Для исследовательской деятельности ребенка важно как развитие

Татьяна Гицевич
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

«Пустая голова не рассуждает:

чем больше опыта, тем больше

способна она рассуждать. «

Блонский П. П.

Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей, между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность, зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное)экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению,осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно -исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно — исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой либо сфере жизни.

Познавательно — исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Путем развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Познавательно — исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребенок что — то новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Умение и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты, самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя, подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты,чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Любой ребенок, так уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное,естественное состояние: рвать, бумагу и смотреть, что получилось, понаблюдать за рыбками в аквариуме, изучить поведение синички за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

— Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

— Выдвижение гипотезы.

— Поиск и предложение возможных вариантов решения.

— Сбор материала.

— Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знание и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Н. Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности :

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои потребности, свои интересы,свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельностисо сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка со взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно; все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке; она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

•природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;

•медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

•бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

• мука, соль, сода, свечи, фонарики;

• детские халаты, фартуки;

• схемы для проведения опытов;

• журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно — закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Родительское собрание на тему:»Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности«.Практическая часть: открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводится консультации о том, как организовывать условия для исследовательской деятельности дошкольников. Оформляются папки «Мои открытия».Создаются тематические ширмы- передвижники, выставки, мини- библиотечки и др. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек — малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.

В совместной детско-взрослой познавательно- исследовательской деятельностив условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования:»Дом, в котором я живу», «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей,можно сделать вывод о том:

• исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

• учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

• облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

• способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Источник

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад  № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

Значение

исследовательской деятельности

ребёнка для его развития

                                                                          Выступление

воспитателя Романовой Ирины Вячеславовны

на заседании педагогическом совете МБДОУ

Актуальность темы

        В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях.

       Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

       Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

      Для успешной исследовательской деятельности необходима не только соответствующая мотивация, но и развитое мышление. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие — один эффект» («одна причина — одно следствие»). Необходима иная система организации познавательной деятельности — качественно более высокого уровня.

     Современная ситуация развития человечества — ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных — востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру.

     В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что система образования «должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: 2002. с.10]

      Исследования последних лет показали, что уже применительно к ранним ступеням онтогенеза можно говорить о зарождении исследовательской деятельности. В работах ученых определился подход к исследовательской деятельности как личностному свойству. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л. и др.

      Внутреннюю инициативу, побуждающую к поискам нового, исследовали Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., Лисина М.И. и др.

      Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О.Л., Поддьякова Н.Н., Савинкова А.И.

      Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности.

Концепция (основная идея) проекта

       Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

       Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

         Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

        Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,  развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Экспериментирование как ведущая деятельность

в период дошкольного детства

        Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова).

        Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия, Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. 

       И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

     Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

     При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

     Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности:

     Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

     Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом дети получают те результаты, которые им заранее определили.

     Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.

     Решая задачи познавательного характера, педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности, предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

     Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает А.М. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л.А. Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.

     Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. 

       При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

    Таким образом, углублять представления о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, является главной целью экспериментальной деятельности дошкольников.

Цели экспериментальной деятельности:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи экспериментальной деятельности:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
  4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжении). 
  5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода — переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).
  6. Расширять представление об использовании человеком факторов     природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песком и глиной.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Источник