Дневник наблюдения за индивидуальным развитием ребенка
Несколько дней я наблюдала за ребенком (Андрей.) из старшей общеобразовательной группы. Андрею на момент наблюдения исполнилось 6 лет 5 месяцев. По словам педагогов, это самый «проблемный» ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает стулья, игрушки, в ответ на сделанное ему замечание — плачет долго и сильно.
Проявления «плохого» поведения
Как часто
Слова, которые произнес
Мои спонтанные чувства на такое поведение
Отбирает игрушки
Понедельник
Как пришел в группу, сразу отобрал у Семы машинку
Вторник
После сна забрал у Маши игрушку, не отдавал, пока не вмешался воспитатель
Среда
Девочки играют куклами, забирает одну куклу, убегает, провоцируя их, чтобы они за ним побежали
Четверг
Дима принес новые игрушки в сад, пока он переодевался, Андрей взял их без спроса и унес в группу. Дима заплакал.
Пятница
Свободная деятельность. Забирает игрушки сначала у девочек, затем у мальчиков, убегает, смеется, провоцирует их
«Я еще ей не играл, отдай»
«Я не брал, она сама потеряла»
Хохочет, радуется
« Я тоже хочу поиграть, я первый взял!»
Хохочет
Негодование
Тревога
Негодование
Раздражение
Раздражение
Толкает детей
Понедельник
Построение на прогулку, толкает детей, встает впереди всех, отталкивает от двери, борется
Четверг
Построение на осмотр к окулисту. Дети стоят парами, бегает, разбивает пары, толкает детей
«Я хочу быть первым, я!»
«Я же просто так играл, они не поняли»
Негодование , страх за других детей
Гнев
Перебивает взрослых
Вторник
В группу зашла воспитатель из другой группы. Андрей хочет показать ей поделку, которую делали накануне. Дергает за руку, перебивает.
Среда
Во время разговора вечером педагога с родителями старается привлечь внимание обоих взрослых, дергает за руки, кричит.
«Посмотрите, ну посмотрите, я сам сделал, видите?»
«А смотрите я! А вот у меня…»
Негодование
Раздражение
Встает и уходит во время занятий
Понедельник
Занятие по изобразительной деятельности. Дети рисуют колокольчик с бантом (для выпускников). Встает из-за стола и уходит.
Среда
Музыкальное занятие. Дети сидят на стульях, поют. Андрей щипает и толкает сидящих рядом. Дети начали танцевать, Андрей бегает по периметру зала. Музыкальный руководитель удаляет его с занятия, ребенок плачет
Четверг
Повторение стихов для утренника. Дети сидят в кругу на стульях, Андрей бегает вокруг стульев, кричит, отвлекает других
«У меня не получится, я не буду рисовать»
Молча, не произнося ни слова
«Не догонишь, не догонишь» (слова адресованы мальчику из группы)
Жалость
Жалость, негодование
Раздражение
Кричит во время занятий
Понедельник
Занятие изобразительной деятельности. Воспитатель объясняет и показывает, как будут рисовать, Андрей в это время громко воет (изображает паровоз).
Вторник
Физкультурное занятие. Поет песни во время объяснения упражнений.
Среда
Во время чтения рассказа громко говорит, толкает рядом сидящих детей
Четверг
Занятие по развитию речи. Воспитатель объясняет новый материал, громко напевает, стучит карандашом по столу. Воспитатель делает замечание — Андрей плачет, в занятии не участвует.
«Я не хочу выполнять ваши задания, не буду!»
Молча
Раздражение
Гнев
Негодование
Жалость
Дерется с детьми
Понедельник
Во время прогулки у Андрея и Семы произошел конфликт из-за мяча (кто первый будет пинать). Андрей бьет Сему, вмешивается педагог, Андрей плачет
Пятница
Прогулка. Во время игры мяч улетел за забор, Андрей бросается с кулаками на товарища по игре, кричит
«Я буду первым, я хочу..»
«Это ты пнул, доставай сам, ты виноват!»
Жалость
Жалость
Плюет
Вторник
Прогулка. Дети играют в игру, Андрея не берут, выгоняют. Обиделся, плюется
Пятница
Свободная деятельность после полдника. Во время игры случайно столкнулся лбами с Димой. Дима извиняется, но Андрей его бьет, плюется. Воспитатель сделала замечание, посадила на стульчики обоих, Андрей снова плюется.
Молча
«Я тебе сейчас как двину, ты дурак!» Плачет
Гнев
Негодование
Бросает стулья, игрушки
Вторник
Свободная деятельность, вторая половина дня. Все дети заняты по интересам. Андрей просится в игру к одним — не берут, к другим — прогоняют. Разворачивается, быстро идет мимо стульев, машет руками, задевает 2 стула, роняет их.
«Ну и не надо, вы все плохие!
Негодование
Плачет на сделанное замечание
Вторник
Во время занятий воспитатель указывает на ошибки в задании, просит их исправить, плачет, бросает тетрадь со стола
«У меня все правильно, я не буду переделывать!»
Жалость
Цель такого поведения данного ребенка- привлечение внимания взрослого любым доступным способом.
Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:
Только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)
— создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея наиболее часто возникают ситуации «с плохим поведение», к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим)
— проводить родительские собрания, привлекать на такие встречи других специалистов
— создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика)
Источник
ДНЕВНИК ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Ф.И. _____________________________________________
группа ________________________ Воспитатели группы _____________________________________
1. Социально-бытовое развитие
(заполняется воспитателями группы)
№
Показатели развития
Дата/возраст
Общение со взрослыми
1
— легко адаптируется в новой обстановке
— легко идет на контакт, проявляет инициативу
— откликается на инициативу взрослого
— избегает
Общение со сверстниками
1
— легко устанавливает дружеские взаимоотношения
— откликается на инициативу сверстника
— избегает взаимодействия
2
— проявляет качества лидера
— предпочитает подчиняться другим
3
— успешно разрешает конфликты со сверстниками
— в ситуации конфликта просит помощи взрослого
— не умеет разрешать конфликты
Игра
1
— успешно участвует в коллективной игре
— предпочитает играть один
2
— умеет организовать игру, занять других детей
— откликается на инициативу других детей
— не умеет организовать игру,
3
— в игре ориентируется на правила
— может выполнять правила с помощью взрослого и других детей
— правила не принимает
Самообслуживание и хозяйственный труд
1
— инициативен, самостоятелен в самообслуживании,
— самостоятелен в самообслуживании, требуется незначительная помощь
— снижен интерес к самообслуживанию, требуется помощь
2
— хороший организатор повседневной трудовой деятельности
— труд результативен при небольшой помощи взрослого или сверстников
— результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь при выполнении
Моторика
1
— общая моторика развита хорошо, скоординирован, ловок
— общая моторика развита недостаточно
2
— развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме
— развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы
Особенности деятельности
1.
— в основном проявляет самостоятельность
— постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен
2.
— работоспособен, энергичен
— работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса
— быстро утомляется
Особенности усвоения содержания программы
-имеет запас представлений о себе и своей семье, умеет им пользоваться
-имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться
-количественные отношения
-счетные операции
-цвет, форма предметов
Изобразительная деятельность и конструирование
—
1
— проявляет творчество, фантазию, отображает в поделках личностные наклонности, в случае необходимости обращается с вопросами
— требуется помощь, с вопросами обращается редко, стандартность изображения, шаблонность
— необходима поддержка и стимуляция деятельности, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
2
— изображение синтетическое, с большим количеством деталей
— предметы детализированы, детали условны, форма, величина не имеют значения
— в непроизвольных линиях, формах находит сходство с реальными предметами
3
— владеет навыками действия изобразительными материалами
– испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами
— действует однотипно, материал использует неосознанно.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
+
выбранный показатель
!
сформированы достаточно
?
сформированы недостаточно
—
не сформированы
2. Особенности речевого развития
Учитель-логопед _______________________________________
Ранее речевое развитие:
1. первые слова (возраст) ____________________________________________________
2. первые фразы (возраст) ____________________________________________________
Показатели развития
Дата/возраст
1.
понимание речи не нарушено
понимание речи затруднено
понимание речи ограничено
2.
артикуляционная моторика развита достаточно
недоразвитие артикуляционной моторики
грубое недоразвитие артикуляционной моторики
3.
звукопроизношение не нарушено
звукопроизношение смазано
грубые нарушения произношения
4.
фонематическое восприятие сформировано
фонематическое восприятие не сформировано
5.
слоговая структура слов не нарушена
слоговая структура слов незначительно нарушена
слоговая структура слов грубо нарушена
6.
словарный запас достаточный
словарный запас в пределах обихода
словарный запас беден
словарный запас резко ограничен
7.
грамматический строй развит достаточно
незначительные аграмматизмы в речи
грубые аграмматизмы в речи
8.
связная речь развита в соответствии с возрастом
связная речь развита недостаточно, аграмматична
связная речь не развита
9.
-звуковой анализ и синтез
10.
-выделение слов из предложения
11.
речевое развитие соответствует возрасту
речевое развитие не соответствует возрасту
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
!
сформированы достаточно
?
сформированы недостаточно
—
не сформированы
+
выбранный показатель
3. Психическое развитие
Педагог-психолог _______________________________________
№
Показатели развития
Дата / возраст
Особенности познавательного развития
восприятие соответствует возрасту
трудности процесса восприятия
восприятие затруднено
Эталоны сенсорного восприятия
цвет
форма
размер
Операции восприятия:
выделяет объект,
может выделить признак объекта
классифицирует,
находит часть от целого,
конструирует по образцу,
ориентируется в пространстве
сравнивает по величине
Модальность памяти
— преобладает слуховая память,
преобладает зрительная память,
преобладает моторная память
Оперативная память
— быстро запоминает, произвольно
— запоминание затруднено
непроизвольное запоминание
Тип памяти
— преобладает механическая
— преобладает ассоциативная
— преобладает логическая
концентрация внимание
устойчивое
неустойчивое
непроизвольное
переключаемость внимания
— не затруднена
— затруднена
тип мышления
словесно-логическое
наглядно-образное
наглядно-действенное
предм.-манипулятивное
манипулятивно-сенсорное
операциональный компонент мышления
операции анализа и синтеза
операции обобщения
операции классификации
операции сравнения
операции серриации
Особенности эмоционально-личностной сферы
1.
Контактность
-позитивная (+),
-нейтральная (0),
-негативная (-)
2.
Уровень сформированности мотивации
— учебный, познавательный (П)
— трудовой, социальной (Т)
— достижений (Д)
-коммуникативный (К)
-игровой (И)
-внешний (В)
3.
Полоролевая идентификация
— адекватная (а)
-неадекватная (н/а)
— несформированная (н/ф)
4.
Уровень самооценки
— адекватная (а)
— неадекватная завышенная (н/а ↑)
— неадекватная заниженная (н/а ↓)
— недифференцированная (н/д)
— несформированная (н/ф)
5.
Уровень тревожности
— адекватный, низкий (А)
— ситуативный (С)
— личностный (Л)
6.
Навыки самопознания и самооценки
Сформированы (+)
— саморегуляция (С/Р)
— рефлексия (Р)
— эмпатия (Э)
не сформированы (-)
— эгоцентризм (э/ц)
Особенности поведения и деятельности
1.
Поведение:
— адекватное (+)
— неадекватное (-):
агрессивное (аг)
обидчивое (о)
неуверенное (н/у)
недоверчивое (н/д)
чзамкнутое (з/к)
навязчивое (н/в)
зависимое (з/в)
2.
Саморегуляция поведения:
— сформирована (+)
— сформирована недостаточно (0)
— не сформирована (-):
двигательная расторможенность (д/р)
эмоциональная незрелость (э/н)
импульсивность (имп)
полезависимость (п/з)
астенизация (аст)
ригидность (рг)
3.
Нарушения в поведении:
— уход от деятельности (у/д)
— негативистическая демонстративность (нг)
— низкая социальная нормативность (н/н)
— истеричность (ист)
— депрессивность (депр)
Навыки необходимые для учебной деятельности
1.
Внутренняя позиция будущего ученика
— сформирована (+)
— недостаточно сформирована (0)
— не сформирована (-)
2.
Познавательная активность
— ребенок может поощрять других (↑+)
— проявляет самостоятельно (++)
— проявляет при внешней стимуляции (+)
— незначительная (0)
— отсутствует (-)
3.
Ориентировочная деятельность
— самостоятельная (+)
— с помощью (0)
— не сформирована (-)
4.
Восприимчивость к помощи
— адекватное использование помощи (+)
— помощь использует частично (0)
— помощь не используется (-)
5.
Перенос в новые условия
— выполняет логический перенос (+)
— выполняет механический перенос (0)
— не выполняет (-)
6.
Регулирующая функция речи
— речевое опосредование деятельности
внутренняя речь (+)
внешняя речь (0)
— достаточно внешней стимуляции (в/с)
— внешний вербальный контроль (в/к)
— не сформирована (-)
Источник