Дневник развития ребенка от 0 до трех казьмин скачать
В
дневнике приводятся современные
данные об основных закономерностях
психического и двигательного развития
детей от рождения до трёх лет.
Основная
задача дневника — помочь
Вам понять своего ребенка
и оценить, насколько его развитие
соответствует норме.
Колонка
«Приблизительный возраст появления
реакции» указаны ориентировочные
критические сроки появления указанных
реакций у детей в норме.
Большинство детей приобретают эти
способности раньше, и лишь незначительное
количество здоровых детей — несколько
позднее.
В
процессе чтения дневника может выявиться,
что ребенок приобретает навыки
нестандартным образом, со значительным
опережением или отставанием от критических
сроков указанных в таблице. При замедленном
темпе развития лучше обратиться за
советом к детскому врачу или детскому
психологу.
Под
общими движениями подразумевается
умение
удерживать различные положения тела и
передвигаться.
Развитие управления своим телом
происходит под влиянием созревания
центральной нервной системы, которое
в большой степени предопределено
генетическими факторами. На качество
общих движений и их своеобразие оказывают
также влияние состояние здоровья и
условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:
Название
реакции
Приблизительный
возраст появления реакции
Лежа
на спине, совершает беспорядочные
изолированные сгибания и разгибания
рук и ног.
1,5
мес.
Лежа
на животе, приподнимает голову
2
мес
Лежа
на животе, поднимает голову по средней
линии на 45 градусов и удерживает ее
(неустойчиво).
3
мес
Лежа
на спине, удерживает голову по средней
линии.
3
мес
Лежа
на животе, поднимает голову на 45-90
градусов (грудь приподнята, опирается
на предплечья, локти на уровне или
впереди плеч).
4
мес
Лежа
на спине, прижимает голову к груди по
средней линии и сводит руки вместе.
4
мес
Лежит
на животе, ноги раздвинуты в стороны,
больше опирается на одну руку.
4
мес
Когда
тянут за ручки, пытается присесть.
4,5
мес
Сидя
с поддержкой за поясницу, удерживает
голову прямо.
5
мес
Лежа
на спине, трогает ручками колени.
5,5
мес
Лежа
на спине, разгибая шею и спину,
перекатывается на бок.
6
мес
Лежа
на животе, опирается на вытянутые руки
(кисти раскрыты, грудь приподнята,
подбородок опущен).
6
мес
Сидит
(если посадить) с опорой на руки,
свободно поворачивает голову в стороны.
6
мес
Лежа
на спине, поднимает ноги вверх и трогает
ступни.
7
мес
Лежа
на животе, опирается на предплечье
одной руки, другой тянется за игрушкой.
7
мес
Посаженный
сидит с прямой спиной без поддержки,
руки свободны. Может наклоняться
вперед, назад и в стороны, но легко
теряет равновесие.
7,5
мес
Лежа
на животе, разгибается, приподнимает
голени и вытянутые в сторону руки
(«ласточка»).
8
мес
Лежа
на животе, поворачивается по кругу.
8
мес
Устойчиво
сидит без поддержки, может при этом
свободно заниматься игрушкой.
8
мес
Стоит
с поддержкой за грудь, пытается
«пружинить» на ножках (туловище
слегка наклонено вперед).
8
мес
Лежа
на боку, приподнимает голову.
8
мес
Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище.
8,5
мес
Сидя
без опоры, поворачивает туловище в
сторону и берет предмет, оборачивается
и смотрит назад.
9
мес
С
живота переваливается на бок, опираясь
на одно предплечье, смотрит назад.
9,5
мес
Переворачивается
с живота на спину (тазовый пояс вращается
относительно плечевого).
9,5
мес
Ползает
на животе.
9,5
мес
Встает
на четвереньки (на колени и кисти) из
положения на животе, может раскачиваться
на четвереньках вперед-назад.
10
мес
Из
позы на четвереньках высоко поднимает
одну руку, чтобы достать предмет.
10
мес
Сидя
без поддержки, не падает, когда тянется
в сторону.
10
мес
Встает
на четвереньки из положения сидя.
10
мес
Встает,
держась за опору.
11
мес
Стоя,
держится за опору и раскачивается,
переступая с ноги на ногу
11
мес
Садится
из положения на четвереньках.
11
мес
Стоит,
придерживаясь одной рукой. Поворачивается
и тянется другой рукой за игрушкой.
11
мес
Подтягивается
на руках, чтобы встать, использует
позицию стоя на одном колене.
11
мес
Присаживается
и/или наклоняется, держась за опору.
11
мес
Ползает
на четвереньках.
1
год 1 мес
Переступает
боком вдоль мебели (стены).
1
год 1 мес
Переступает
около мебели в пол-оборота к направлению
движения.
1
год 1 мес
Из
положения стоя опускается на колени,
держась рукой за мебель.
1
год 1 мес
Стоит
без опоры несколько секунд.
1
год 1 мес
Ходит
самостоятельно, подняв руки, широко
расставив ноги.
1
год 1 мес
Присаживается
на корточки из положения стоя, снова
встает
1
год 2 мес
Встает
с пола без поддержки.
1
год 3 мес
Ходит
самостоятельно, руки свободны и
расслаблены.
1
год 3 мес
Присаживается
на корточки и играет в этой позе.
1
год 6 мес.
Залезает
на диван, кресло.
1
год 6 мес.
Из
положения стоя наклоняется и вновь
выпрямляется.
1
год 6 мес.
Встает
с маленького стульчика (с опорой)
1
год 6 мес.
Бежит,
смотря под ноги.
1
год 6 мес.
Ходит,
может внезапно остановиться и
повернуться.
2
года
Садится
на маленький стульчик.
2
года
Поднимается
по лестнице приставным шагом, держась
за перила и за руку взрослого
2
года
Подталкивает
ногой мяч на ходу.
2
года
Ходит
задом наперед.
2
года
Несет
большой предмет (до 30 см в диаметре).
3
года
Перешагивает
через препятствия.
3
года
Идет
по полосе шириной 30 см самостоятельно.
3
года
Встает
с маленького стульчика без опоры.
3
года
Встает
на цыпочки.
3
года
Стоит
на правой ноге 3 секунды
3
года
Стоит
на левой ноге 3 секунды.
3
года
Спускается
по лестнице с опорой приставным шагом.
3
года
Поднимается
по лестнице с опорой попеременным
шагом.
3
года
Поднимается
и спускается по шведской стенке (1
метр)
3
года
Пинает
мяч с размаху.
3
года
Подпрыгивает
на месте, еле отрывая ноги от пола.
3
года
Перепрыгивает
через веревку на земле.
3
года
Подпрыгивает
на месте, расставив ноги.
3
года
Держит
ноги на трехколесном велосипеде, когда
катают.
3
года
Крутит
педали велосипеда, когда едет прямо
3
года
Проходит
на цыпочках 3 метра.
3
года
Источник
«Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» . 2001 год
Оглавление
В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.
Основная задача дневника — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Колонка «Приблизительный возраст появления реакции» указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей — несколько позднее.
В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
-
ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга; -
механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений; -
зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия; -
двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес |
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес |
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес |
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес |
Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес |
Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). | 8 мес |
Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес |
Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес |
Ползает на животе. | 9,5 мес |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес |
Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес |
Встает, держась за опору. | 11 мес |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 мес |
Садится из положения на четвереньках. | 11 мес |
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес |
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес |
Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес |
Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес |
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес |
Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 мес |
Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес |
Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. |
Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. |
Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года |
Садится на маленький стульчик. | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года |
Ходит задом наперед. | 2 года |
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года |
Перешагивает через препятствия. | 3 года |
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года |
Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года |
Встает на цыпочки. | 3 года |
Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года |
Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года |
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года |
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года |
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года |
Пинает мяч с размаху. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года |
Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года |
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года |
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года |
Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года |
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.
Движения рук управляются несколькими механизмами.
-
Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость — мягкость…), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами. -
Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними. -
Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро. -
Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Изолированные хаотические движения рук. | 2 мес |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. | 3 мес |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. | 3 мес |
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. | 3 мес |
Смотрит на движения своей руки. | 3 мес |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. | 3,5 мес |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 мес |
Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. | 4,5 мес |
Водит пальцами по поверхности игрушки. | 4,5 мес |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. | 5 мес |
Большую часть времени кисти раскрыты. | 5 мес |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой — тянется за игрушкой | 5 мес |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 мес |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. | 6 мес |
Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес |
Тянется к удаленному предмету. | 7 мес |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 мес |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. | 7 мес |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. | 8 мес |
Поднимает предмет двумя руками. | 8 мес |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). | 8 мес |
Отталкивает мяч в случайном направлении. | 8 мес |
Стучит предметом о предмет. | 9 мес |
Хлопает в ладоши | 9 мес |
Ощупывает людей и предметы | 10 мес |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват»). | 10 мес |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает.. | 11 мес |
Бросает предметы в игре. | 11 мес |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) — точный «пинцетный захват» | 1 год |
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием — колышек, кольцо — стержень и т.п.). | 1 год 1 мес |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). | 1 год 1 мес |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 мес |
Ставит кубик на кубик. | 1 год 4 мес |
Соединяет предметы (стержень — кольцо, колпачок — ручка и т.п.) под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет. | 1 год 6 мес |
Ставит 3 кубика друг на друга. | 1 год 8 мес |
Переворачивает страницы книги по одной. | 1 год 8 мес |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. | 1 год 9 мес |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Разрывает бумагу | 2 года |
Пытается остановить катящийся к нему мяч | 2 года |
Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5-0,6 см. | 2 года |
Ставит 4-6 кубиков друг на друга | 2 года |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года |
Складывает бумагу пополам по подражанию. | 2 года 6 мес |
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) «бусины» с отверстием 0,3—0,4 см. | 2 года 6 мес |
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр) | 3 года |
Режет бумагу ножницами. | 3 года |
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.
Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (» люди «, » деревья » и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например — слуховыми и т.д.
1 2 3 4 5
Источник