Для полноценного эмоционального развития ребенка необходимы

Алсу Галеева
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Автор: Галеева А. Р старший воспитатель МАДОУ № 234 Московского района г. Казани

Эмоциональное благополучие ребенка – важный элемент в развитии полноценной личности.

Все мы – родители и воспитатели, психологи и педагоги – люди с эмоциями и чувствами, поэтому как в работе, так и в воспитании детей мы не можем полностью избежать ошибок, сомнений временных неудач. Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в современном обществе, в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими детьми. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, первую очередь близкими ему людьми. Родители являются первой общественной средой ребенка. Их личности играют важную роль в жизни каждого человека. К большому сожалению, мы нередко констатируем проявление бедности чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина в том, что в самом раннем детстве эти уже давно ставшие взрослыми люди не получили необходимый эмоциональный импульс и их чувства стали развиваться искаженно.

Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию обеспечения безопасности эмоционального и психологического мира ребенка, становится источником и гарантией благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. К сожалению родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Важно чтобы у малыша не возникали отрицательные эмоции в связи с постоянными запретами, взрослый создает для него такую среду, где малыш может найти для себя интересное и безопасное занятие, получая от этого эмоционально положительный заряд. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяют ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять творчество и фантазию.

Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования классиков и современных специалистов, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни. Ребенок стремится заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители должны увидеть эти особенности и представить ребенку возможность отвечать за себя. Они могут обсудить с ребенком его поведение, помочь «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не должны заставлять слепо им подчиняться или тотально контролировать его действия. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять.

А. В. Запорожец рассматривал эмоцию как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом, он считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально насыщенных образов. Длительные отрицательные эмоции пагубно влияют на организм ребенка. Дети способны отвлекаться, забывая о своих минутных переживаниях. Помогает при этом переключение их зрительного или слухового внимания, например предложение не совсем привычной игры: пускать в тазу лодочки, а главное ласковое обращение, понимание взрослым ситуации. На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. Современная жизнь, особенно в городе приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Но многие взрослые, сетуют на то что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов которыми они внедряются.

Каким же должен быть правильный подход к развитию и укреплению эмоционального здоровья ребенка? Для этого необходимо прежде всего исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуаций вызывающих страх, испуг, агрессию. Завышать или занижать требования к ребенку. Необходимо поощрять познавательную активность дошкольника, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, и при этом не забывать о доброжелательном и спокойном тоне обращения к нему. Не лишать его возможности экспериментировать и овладевать умениями необходимыми для дальнейшего его развития.

Список литературы:

Волосова Е. «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни», М.:- «Просвещение», 1991г.

Семенова Л. «Основные потребности дошкольника»,

М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008г.

Ежкова Н. «Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания» М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.

Источник

Ильмира Кадырова
Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одну из главных задач охраны жизни и здоровья детей сформулировали следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», выделив отдельным направлением эмоциональное благополучие воспитанников.

Авторы Стандарта не случайно выдвигают задачу эмоционального благополучия детей в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоционально волевые структуры являются фундаментом причинно следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами: от того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка — зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Согласно определению русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами, такими как физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является и правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не просто на создание предметно- развивающей среды, а эмоционально- развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

Эмоционально- развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

— взаимодействие педагога с детьми;

— оформление интерьера группового помещения;

— стабильность окружающей среды;

эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постараюсь кратко раскрыть каждый из компонентов.

Одним из значимых компонентов эмоционально- развивающей среды является взаимодействие педагога с детьми, эмоционально-личностные особенности педагога, его речь. Внимательное, приветливое отношение к детям, эмоциональная речь воспитателя призваны создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Для ребенка-дошкольника важны пристальное внимание взрослых, физический контакт и контакт глаз. Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Нежные прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому же способствуют и неподдельный интерес к нему со стороны взрослых, их заботливая сосредоточенность и готовность прийти на помощь ребенку в нужный момент.

Вторым, основным компонентом эмоционально- развивающей среды является оформление интерьера группового помещения. При создании интерьера группы необходимо ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

Созданию положительной эмоциональной обстановки будут способствовать и благоприятное цветовое оформление, удобная мебель и комфортный температурный режим, пространственное решение группы. Желательно в группе наличие специально организованных эмоциональных зон, таких как уголки приветствия, достижений, гнева. О содержании каждого из них можно узнать из приложения 1.

Третьим компонентом эмоционально- развивающей среды в группе является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим дня, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. О дозированной физической нагрузке стоит сказать отдельно. Еще известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. О вреде недостаточной двигательной нагрузки говорить не приходится.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально- развивающей среды — это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника. Выделяют следующие группы игр:

— Игры на накопление эмоций;

— Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

— Игры на преодоление негативных эмоций.

— Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

— Игры на развитие эмпатии у детей.

Эмоциональные паузы.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Подводя итог, еще раз выделю важнейшие образовательные ориентиры, которых должен придерживаться воспитатель, организуя развивающую и эмоционально-комфортную для детей образовательную среду. Это:

— обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Приложение 1

Содержание и наполнение

специально организованных эмоциональных зон

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

— Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня).

Уголок достижений

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Уголок гнева

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» — это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика».

Дополнением «Уголка гнева» могут служить «Ковёр дружбы» и «Коробка-мирилка» (коробка с прорезями для рук: дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение-мирилку, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно. Мирилки желательно менять 1 раз в неделю).

Уголки адаптации и востановления эмоционального равновесия, их наполнение

Цель: способствовать решению проблемы адаптации, преодолению чувства одиночества, восстановлению нарушенного положительного психоэмоционального состояния, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата, в том числе доверительных отношений между участниками общения: взрослым и ребенком, детьми группы.

«Домотека» — в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной.

«Чудесные мешочки» — используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.

«Чудесные коробочки» — сокровищницы необходимы чтобы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

«Уголок уединения» – это личное пространство, место уединения или интимная зона, благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

«Сухой бассейн» — способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится.

«Волшебный стул» – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника празднующего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

«Театрализованный уголок» – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

— Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

— Сенсорный уголок (особенно важен для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Источник

надежда куприянова
Эмоциональное благополучие ребенка

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,

чья программа ребенку не интересна

И. Сеченов

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка

свет, тепло, влага, удобрение, почва и т. д. Чтобы нормально расти, ребенку

нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности

для нас, взрослых.

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого

ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

• быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);

• наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;

• наличие «семейных альбомов»;

«зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

• разумная занятость детей;

• применение физкультминуток во время занятий;

• наличие традиций в группе;

• часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;

• проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

• демократичный стиль общения педагога – рядом, вместе, глаза в глаза.

Соблюдение педагогом принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

• контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;

• организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);

• построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;

• установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

• поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)

• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Предлагаю воспитателям младших и средних групп поиграть в игру «Ласковые слова».

Задача: формировать профессиональную компетентность.

Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…

А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в

игру «Комплементы» так как в старшем дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и задача обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания.

Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

• для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме.

Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

• для детей 4-5 лет — «дерево эмоций«, на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;

• старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способ-ствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя личностью.

Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

В заключении, хочется отметить, что очень важно, чтобы педагог не останавливался в своем развитии и пополнял свой профессиональный багаж. С воспитателем, который идет в ногу со временем, интересуется тем, что нового появляется в педагогике и психологии, не скучно и не грустно любому малышу. И, конечно, профессионально грамотный и ответственный воспитатель всегда будет заботиться не только о физической сохранности ребенка, но и об эмоциональном благополучии своего воспитанника.

Список литературы.

1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями — Москва: Сфера, 2009.

2. Балабушка Л. Родители — наши первые помощники / Л. Балабушка, О. Галибаш // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2004. — N 2. — С. 47.

3. Елжова Н. В. Работа с детьми и педагогами в дошкольном образовательном учреждении: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

4. Г. Г. Филиппова. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия.

Источник