Для чего нужно развитие речи ребенка

Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.
— Ребенок вырастет, сам начнет говорить.
— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.
— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.
Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.
Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить. Фото: Depositphotos
В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.
Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.
Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.
- Речь неразрывно связана с мышлением, развитием психических процессов (памяти, внимания) и является общим инструментом развития ребенка.
Кроме того она является «важнейшей функцией культурного поведения ребенка», что неоднократно подчеркивал в своих трудах Л. С. Выготский. Лев Семенович Выготский
Фото: ru.wikipedia.org
Не откладывайте развитие речи у ребенка на потом. Это «потом» наступило уже сейчас. Развитие ребенка в раннем возрасте — залог успешного формирования и становления зрелой личности.
- Поэтому, играя с ребенком, оречевляйте весь процесс игры, разговаривайте с малышом постоянно: «Сейчас мы будем кушать. Я даю тебе ложку. Посмотри, какая ложка. Это твоя ложка».
- Но в разговоре с ребенком ни в коем случае не допускайте искажений речи, не «сюсюкайте», так как такой речью вы выкладываете прямой путь своему ребенку на занятие к логопеду, где специалист будет исправлять эти искажения.
- Чаще повторяйте простые слова и словосочетания, и ребенок скорее начнет узнавать их в вашей речи и знакомые словесные конструкции начнет повторять за вами.
- Рассказывайте детям стишки-потешки, читайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в книжках, задавайте ребенку простые вопросы по картинкам.
Фото: Depositphotos
Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.
Источник
21 ноября 2016840,1 тыс.
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики — возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений — с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник
Известно, что хорошо развитая речь открывает большие возможности для психического и интеллектуального развития ребенка. Если малыш владеет речью в соответствии с возрастными нормами, у него расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире. Он может связно излагать свои мысли, что позволяет полноценно общаться с окружающими. Современные родители понимают, что в век технологий живое общение часто заменяют гаджеты. Поэтому их волнуют вопрос, как обеспечить полноценное развитие своему малышу? Родителям важно знать, что развитие речи детей дошкольного возраста ‒ необходимое для этого условие.
Какие причины влияют на появление речевых проблем?
Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:
- односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
- скупость словарного запаса;
- применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
- неумение передать своими словами содержание текста;
- невнятная дикция;
- низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).
Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:
- мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
- вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне нЕкогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
- в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
- не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
- мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
- дома не принято обсуждать семейные события;
- скудная детская библиотечка;
- ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
- взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.
Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать.
Что важно знать родителям о поэтапном формировании речи?
Главное, что должны понимать дома, развитие речи нужно начинать с самых первых дней жизни малыша. Не надо думать, что он еще маленький, когда подрастет, тогда и научится говорить. Это серьезное упущение, так как приступить своевременно – значит, добиться хороших результатов в дальнейшем. Знания о речевых умениях детей в разные возрастные периоды помогут мамам и папам не только учить их правильно говорить, но и исправлять появившиеся речевые ошибки. Еще они должны понимать, что занимаясь с детьми, нужно запастись терпением. Ведь развитие речи у детей дошкольного возраста – это долговременный процесс, специалисты делят его на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Учитывая психические характеристики детей, специалисты определили общие возрастные нормы формирования. Родителям следует их придерживаться, не забывая при этом, что каждый ребеночек развивается индивидуально. Именно поэтому не надо сравнивать своего малыша с другими детьми.
Если кроха находится по возрасту еще на подготовительном этапе, который занимает весь младенческий период (от рождения до1 года), у него идет только подготовка к усвоению речи. Но она не менее важна, чем сам процесс говорения, так как именно в это время накапливается пассивный словарь.
- Мамы хорошо знают, что при рождении у крохи проявляются речевые реакции: он плачет, кричит. Это в определенной степени полезно, так как влияет на важные элементы речевого аппарата: дыхание, голос, артикуляцию. Уже тогда надо начинать работать над речью. Каким образом это возможно? Все очень просто, чаще разговаривать с младенцем с разной интонацией. Приблизив личико крохи к себе, говорить четко и внятно, чтобы формировался артикуляционный аппарат, не молчать при уходе за младенцем, обговаривать каждое свое действие.
- В 2-3 месяцев, когда начинается период гуления и лепета, побуждать младенца произносить различные звуки, слоги, вместе с малышом «дададакать, бабабакать, мамамакать».
- После шести месяцев родителям следует больше внимания уделять словесным играм, развлекать кроху при помощи пальчиковых игр, создавать ситуации, в которых малышок будет использовать звуки, слоги. Тогда к концу первого года в словарном запасе появятся первые слова (около 12), их малыш будет с удовольствием использовать, стараясь передать интонацию, артикуляцию.
Преддошкольный период становления речи
Следующий возрастной период развития речи специалисты называют преддошкольным. Он длится все раннее детство малышей (от 1года до 3 лет). Какие моменты важны и на что обратить внимание любящим родителям?
- После года активизируется желание крохи вступать в разговор, отвечать на вопросы, самому активно их задавать. Появляется заинтересованность артикуляцией звуков, поэтому дети чутко следят за разговором взрослых.
- В 1,5-2 года дети начинают активно понимать устные пояснения взрослого и выполнять их. Довольно легко усваиваются новые знания, приводящие к появлению других слов.
- Вначале детские слова используются как обобщения, потому что одним словом малыш может называть вещь, эмоцию, ситуацию.
- В течение третьего года идет пополнение словарного запаса. К концу преддошкольного периода детки умеют изменять слова по числам, родам, знают глаголы, прилагательные. Это говорит о формировании грамматического строя речи.
Особенности развития речи на дошкольном этапе
Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.
- Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
- Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
- Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
- Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений.
- Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
- В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
- К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
- К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.
Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.
Чему должны научить родители дошкольника?
Существует специальная методика развития речи детей дошкольного возраста. Хорошо, если любящие родители будут следовать ей. Но это ипостась воспитателей детского сада. В домашнем обучении достаточно придерживаться общих задач речевого развития. Родителям надо знать, что методика предусматривает следующее:
- Обогащение словарного запаса: слова родного языка, специальные слова, обозначающие признаки предметов или действий, слова, без которых нельзя обойтись, например, фразеологизмы, иностранные слова.
- Усовершенствование грамматического строя речи: нормы изменения слов, соединение их в предложении.
- Формирование правильного звукопроизношения: система ударений в словах, интонации, артикуляция.
- Построение диалога: умения слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их.
- Обучение монологу: умение слушать устные рассказы, понимать их, затем пересказывать.
- Знакомство с художественной литературой: чтение разных по жанру произведений (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки).
- Обучение пересказу и составлению коротких рассказов.
Эффективные средства развития речи дошколят
Сейчас можно подобрать разнообразные средства для улучшения и исправления речи дошколят. Специалисты отмечают, что самыми эффективными из них являются те, которые учитывают специфику дошкольного возраста (ведущую деятельность ‒ игру, возрастные и психологические особенности: повышенную возбудимость, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональность, непосредственность): языковая и игровая среда.
Создание языковой среды
- Воспитывающие ребенка взрослые должны иметь грамотную речь, владеть обширным словарным запасом, уметь интересно рассказывать. Речь взрослого должна стать образцом для подражания ребенку.
- Организовать полноценное речевое общение с дошкольником, так как оно ‒ важнейшее из всех существующих средств развития речи. Для этого необязательно выделять специальное время, можно использовать все имеющиеся возможности, например, во время приготовления ужина обсуждать с ребенком блюда, сервировку стола, меню на завтра. Каждая мама найдет тему для совместного обсуждения.
- Уже давно классическим средством стала художественная литература. Для чтения нужно выбрать подходящее время, чтобы, не торопясь, прочитать сказку, рассказ, вместе обсудить главных героев, события, определить главную мысль. Если есть иллюстрации, можно сопоставить их с героями и их действиями, спросить мнение дошкольника по поводу того, правильно ли иллюстратор передал характер героев.
- Вместе с малышом прослушать рассказ или сказку в исполнении артистов, обратить внимание на интонации, темп, выразительность чтения текста.
- В качестве действенного средства развития речи можно использовать книги с красочными иллюстрациями, иллюстрированные альбомы по искусству. Рассматривая их вместе с ребенком, взрослый может обогащать словарь дошкольника новыми понятиями, значениями слов, расширять кругозор.
- Необходимо правильно организовать игровой уголок для детворы.
Создание игровой среды
- Выделить место в квартире для игрушек и игр с ними.
- Покупать такие игрушки, которые позволяют организовать разные виды игр. Например, сюжетно-ролевые (дочки-матери, больница, магазин, зоопарк, гараж), настольные (лото, пазлы, конструкторы, «Монополия»).
- Для развития речевых навыков в творчестве приобретаются пластилин, краски, бумага.
- Очень полезны пальчиковые игры, для них в продаже есть пальчиковый театр.
Специальные игры и упражнения
Самым действенным средством для развития речи дошколят являются игры и упражнения. Среди их разнообразия родители всегда могут выбрать те, которые будут им наиболее доступны, просты в исполнении, привлекут малыша. Особое внимание уделяется играм по развитию речи, направленным на совершенствование правильного произношения, развитие артикуляции, обогащение словаря.
Что предлагают педагоги и психологи?
- Классические игры «Отгадай и опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Отгадай, чей голосок» являются хорошим средством для пополнения словаря, построения предложений. В них можно играть и с маленькими детками, и с детьми постарше: надо правильно назвать предмет, дать его характеристику (цвет, форму, назначение).
- Полезно проводить с малышами игры на подражание животным «Кто как кричит», «Кто гуляет на лугу», они помогут в правильном произношении звуков и пополнят словарный запас.
- Со старшими детками можно провести упражнение «Найди словечко» для совершенствования звукопроизношения. Взрослый неторопливо произносит слова, а ребенок находит слово с определенным звуком и хлопает в ладоши. Например, звук д: «Дети гуляют в парке», «Прилетел добрый волшебник».
- Дошколятам также понравится игра «Путаница». В ней все слова перепутаны, их надо правильно произнести: шинама (машина), басока (собака), касум (сумка). Родители могут придумать множество слов-перевертышей, что позабавит детей и поможет в развитии их произношения.
- Большое значение придается играм, направленным на обогащение словаря. С этой целью можно предложить такие игры, как «Придумай словечко»: бы-бы-бы, мы в лесу нашли… (грибы), су-су-су, мы увидели …(лису), ра-ра-ра, мы увидели…(бобра). «Я начинаю, а ты продолжай»: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Зимой холодно, а летом…», «Летом листья зеленые, а осенью…», «Медведь зимой спит, а заяц…».
-
В игре «Чем похожи и не похожи» дошкольнику предлагается составить сравнение и описание двух однотипных предметов: две куклы, , медведя, машины, мячика.
- Для развития грамматического строя можно предложить ребенку поиграть в «Непослушные слова». Взрослый предлагает придумать небольшой рассказ со словами, которые не склоняются: какао, пальто, домино, шимпанзе. Например, «Мы в зоопарке видели шимпанзе. Шимпанзе ловко прыгает по веткам. Мы бананы дали шимпанзе».
- Полезны для обогащения словарного запаса, совершенствования грамматики, развития артикуляции словесные игры с мячом: мяч ребенку летит с определенным словом, а он его возвращает со словом, противоположным по значению. Например, «Съедобное-несъедобное (яблоко едят, а камень ‒ нет)», «Летает-не летает (самолет летает, а корабль ‒ нет)», «Скажи наоборот (добрый-злой, зима-лето, снег-дождь)».
- Для артикуляционной гимнастики используются специальные упражнения, которые укрепляют правильное дыхание во время произнесения фраз. Родителям не стоит выполнять сложные упражнения, которые под силу только специалистам. Достаточно будет простейших заданий. Например, игровое упражнение «Удлини фразу». Взрослый строит предложение и предлагает удлинять его, добавляя новое слово: «Наступило лето. Вот и наступило лето. Вот и наступило теплое лето. Вот и наступило теплое веселое лето». Удлинение фразы продолжается до тех пор, пока ребенку будет хватать дыхания. Важно следить, чтобы вся фраза произносилась на одном выдохе.
- С целью тренировки дыхания и чистоты речи можно подобрать скороговорки, чистоговорки, например, классические:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.
Источник