Для ребенка в развитии речи словарная работа это
ТЕМА: Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка ………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………………….13
Введение
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К.С.Аксаков
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. П. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
Значение словарной работы:
- словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
- овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
- усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
- своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.
1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.
2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т.д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.
Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.
Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
— овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
— рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.
— введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Приёмы словарной работы:
Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Методы словарной работы:
Выделяются две группы методов:
1. Метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Рассмотрим подробнее эти методы:
- Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
- Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
- Осмотры должны быть интересны детям.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
- Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
- При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
- При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
- Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
- Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.).
- При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
- Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
- Рассматривание предмета.
- Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
- Проговаривание слов детьми.
- Замена авторских слов словами, близкими по значению.
- Подбор слов для характеристики героев.
- Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
- Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» — знакомство с вымершими животными, средой их обитания).
Методы для закрепления и активизации словаря:
- Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
- Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
- Дидактические игры и словарные игры.
- Дидактические упражнения.
- Загадывание и отгадывание загадок.
Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Заключение
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений — 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
Источник
Маркевич Надежда
Словарная работа в детском саду
1. Особенности содержания словарной работы в детском саду.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
1- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
2 — закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами;
3 — активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь, что происходит при закреплении и воспроизведении слова в речи ребенка. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
4 — устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
2. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.
В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словаря детей дошкольного возраста, выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Качественное развитие – развитие значений слов. Оно идет в направлении от полисемантизма к обобщению. Выделяют четыре степени обобщения:
1 — слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;
2 — слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
3 — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;
4 — слово достигает высшей стадии интеграции. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».
Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.
3. Содержание словарной работы.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно
увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.
Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).
Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.
Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.
В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.
Источник