождения до трёх лет.
 Основная
 задача дневника — помочь
 Вам понять своего ребенка
 и оценить, насколько его развитие
 соответствует норме.
 Колонка
 «Приблизительный возраст появления
 реакции» указаны ориентировочные
 критические сроки появления указанных
 реакций у детей в норме.
 Большинство детей приобретают эти
 способности раньше, и лишь незначительное
 количество здоровых детей — несколько
 позднее.
 В
 процессе чтения дневника может выявиться,
 что ребенок приобретает навыки
 нестандартным образом, со значительным
 опережением или отставанием от критических
 сроков указанных в таблице. При замедленном
 темпе развития лучше обратиться за
 советом к детскому врачу или детскому
 психологу.
 Под
 общими движениями подразумевается
 умение
 удерживать различные положения тела и
 передвигаться.
 Развитие управления своим телом
 происходит под влиянием созревания
 центральной нервной системы, которое
 в большой степени предопределено
 генетическими факторами. На качество
 общих движений и их своеобразие оказывают
 также влияние состояние здоровья и
 условия, в которых развивается ребенок.
 В организации общих движений участвуют:
Название
 реакции 
Приблизительный
 возраст появления реакции
Лежа
 на спине, совершает беспорядочные
 изолированные сгибания и разгибания
 рук и ног. 
1,5
 мес.
Лежа
 на животе, приподнимает голову
2
 мес
Лежа
 на животе, поднимает голову по средней
 линии на 45 градусов и удерживает ее
 (неустойчиво). 
3
 мес
Лежа
 на спине, удерживает голову по средней
 линии. 
3
 мес
Лежа
 на животе, поднимает голову на 45-90
 градусов (грудь приподнята, опирается
 на предплечья, локти на уровне или
 впереди плеч).
4
 мес
Лежа
 на спине, прижимает голову к груди по
 средней линии и сводит руки вместе.
4
 мес
Лежит
 на животе, ноги раздвинуты в стороны,
 больше опирается на одну руку.
4
 мес
Когда
 тянут за ручки, пытается присесть.
4,5
 мес
Сидя
 с поддержкой за поясницу, удерживает
 голову прямо. 
5
 мес
Лежа
 на спине, трогает ручками колени.
5,5
 мес
Лежа
 на спине, разгибая шею и спину,
 перекатывается на бок.
6
 мес
Лежа
 на животе, опирается на вытянутые руки
 (кисти раскрыты, грудь приподнята,
 подбородок опущен). 
6
 мес
Сидит
 (если посадить) с опорой на руки,
 свободно поворачивает голову в стороны.
6
 мес
Лежа
 на спине, поднимает ноги вверх и трогает
 ступни.
7
 мес
Лежа
 на животе, опирается на предплечье
 одной руки, другой тянется за игрушкой. 
7
 мес
Посаженный
 сидит с прямой спиной без поддержки,
 руки свободны. Может наклоняться
 вперед, назад и в стороны, но легко
 теряет равновесие.
7,5
 мес
Лежа
 на животе, разгибается, приподнимает
 голени и вытянутые в сторону руки
 («ласточка»). 
8
 мес
Лежа
 на животе, поворачивается по кругу.
8
 мес
Устойчиво
 сидит без поддержки, может при этом
 свободно заниматься игрушкой.
8
 мес
Стоит
 с поддержкой за грудь, пытается
 «пружинить» на ножках (туловище
 слегка наклонено вперед).
8
 мес
Лежа
 на боку, приподнимает голову.
8
 мес
Переворачивается
 со спины на живот, вращая туловище.
8,5
 мес
Сидя
 без опоры, поворачивает туловище в
 сторону и берет предмет, оборачивается
 и смотрит назад.
9
 мес
С
 живота переваливается на бок, опираясь
 на одно предплечье, смотрит назад.
9,5
 мес
Переворачивается
 с живота на спину (тазовый пояс вращается
 относительно плечевого).
9,5
 мес
Ползает
 на животе.
9,5
 мес
Встает
 на четвереньки (на колени и кисти) из
 положения на животе, может раскачиваться
 на четвереньках вперед-назад. 
10
 мес
Из
 позы на четвереньках высоко поднимает
 одну руку, чтобы достать предмет.
10
 мес
Сидя
 без поддержки, не падает, когда тянется
 в сторону.
10
 мес
Встает
 на четвереньки из положения сидя. 
10
 мес
Встает,
 держась за опору. 
11
 мес
Стоя,
 держится за опору и раскачивается,
 переступая с ноги на ногу
11
 мес
Садится
 из положения на четвереньках. 
11
 мес
Стоит,
 придерживаясь одной рукой. Поворачивается
 и тянется другой рукой за игрушкой.
11
 мес
Подтягивается
 на руках, чтобы встать, использует
 позицию стоя на одном колене.
11
 мес
Присаживается
 и/или наклоняется, держась за опору. 
11
 мес
Ползает
 на четвереньках.
1
 год 1 мес
Переступает
 боком вдоль мебели (стены). 
1
 год 1 мес
Переступает
 около мебели в пол-оборота к направлению
 движения.
1
 год 1 мес
Из
 положения стоя опускается на колени,
 держась рукой за мебель. 
1
 год 1 мес
Стоит
 без опоры несколько секунд.
1
 год 1 мес
Ходит
 самостоятельно, подняв руки, широко
 расставив ноги.
1
 год 1 мес
Присаживается
 на корточки из положения стоя, снова
 встает
1
 год 2 мес
Встает
 с пола без поддержки.
1
 год 3 мес
Ходит
 самостоятельно, руки свободны и
 расслаблены.
1
 год 3 мес
Присаживается
 на корточки и играет в этой позе.
 1
 год 6 мес.
Залезает
 на диван, кресло.
 1
 год 6 мес.
Из
 положения стоя наклоняется и вновь
 выпрямляется.
 1
 год 6 мес.
Встает
 с маленького стульчика (с опорой)
 1
 год 6 мес.
Бежит,
 смотря под ноги.
 1
 год 6 мес.
Ходит,
 может внезапно остановиться и
 повернуться.
2
 года
Садится
 на маленький стульчик. 
2
 года
Поднимается
 по лестнице приставным шагом, держась
 за перила и за руку взрослого
2
 года
Подталкивает
 ногой мяч на ходу. 
2
 года
Ходит
 задом наперед.
2
 года
Несет
 большой предмет (до 30 см в диаметре).
3
 года
Перешагивает
 через препятствия.
3
 года
Идет
 по полосе шириной 30 см самостоятельно. 
3
 года
Встает
 с маленького стульчика без опоры.
3
 года
Встает
 на цыпочки.
3
 года
Стоит
 на правой ноге 3 секунды
3
 года
Стоит
 на левой ноге 3 секунды. 
3
 года
Спускается
 по лестнице с опорой приставным шагом.
3
 года
Поднимается
 по лестнице с опорой попеременным
 шагом.
3
 года
Поднимается
 и спускается по шведской стенке (1
 метр)
3
 года
Пинает
 мяч с размаху. 
3
 года
Подпрыгивает
 на месте, еле отрывая ноги от пола. 
3
 года
Перепрыгивает
 через веревку на земле. 
3
 года
Подпрыгивает
 на месте, расставив ноги.
3
 года
Держит
 ноги на трехколесном велосипеде, когда
 катают.
3
 года
Крутит
 педали велосипеда, когда едет прямо
3
 года
Проходит
 на цыпочках 3 метра.
3
 года
Источник
«Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» . 2001 год
Оглавление
В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.
Основная задача дневника — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Колонка «Приблизительный возраст появления реакции» указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей — несколько позднее.
В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
-  
 ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
-  
 механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
-  
 зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
-  
 двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
| Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | 
| Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. | 
| Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес | 
| Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес | 
| Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес | 
| Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес | 
| Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес | 
| Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес | 
| Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес | 
| Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес | 
| Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес | 
| Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес | 
| Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес | 
| Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес | 
| Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес | 
| Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес | 
| Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес | 
| Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). | 8 мес | 
| Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес | 
| Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес | 
| Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес | 
| Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес | 
| Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес | 
| Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес | 
| С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес | 
| Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес | 
| Ползает на животе. | 9,5 мес | 
| Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес | 
| Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес | 
| Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес | 
| Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес | 
| Встает, держась за опору. | 11 мес | 
| Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 мес | 
| Садится из положения на четвереньках. | 11 мес | 
| Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес | 
| Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес | 
| Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес | 
| Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес | 
| Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес | 
| Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес | 
| Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес | 
| Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес | 
| Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес | 
| Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 мес | 
| Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес | 
| Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес | 
| Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. | 
| Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. | 
| Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. | 
| Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. | 
| Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. | 
| Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года | 
| Садится на маленький стульчик. | 2 года | 
| Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года | 
| Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года | 
| Ходит задом наперед. | 2 года | 
| Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года | 
| Перешагивает через препятствия. | 3 года | 
| Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года | 
| Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года | 
| Встает на цыпочки. | 3 года | 
| Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года | 
| Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года | 
| Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года | 
| Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года | 
| Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года | 
| Пинает мяч с размаху. | 3 года | 
| Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года | 
| Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года | 
| Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года | 
| Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года | 
| Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года | 
| Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года | 
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.
Движения рук управляются несколькими механизмами.
-  
 Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость — мягкость…), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.
-  
 Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
-  
 Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
-  
 Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
| Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции | 
| Изолированные хаотические движения рук. | 2 мес | 
| Лежа на спине, подносит ручки ко рту. | 3 мес | 
| Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. | 3 мес | 
| Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. | 3 мес | 
| Смотрит на движения своей руки. | 3 мес | 
| Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. | 3,5 мес | 
| Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 мес | 
| Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 мес | 
| Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 мес | 
| Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. | 4,5 мес | 
| Водит пальцами по поверхности игрушки. | 4,5 мес | 
| Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. | 5 мес | 
| Большую часть времени кисти раскрыты. | 5 мес | 
| Лежа на животе, одной рукой опирается, другой — тянется за игрушкой | 5 мес | 
| Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 мес | 
| Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. | 6 мес | 
| Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес | 
| Тянется к удаленному предмету. | 7 мес | 
| Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 мес | 
| Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. | 7 мес | 
| Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. | 8 мес | 
| Поднимает предмет двумя руками. | 8 мес | 
| Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). | 8 мес | 
| Отталкивает мяч в случайном направлении. | 8 мес | 
| Стучит предметом о предмет. | 9 мес | 
| Хлопает в ладоши | 9 мес | 
| Ощупывает людей и предметы | 10 мес | 
| Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»). | 10 мес | 
| Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает.. | 11 мес | 
| Бросает предметы в игре. | 11 мес | 
| Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) — точный «пинцетный захват» | 1 год | 
| Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. | 1 год | 
| Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием — колышек, кольцо — стержень и т.п.). | 1 год 1 мес | 
| Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). | 1 год 1 мес | 
| Пытается рисовать каракули | 1 год 2 мес | 
| Ставит кубик на кубик. | 1 год 4 мес | 
| Соединяет предметы (стержень — кольцо, колпачок — ручка и т.п.) под контролем зрения. | 1 год 4 мес | 
| Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. | 1 год 4 мес | 
| Разворачивает завернутый в бумагу предмет. | 1 год 6 мес | 
| Ставит 3 кубика друг на друга. | 1 год 8 мес | 
| Переворачивает страницы книги по одной. | 1 год 8 мес | 
| Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. | 1 год 9 мес | 
| Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года | 
| Разрывает бумагу | 2 года | 
| Пытается остановить катящийся к нему мяч | 2 года | 
| Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см. | 2 года | 
| Ставит 4-6 кубиков друг на друга | 2 года | 
| Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года | 
| Складывает бумагу пополам по подражанию. | 2 года 6 мес | 
| Нанизывает на шнур средние (1,5 см) «бусины» с отверстием 0,3—0,4 см. | 2 года 6 мес | 
| Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр) | 3 года | 
| Режет бумагу ножницами. | 3 года | 
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.
Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (» люди «, » деревья » и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например — слуховыми и т.д.
1 2 3 4 5
Источник
 
  
 