Для родителей психофизическое развитие ребенка с овз

Елецкая Г.В.

воспитатель

ГБДОУ д/с № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Статья

Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения: речь и общение

Речь и общение

Для речи детей с нарушением зрения характерны следующие особенности:

— изменения темпа развития речи, нарушение словарно-семантической стороны речи, «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;

— уровень спонтанной речи значительно ниже нормы по всем показателям: с позиции раскрытия темы – отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательной – фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в соблюдении логичности связной речи;

— наиболее типичными являются системные недоразвития речи: непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии,  отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений;

— слабое использование неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте. Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональное состояние, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности в первую очередь, это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зависит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется свое собственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляют некоторые стили воспитания слепого ребенка, приводящее к формированию негативных качеств личности:

— в атмосфере чрезмерной заботы: формируется чисто потребительская психология, тормозится образование таких необходимых качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и т.п.;

— деспотическое, подавляющее волю поведение родителей в отношениях со своим ребенком. Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются мечтам. Ребенком растет либо несамостоятельным, либо вступает на путь непрерывного, хронического конфликта;

— эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи и ребенка — приводит к отсутствию взаимопонимания между ними, к разрыву духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись в себе.

Сочетание высокой самооценки и низкого уровня притязаний слепых подростков, свидетельствуют о том, что их в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития.

Для незрячих подростков личностно значимым является сфера отношения со

сверстниками, близкими взрослыми, отношение к своему дефекту. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя его или вытесняя. Можно также наблюдать тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

      Особенности деятельности

Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности:

— двигательная сфера слепых и слабовидящих детей наиболее тесно связана с дефектом и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим;

— в дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном игра и учение;

— в возрасте до 3 лет значительное отставание в психическом развитии, в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении;

— значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности;

— трудности слепых в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе и игровой: бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий;

— трудности организации совместной деятельности и предметного общения детей с нарушением зрения остаются и в младшем школьном возрасте;

— формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом.

Учение на первых порах имеет не учебную мотивацию. Мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются непосредственный интерес, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами выполнения.

Источник

Варламова Наталья Борисовна
Рекомендации родителям детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ — создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождениядетей с ОВЗ:

• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,посещающих дошкольноеобразовательное учреждение:

• Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.

• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).

• Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ.

• Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по коррекционной программе.

• Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.

• Реализация индивидуальной программы или маршрута.

• Проведение промежуточной диагностики и анализ.

• Консультирование родителей.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

• Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

• Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

• Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

• Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности, кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с педагогом, расскажите ему об особенностях сына (дочери, попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ

и особыми образовательными потребностями

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию

детей с РАС

• Самоеважное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких,как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

• Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

• Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

• Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

• Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

• Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызватьзатруднения при ориентировке в пространстве.

• Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

• Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

Родителям слабослышащего ребенка

• Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.

• Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

• Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.

• Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.

• Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.

• Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

• Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности, для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине, для получения полноценного образования.

• Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.

•Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

• Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки,потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

• Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

• Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

• Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

• Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

• Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

Родителям детей с ЗПР

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

• Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель,контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий.Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

• Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

• Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

• Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

• Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

• При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота,неяркие,спокойные тона, письменныйстол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.

• Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех.

• В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

• Если ребенок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.

Родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку,и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

• Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

•Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

• Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.

• Роль взрослых – подсказатьребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, наоборот, была источником положительных изменений.

• Лучшим способом для направления энергии и активности в правильное, т. е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.

• Как показываетопыт многих родителейгиперактивных детей, самым полезным спортом являетсяплавание. Другимполезным для гиперактивных детей спортом являютсявосточные единоборства,поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.

Источник