Дневник развития ребенка от 0 до трех для заполнения

Дневник развития ребенка от 0 до трех для заполнения thumbnail

В
дневнике приводятся современные
данные об основных закономерностях
психического и двигательного развития
детей от рождения до трёх лет.

Основная
задача дневника — помочь
Вам понять своего ребенка

и оценить, насколько его развитие
соответствует норме.

Колонка
«Приблизительный возраст появления
реакции» указаны ориентировочные
критические сроки появления указанных
реакций у детей в норме
.
Большинство детей приобретают эти
способности раньше, и лишь незначительное
количество здоровых детей — несколько
позднее.

В
процессе чтения дневника может выявиться,
что ребенок приобретает навыки
нестандартным образом, со значительным
опережением или отставанием от критических
сроков указанных в таблице. При замедленном
темпе развития лучше обратиться за
советом к детскому врачу или детскому
психологу.

Под
общими движениями подразумевается
умение
удерживать различные положения тела и
передвигаться.

Развитие управления своим телом
происходит под влиянием созревания
центральной нервной системы, которое
в большой степени предопределено
генетическими факторами. На качество
общих движений и их своеобразие оказывают
также влияние состояние здоровья и
условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:

Название
реакции 

Приблизительный
возраст появления реакции

Лежа
на спине, совершает беспорядочные
изолированные сгибания и разгибания
рук и ног. 

1,5
мес.

Лежа
на животе, приподнимает голову

2
мес

Лежа
на животе, поднимает голову по средней
линии на 45 градусов и удерживает ее
(неустойчиво). 

3
мес

Лежа
на спине, удерживает голову по средней
линии. 

3
мес

Лежа
на животе, поднимает голову на 45-90
градусов (грудь приподнята, опирается
на предплечья, локти на уровне или
впереди плеч).

4
мес

Лежа
на спине, прижимает голову к груди по
средней линии и сводит руки вместе.

4
мес

Лежит
на животе, ноги раздвинуты в стороны,
больше опирается на одну руку.

4
мес

Когда
тянут за ручки, пытается присесть.

4,5
мес

Сидя
с поддержкой за поясницу, удерживает
голову прямо. 

5
мес

Лежа
на спине, трогает ручками колени.

5,5
мес

Лежа
на спине, разгибая шею и спину,
перекатывается на бок.

6
мес

Лежа
на животе, опирается на вытянутые руки
(кисти раскрыты, грудь приподнята,
подбородок опущен). 

6
мес

Сидит
(если посадить) с опорой на руки,
свободно поворачивает голову в стороны.

6
мес

Лежа
на спине, поднимает ноги вверх и трогает
ступни.

7
мес

Лежа
на животе, опирается на предплечье
одной руки, другой тянется за игрушкой. 

7
мес

Посаженный
сидит с прямой спиной без поддержки,
руки свободны. Может наклоняться
вперед, назад и в стороны, но легко
теряет равновесие.

7,5
мес

Лежа
на животе, разгибается, приподнимает
голени и вытянутые в сторону руки
(«ласточка»). 

8
мес

Лежа
на животе, поворачивается по кругу.

8
мес

Устойчиво
сидит без поддержки, может при этом
свободно заниматься игрушкой.

8
мес

Стоит
с поддержкой за грудь, пытается
«пружинить» на ножках (туловище
слегка наклонено вперед).

8
мес

Лежа
на боку, приподнимает голову.

8
мес

Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище.

8,5
мес

Сидя
без опоры, поворачивает туловище в
сторону и берет предмет, оборачивается
и смотрит назад.

9
мес

С
живота переваливается на бок, опираясь
на одно предплечье, смотрит назад.

9,5
мес

Переворачивается
с живота на спину (тазовый пояс вращается
относительно плечевого).

9,5
мес

Ползает
на животе.

9,5
мес

Встает
на четвереньки (на колени и кисти) из
положения на животе, может раскачиваться
на четвереньках вперед-назад. 

10
мес

Из
позы на четвереньках высоко поднимает
одну руку, чтобы достать предмет.

10
мес

Сидя
без поддержки, не падает, когда тянется
в сторону.

10
мес

Встает
на четвереньки из положения сидя. 

10
мес

Встает,
держась за опору. 

11
мес

Стоя,
держится за опору и раскачивается,
переступая с ноги на ногу

11
мес

Садится
из положения на четвереньках. 

11
мес

Стоит,
придерживаясь одной рукой. Поворачивается
и тянется другой рукой за игрушкой.

11
мес

Подтягивается
на руках, чтобы встать, использует
позицию стоя на одном колене.

11
мес

Присаживается
и/или наклоняется, держась за опору. 

11
мес

Ползает
на четвереньках.

1
год 1 мес

Переступает
боком вдоль мебели (стены). 

1
год 1 мес

Переступает
около мебели в пол-оборота к направлению
движения.

1
год 1 мес

Из
положения стоя опускается на колени,
держась рукой за мебель. 

1
год 1 мес

Стоит
без опоры несколько секунд.

1
год 1 мес

Ходит
самостоятельно, подняв руки, широко
расставив ноги.

1
год 1 мес

Присаживается
на корточки из положения стоя, снова
встает

1
год 2 мес

Встает
с пола без поддержки.

1
год 3 мес

Ходит
самостоятельно, руки свободны и
расслаблены.

1
год 3 мес

Присаживается
на корточки и играет в этой позе.

 1
год 6 мес.

Залезает
на диван, кресло.

 1
год 6 мес.

Из
положения стоя наклоняется и вновь
выпрямляется.

 1
год 6 мес.

Встает
с маленького стульчика (с опорой)

 1
год 6 мес.

Бежит,
смотря под ноги.

 1
год 6 мес.

Ходит,
может внезапно остановиться и
повернуться.

2
года

Садится
на маленький стульчик. 

2
года

Поднимается
по лестнице приставным шагом, держась
за перила и за руку взрослого

2
года

Подталкивает
ногой мяч на ходу. 

2
года

Ходит
задом наперед.

2
года

Несет
большой предмет (до 30 см в диаметре).

3
года

Перешагивает
через препятствия.

3
года

Идет
по полосе шириной 30 см самостоятельно. 

3
года

Встает
с маленького стульчика без опоры.

3
года

Встает
на цыпочки.

3
года

Стоит
на правой ноге 3 секунды

3
года

Стоит
на левой ноге 3 секунды. 

3
года

Спускается
по лестнице с опорой приставным шагом.

3
года

Поднимается
по лестнице с опорой попеременным
шагом.

3
года

Поднимается
и спускается по шведской стенке (1
метр)

3
года

Пинает
мяч с размаху. 

3
года

Подпрыгивает
на месте, еле отрывая ноги от пола. 

3
года

Перепрыгивает
через веревку на земле. 

3
года

Подпрыгивает
на месте, расставив ноги.

3
года

Держит
ноги на трехколесном велосипеде, когда
катают.

3
года

Крутит
педали велосипеда, когда едет прямо

3
года

Проходит
на цыпочках 3 метра.

3
года

Источник

  • Развитие от А до Я

Дневник развития ребенка

Молодые родители очень часто беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, особенно, если этот ребёнок — первый. Когда малыш должен научиться приподнимать голову? В каком возрасте должен сам садиться? Когда начнет ходить? Не отстает ли ребенок от сверстников?

Мамы и папы начинают штудировать всевозможную литературу, консультироваться у врачей и знакомых, искать ответы на форумах в Интернете. Чтобы облегчить жизнь родителей и избавить их от лишних тревог, российскими специалистами был разработан «Дневник развития ребёнка от рождения до трех лет».

Что такое «Дневник развития ребёнка»

Как выглядит дневник развития ребенкаЭтот «Дневник» написали кандидаты медицинских наук, практикующие детские неврологи и психологи Казьмин А.М. и Казьмина Л. В. Оба специалиста заслужили репутацию профессионалов, способных даже у совсем маленького ребенка увидеть отклонения в развитии и рекомендовать эффективную программу реабилитации.

«Дневник развития ребёнка» можно скачать в интернете или просто купить — благо стоит он совсем недорого. Книга была создана на основе зарубежных анкет наблюдений за развитием малышей, а также опыта и результатов, полученных российскими учеными.

«Дневник развития ребенка» — это удобный и полезный инструмент наблюдения за малышом. И, одновременно, отличная подсказка для родителей — на какие особенности развития нужно обращать внимание, какие упражнения и игры будут полезны вашей крохе.

Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.

В большинстве разделов приведены сводные таблицы с перечислением наиболее важных реакций малыша, самые главные из них выделены жирным шрифтом — именно им необходимо уделять особое внимание!

После описания реакции идут две графы: «Приблизительный возраст проявления реакции» и «Возраст первого проявления реакции». Первая графа заполнена — в ней приведены примерные цифры для нормально развивающихся детей, а вот вторую графу вы будете заполнять сами.

Зачем нужен «Дневник»

Эта книжка предназначена, в первую очередь, родителям. «Дневник» поможет определить, насколько правильно развивается ваш ребёнок, отстаёт ли он от сверстников или же, наоборот, опережает их.

Дневник малышаКроме этого «дневник»:

  • Поможет вам лучше узнать и понять своего малыша. Помня о том, что дневник необходимо заполнять, вы будете внимательнее наблюдать за ребенком, отмечать и анализировать нюансы, которые иначе могли бы пропустить.
  • Подскажет вам, как правильно развивать ребёнка — какие упражнения, игры и игрушки использовать, на что обращать внимание. В таблицах перечислены «правильные» реакции ребёнка того или иного возраста. Невольно, вы будете ориентироваться именно на них, а значит, подбирать игры, игрушки и упражнения, рекомендованные авторами, для тренировки этих навыков.
  • Пригодится, чтобы быстрее познакомить нового врача с вашим ребёнком при смене места жительства и лечебного учреждения.
  • Понадобится при визите к детскому психологу, неврологу, логопеду.
  • Поможет воспитателю детского сада учесть индивидуальные особенности вашего малыша.
  • Станет для вас и ваших детей отличным воспоминанием. Ведь это только сейчас вам кажется, что забыть то или иное событие просто невозможно, и вы всегда будете помнить, когда пошёл ваш ребёнок, когда он впервые сказал «ма» и прочие милые и очень важные вещи. На самом деле, всё очень быстро забывается. В памяти остается лишь общая информация, а факты, отмеченные в «Дневнике», будет легко вспомнить в любой момент.
  • Станет подспорьем при воспитании следующих детей. Заполняя «Дневник» для каждого ребёнка, вы сможете сравнивать их успехи и примерно ориентироваться на достижения предыдущих детей.>

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Где приобрести «Дневник»

  • «Дневник развития ребенка» можно скачать бесплатно, например, отсюда. Файл в формате PDF можно распечатать, переплести или вставить в папку и заполнять «Дневник» вручную.
  • Можно купить книжку — стоит она недорого. Тогда вам не придётся думать о том, как не потерять отдельные листочки распечатанного документа.
  • Можно скачать таблицы в формате MS Word и заполнять «Дневник» на компьютере. Правда, в них обычно нет пояснений авторов.

Вероятно, эта ссылка предназначена для родителей, уже купивших книгу для старшего ребенка и теперь нуждающихся только в новых таблицах для новорожденного.

Как заполнять «Дневник»

Перед тем, как приступить к заполнению, обязательно внимательно прочитайте книгу. Так вы познакомитесь с закономерностями развития ребёнка до трех лет, увидите, какие разделы нужно будет заполнять, прочтете список рекомендованных игрушек.

Заполнение «Дневника» не займет много времени — делайте это тогда, когда у вас есть желание и настроение. Правда, регулярность всё-таки надо соблюдать.

Авторы рекомендую вносить данные:

  • до года — 1 раз в месяц;
  • от года до двух лет — 1 раз в 3 месяца;
  • от двух лет до трёх лет — 1 раз в 4 месяца.

В каждом разделе, после таблиц, есть место для записей наблюдений, которые вы сочтете важными. Например: «узнал бабушку», «ему нравится мелодия из такого-то «мультика» и т. д.

В таблицах одна графа уже заполнена. Это — приблизительный возраст появления той или иной реакции для малышей с нормальным развитием. Ваша задача заполнить графу, расположенную рядом, «своими» данными. Учтите, что для недоношенных детей, цифры нужно корректировать.

«Дневник развития ребенка от рождения до трёх лет» Казьмина А.М. и Казьминой Л.В. — верный и надежный советчик. Главная задача этой книги — сделать так, чтобы родители могли сами следить за развитием ребенка и, в случае необходимости, быстро прийти ему на помощь.

Некоторые мамы и папы считают, что приведенные в таблицах цифры-ориентиры слишком занижены и любой ребенок их опережает, в этом есть доля истины. Сами авторы говорят, что 95% нормально развивающихся детей будут «обгонять» эти показатели.

А вот если ребёнок отстает от сроков, приведенных в таблицах, то это серьезный повод обратиться к детскому врачу, ведь главное — не упустить момент. И тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким и здоровым!

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Каждая мамочка тщательно следит за развитием своего ребёнка, желая знать, правильно ли происходят различные процессы в его организме. Особое внимание уделяется возрасту от одного до трёх лет. Важна каждая мелочь: как малыш двигается, разговаривает, воспринимает окружающую обстановку. Нередко изменения в его поведении фиксируются в книжечке или блокнотике. Перечитывается очень много литературы и просматривается много специализированных сайтов и форумов, чтобы понять, насколько развитие ребёнка соответствует норме. Также периодически мамочки консультируются с врачами.

Специальный дневник развития ребёнка

Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.

развитие ребенка

В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.

Оба автора книги – кандидаты медицинских наук. А.М. Казьмин – профессор, заведующий кафедрой МГППУ клинической психологии раннего детства на факультете клинической и специальной психологии. Казьмина Л.В. – детский врач-невролог.

Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.

Содержание дневника развития ребёнка

Дневник развития ребёнка содержит основные закономерности психического и двигательного развития ребёнка в возрасте от одного до трёх лет.

дневник развития ребенкаЗадача дневника – помочь мамочкам лучше понять процессы развития ребёнка и оценить их соответствие нормам. В дневнике есть несколько разделов.

Общие движения

Здесь говорится о том, как ребёнок должен двигаться, и в какие основные положения тела он должен уметь удерживать. Ребёнок учится управлять своим телом в процессе развития центральной нервной системы. Особенности и скорость развития во многом определены генетическими факторами. Также на эти процессы влияют условия, в которых развивается ребёнок, и его состояние здоровья.

Под общими движениями подразумевается:

  1. Самоощущение своего тела в окружающем пространстве и его частей отдельно друг от друга.
  2. Регуляция сокращения мышц, их силы и тонуса.
  3. Выбор цели и направления движения, а также поиск способов преодоления препятствий с помощью зрения.
  4. Двигательная память, автоматизирующая часто повторяющиеся движения, которые со временем становятся более быстрыми и ловкими.

Движения рук

Смотрим, что ребёнок делает руками, и каким образом он управляет их движениями. Здесь описываются:

  1. Чувствительность пальцев. Ребёнок учится изучать предметы на ощупь, понимать, где твёрдое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное. Это помогает ему лучше понимать, как нужно действовать с этими предметами: с какой силой их захватывать и как дальше с ними поступать.
  2. Зрение. Понимание расположения предметов в пространстве. Оценка их свойств: размера, цвета и формы.
  3. Регуляция силы мышц.
  4. Двигательная память.

Постепенно движения рук ребёнка становятся не хаотичными, а целенаправленными. Малыш понимает, что он делает и зачем. Например, он понимает, что зубную пасту можно выдавить из тюбика и почистить ею зубы, а не есть её.

Слух

Слуховая чувствительность новорождённого невысока. Пока он весьма примитивно реагирует на звуки: вздрагивает, моргает или просто замирает. В 1,5-2 месяца ребёнок учится различать звуки. К 3-6 месяцам – узнаёт звуки родного языка. К 6 месяцам он воспринимает звуки уже полностью как взрослый.

слух ребенкаВ 14-18 месяцев может запоминать короткие стихотворения. В 18-24 месяца в памяти ребёнка – несколько сотен часто употребляющихся слов и устойчивых словосочетаний. В 3 года ребёнок знаком с основами грамматического строя родного языка.

Зрение

Человеческое зрение – это совместная работа глаз, глазных мышц и множества нервных окончаний. Нормальное человеческое зрение позволяет адекватно видеть форму и размер объектов, объём и оттенок, а также обходить препятствия.

Человеческий глаз различает свет и темноту, поэтому организм выстраивает свой биоритм и понимает время, когда следует спать или бодрствовать.

Зрительная память сохраняет воспоминания об уже увиденном и помогает воспроизвести это в голове. Маленький ребёнок не сохраняет в голове зрительные образы долгое время. Поэтому большинство людей помнит себя примерно с 3-4 лет.

Общение и речь

Ребёнок получает сигналы от других людей и о происходящем вокруг него разными способами.

Процесс делится на этапы:

  • Приём информации с помощью органов чувств.
  • Понимание значения того, что было услышано, увидено.
  • Передача сообщения собеседнику словами, действиями или интонацией.
  • Общение.

Понимание других людей

Сначала ребёнок не понимает движения и речь взрослых людей. Они кажутся ему бессмысленными. Следовательно, реакция на них ещё не выработана. Но уже с опытом он учится различать способы поведения взрослых и адекватно реагировать на них.

развитие ребенкаС 3-8 месяцев малыш запоминает и начинает понимать часто повторяющиеся события. К 9 месяцев он учится понимать соответствующие данным событиям слова и жесты. С 10 месяцев малыш прекрасно понимает, как следует вести себя в ситуации, которая ему уже знакома.

Этапы развития общения

  • 1 месяц

Приспособление к окружающему миру. Реакция на происходящие в собственном организме процессы. Появление рефлекторных реакций на объекты: например, фиксация взгляда на блестящем предмете, так как он контрастирует по своему цвету с окружающими объектами.

  • 1-3 месяца

Начало «психического рождения». Ребёнок смотрит и улыбается всем, прислушивается к вашей речи, сам пытается издавать звуки. Пока что ребёнок ничего не запоминает – для него существует лишь то, что перед ним в данную секунду.

  • 3-8 месяцев

Различение «своих» и «чужих». Малыш начинает длительное время удерживать в памяти полученные впечатления от увиденного. Появляется привязанность к близким и недоверие к чужим. Ребёнок требует внимания.

  • 8 месяцев – 1,5 года

Открытие себя. Начало понимания слов и жестов. Попытка повторить увиденное.

  • 1,5-2 года

Увеличение словарного запаса. Стремление к самостоятельности.

  • 2-3 года

Понимание своей половой принадлежности. Умение строить длинные связные предложения. Проявление упрямства и непослушания. Поиск выхода из конфликтных ситуаций.

Активная речь

Ребёнок начинает издавать звуки уже в 1,5-2 месяца. К 2-7 месяцам он уже знает несколько интонаций. В 7-9 месяцам начинает «лопотать». В 9-11 месяцам пытается повторить звуки взрослых. 11-13 месяцев – произношение отдельных слов. К 2-3 годам начинается овладение фразовой речью.

Это лишь несколько основных разделов, из которых состоит дневник развития ребёнка. Они описаны вкратце, а в самой книге к каждому разделу прилагается подробная таблица, где описывается, как может вести себя малыш в определённой ситуации в конкретном возрасте. Также описывается, как он мыслит, как осознаёт себя, какие игрушки ему лучше купить в месяц и в год и другие особенности.

Источник