Дискуссии о художественном развитии ребенка
Фото: Oksana Kuzmina/Rusmediabank.ru
Многогранная, всесторонне развитая личность всегда высоко ценится. Поэтому быть просто образованным мало, надо иметь широкий кругозор, уметь мыслить творчески, легко решать сложные задачи. Родители всегда стремятся к тому, чтобы ребенок вырос образованным и умным.
Ребенка учат языкам, чтению, письму, счету и еще много чему. За эти действия отвечает левое полушарие мозга. Но необходимо развивать и другое полушарие. А для этого надо заниматься с ребенком музыкой, рисованием, танцами, лепкой, и другими видами искусства. Искусство играет важную роль в развитии ребенка.
Появилось искусство в самом начале развития человечества. С его помощью человек выражал и выражает свои чувства, мысли, эмоции. Только человек может так выражать себя, животным это несвойственно. Сегодня искусство воспитывает, призывает к правильным и благородным поступкам, пробуждает в человеке все самое прекрасное. Естественно, искусство расширяет кругозор человека, делает его более развитым.
Как влияет искусство на ребенка?
Ребенок все время творит: рисует, лепит, шьет, играет, поет, делает разные поделки, танцует, клеит, вырезает из бумаги. Продукты его творчества тоже являются искусством. Ведь через них ребенок выражает свои эмоции и чувства, мысли и желания.
Кроме того, искусство:
• развивает правое полушарие;
• развивает интеллект;
• помогает ребенку научиться творчески мыслить;
• расширяет кругозор;
• развивает речь, память, внимание, мышление;
• приобщает к культурной среде;
• формирует нравственность;
• помогает научиться анализировать, наблюдать и интерпретировать;
• помогает решить эмоциональные или психологические проблемы;
• формирует личность.
Искусство учит ребенка смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами другого человека. Учится состраданию и сопереживанию. Искусство учит ребенка видеть красоту и беречь ее. Поэтому человек, с детства приобщенный к искусству, вырастает гармонично развитой, нравственной личностью.
Кроме того, разные виды декоративно-прикладного творчества развивают мелкую моторику. А мелкая моторика помогает развивать память, усидчивость и внимание. Поскольку эти качества важны для обучения, дети, которые занимаются творчеством, будут более успешны в учебе.
То есть, искусство неразрывно связано с интеллектом, мышлением, а также эмоциями и чувствами.
Как приобщать ребенка к искусству?
Прежде всего, поощряйте занятия вашего малыша с самого детства. С раннего возраста включайте ребенку разную музыку, давайте в руки краски и пластилин. Не волнуйтесь, что малыш испачкается, ведь с помощью творческих занятий он развивается. Неважно, что сначала зайчик из пластилина совсем не будет похож на настоящее животное, а солнышко будет кривоватым кружочком. Ведь важен не результат, а сам процесс.
Приобретите необходимые материалы для творчества и храните их отдельно. Если ребенок тянется к определенному занятию, запишите его в кружок. Там он получит больше информации об интересующем его занятии.
Конечно, нужно посещать различные мероприятия, связанные с выставками работ художников или скульпторов, прослушиванием музыкальных произведений. Рассказывайте ребенку подробнее обо всех видах искусства. Изучайте вместе литературу про художников, писателей, композиторов, скульпторов.
Храните все, что делает ваш малыш. Ребенок должен видеть, как бережно относятся к его творчеству. Это формирует уверенность в себе. Не пытайтесь подогнать его творения под общепринятые правила. Не всегда солнце должно быть желтым, а трава – зеленой. Ребенок может воспринимать окружающий его мир не так, как другие люди. Не забывайте, с помощью искусства люди выражают свои эмоции, мысли и чувства, а не просто копируют действительность. Поэтому позвольте ребенку быть творцом.
Организуйте домашний театр – кукольный, пальчиковый или с переодеваниями, театр теней, выставку работ малыша, концерт с участием всех членов семьи. Это очень важно для ребенка и побуждает его создавать все новые произведения искусства. Обсуждайте с ребенком репродукции, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли. Побуждайте его размышлять и рассказывать, что он чувствует.
Если человек не творил в детстве, во взрослом возрасте он испытывает проблемы в общении, ему трудно найти себя и свое место в жизни, создать семью. Именно поэтому приобщать ребенка к искусству необходимо с раннего возраста. Возможно, ребенок и не свяжет свою дальнейшую жизнь с искусством, но в любом случае, его жизнь станет интереснее.
Как видите, искусство необходимо для развития ребенка. Оно формирует гармоничную личность и развивает потенциал, не только творческий, но и интеллектуальный, помогает решить много психологических и эмоциональных проблем.
Источник
Дарья Расторгуева
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Художественно-эстетическая деятельность — это специфическая деятельность для детей, в которой дети могут раскрыть себя, осознать свои возможности, прочувствовать продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нас направляет концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Художественно-эстетическое развитие предполагает разработку положений ценностно-смыслового усвоения и понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного; побуждение сопереживать персонажам художественных произведений; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений о видах искусства; восприятие фольклора, различной художественной литературы, музыки; исполнение различной самостоятельной творческой деятельности детей (художественной, изобразительной, литературной, технической, музыкальной). Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно,если будет:
— Учет индивидуальных особенностей детей;
— Близкие связи с искусством;
— Взаимосвязи творчества и обучения, как факторы формирования; творческой личности;
— Овладение детьми доступных им средств художественной выразительности;
— Объединение разных видов искусства и разнообразных видов творческой деятельности детей;
— Организация художественно-эстетической развивающей среды.
В нашем детском саду задачами обучения во второй младшей группе являются:
• Подготовка к восприятию произведений искусства;
• Подготовка детей к посещению театра;
• Приобщение к декоративной деятельности;
• Способствование развитию вокальных навыков;
• Знакомство с музыкальными жанрами;
• Формирование интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• Знакомство с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• Обучение пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
• Обучение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности.
На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.
Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.
Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.
Каждая задача формируется с учетом возрастных особенностей детей.
Благополучие художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и умением детей свободно применять приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить своеобразные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, воображение и фантазия. Творческий поиск решения в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Источник
Важность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.
Художественное развитие детей через изобразительное искусство
Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.
Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.
Художественное развитие детей через чтение книг
Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.
Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.
Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.
Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.
Художественное развитие детей через прослушивание музыки
Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.
Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя, слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.
Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.
Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.
Художественное развитие детей через просмотр фильмов
Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.
Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.
Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками
Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.
Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.
В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.
В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.
Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.
Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Технология «Образ и мысль». Организация фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет. Методидеское пособие для педагогов ДОУ.
Выполнили: воспитатели Лигай А., Сычева Е. Е.
Санкт-Петербург — 2015
Технология «Образ и мысль». Организация фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет.
«Человек — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». (К. Роджерс)
Введение
В 1993 году началось Сотрудничество международного фонда «Культурная инициатива» (Санкт-Петербургское отделение Фонда Сороса) с создателями американской программы «Стратегии визуального мышления» (Музей современного искусства в Нью-Йорке). Итогом данного сотрудничества стало создание петербургской образовательной программы «Образ и мысль». Методические положения программы «Стратегия визуального мышления» («VTS») наряду с теорией стадий эстетического развития (А.Хаузен, США) легли в основу программы «Образ и мысль». Она разработана командой отдела музейной педагогики Санкт-Петербургского института педагогического мастерства (Л.М.Ванюшкина, Л.Ю.Копылов, М.В.Потапова, Н.В.Иевлева, Г.А.Кулакова); прошла апробацию в течение 8 лет в петербургских школах и детских садах. Программа прзнана соответствующей российским образовательным стандартам, эффективной и технологичной.
В чем уникальность программы «Образ и мысль»?
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Основная часть
Дискуссия — от латинского слова diskussio — рассмотрение, исследование. Дискуссия — наиболее эффективная форма обсуждения произведений искусства. Л.С. Выготский говорил, что участие в дискуссии дает ученику возможность осознать и четче выразить собственную мысль, облечь в слова неясные ощущения и впечатления.
Фасилитация – от английского слова facilitate – облегчать, помогать, способствовать. «Учитель-фасилитатор – учитель,… руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков)». Понятие введено К. Роджерсом. Педагог должен отказаться от миссии «носителя истины» и трансформироваться в фасилитатора, способствующего процессу коллективного принятия решения; организатора комфортной развивающей среды, в которой ребенок с удовольствием включается в увлекательный процесс общения с искусством. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Правило первое. Начинать обсуждение не с информации о произведении, а с его рассматривания. При этом не надо торопить «начинающего зрителя», лучше дать ему возможность спокойно изучить произведение, накопить личные впечатления, сформулировать (более или менее отчетливо) свою версию.
Правило второе. Использовать вопросы стратегии, задавать их в рекомендуемой последовательности и в соответствующих формулировках.
Правило третье. Стимулировать участников дискуссии высказываться, обязательно предоставляя эту возможность всем желающим.
Правило четвертое. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся, каким бы «примитивным» или «странным» оно ни казалось.
Правило пятое. Научиться слушать, слышать и уважительно, без раздражения принимать все ответы, подтвержденные конкретными наблюдениями. Единственное условие принятия версии — ее доказательность.
Правило шестое. Прояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы.
Правило седьмое. Реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что версия отвечающего услышана.
Правило восьмое. Не давать категоричных оценок ответам.
Правило девятое. Не высказывать собственное мнение, пока участники обсуждения сами не предложат это сделать. Если дети выразили желание услышать позицию педагога, это стоит сделать в завершение обсуждения, уточнив, что высказанное мнение — одно из возможных.
Правило десятое. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение. Это стоит делать лишь в том случае, когда обсуждение затухает, и версии начинают повторяться.
Правило одиннадцатое. После нескольких групповых обсуждений, в ходе которых участники дискуссии работали с «копиями», очень полезно предложить использовать накопленный опыт на экспозиции музея.
— Для того чтобы осуществить фасилитированную дискуссию на занятиях необходимо следующее:
— группа участников (7-15 чел.), обладающих равным уровнем компетенции в данной области, но имеющих разный жизненный опыт и личностные особенности;
— ведущий (педагог-фасилитатор), способный создать благоприятную для обмена мнениями обстановку, настрой на активную работу;
— стимул (произведение живописи);
— особый результат (радость от процесса общения, открытия многообразия интерпретаций произведения изобразительного искусства, от активной работы и порождения визуальных образов);
— стратегия ведения обсуждения, включающая систему определенных вопросов, последовательность их введения, а также технику парафраза (от греч. paraphrasis – «перетолкование»), то есть скорректированное и уточненное повторение мысли ребенка по поводу картины и линкинга (обобщающего парафраза).
.Педагогические функции парафраза:
— принимает любое мнение, усиливая тем самым значимость высказывания каждого ребёнка в общей дискуссии;
— конкретизирует, корректирует и уточняет мысль ребёнка, не искажая её («Если я тебя правильно понял, то …»);
— направляет дискуссию, уводя её участников от «зацикливания» на отдельных деталях произведения искусства;
— обобщает несколько точек зрения при интерпретации одного и того же зрительного образа (обобщающий парафраз – «линкинг»);
— способствует вербализации художественного образа (помогает «выводить мысль на поверхность», оформлять её грамотно и красиво, что способствует общему речевому развитию дошкольников);
— задает определённый ритм восприятия.
Отбор произведений живописи.
Он должен соответствовать следующим принципам:
— доступности (доступным на том или ином этапе считается такое произведение, в котором дети могут понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);
— содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего зрительского отношения к произведению);
— охвата широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей разных эпох, природы, интерьеров и др.);
— последовательности (учитываются возрастные особенности детей, уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения);
— сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств).
Для реализации этих принципов рекомендуется использовать работы разных стилей и направлений, относящихся к реализму, романтизму, экспрессионизму, импрессионизму, сюрреализму.
На первом этапе зрительный ряд строится на основе предъявления сюжетных картин, содержание которых доступно пониманию младшего школьника и отличается значительной детализацией.
Сюжет картин должен быть прозрачен и интересен для интерпретации дошкольников с учетом такой особенности восприятия детей 5-7-го возраста, как фрагментарность и конкретность.
На втором этапе постепенно, по мере развития визуальной культуры детей, зрительный ряд расширяется за счет введения новых жанров (пейзажи, портреты, фрагменты египетских фресок и др.). По содержательной и художественно-образной сущности в этот период выделяются психологические портреты: портеры-характеры, портреты-биографии. Пейзажи, отобранные для данного этапа, изображают природу в разное время года, время дня, при разном ее состоянии.
Особенно важно, чтобы дети почувствовали эмоционально-смысловую доминанту каждой картины, в том числе и описательной, не только её содержание, но и нравственную проблематику.
На третьем этапе большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных стран и народов. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает своё отношение к миру. Это отношение вполне адекватно может осознаваться детьми и отражаться в их речевых высказываниях. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.
Главными компонентами фасилитированной дискуссии являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных версий и впечатлений. Педагог не дает информацию о художественном произведении. Очень важно, что дети вынуждены актуализировать собственный субъективный опыт, использовать его для интерпретации и оценки художественного образа. Последовательность вопросов, задаваемых педагогом, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия.
Стратегия вопросов фасилитированной дискуссии.
Обсуждение начинается с вопросов:
«Что вы здесь видите?». Учитель, побуждая детально рассматривать картину, задает другие варианты вопроса: «Что вы видите кроме этого?», «Кто-нибудь может что-нибудь добавить?».
Следующий вопрос: «Что происходит на этой картине?» требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.
В дальнейшем появляются конкретные вопросы, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания:
— «Как вы думаете, кто это?», «Что вы можете сказать об этом человеке?»,
Далее следуют вопросы, побуждающие детей обращать внимание не только на позу, жесты и мимику героев картины, но и на одежду, характер интерьеров, пейзажей, особенности изображенных объектов, оттенки освещения:
— «Где это происходит?», «Когда это могло происходить?».
Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смысловую ткань произведения и задумываться над особенностями поведения людей на картине, эмоционального состояния:
«О чем могли говорить эти люди?». «О чем думает этот человек?». «Что чувствует этот человек?», «С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?», «Что вы чувствуете, глядя на эту картину?».
Высказывая своё мнение, дошкольники часто отвлекаются от того, что изображено на картине и уходят в своих фантазиях от рассматриваемого произведения. При возникновении на занятии такой ситуации, воспитатель задает вопрос:
«Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?» (варианты: «Что позволило тебе так сказать?», «Что даёт тебе право так считать?»). Задавая эти вопросы, он не только возвращает внимание ребенка к картине, но и побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным, не прибегая при этом к принуждению ребенка отвечать на этот вопрос.
Завершают обсуждение обобщающие вопросы:
«Как могла бы называться эта картина?» («Как бы вы назвали эту картину?»). «Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?» «Какими впечатлениями от увиденного на картине вы хотели бы поделиться?»
Самые сложные вопросы, ориентирующие на определение ракурсов изображения, размышления о намерениях автора рекомендованы для подготовленных детей или если дети сами вышли к ним:
«Где находился художник, когда рисовал эту сцену?» «Что могло заинтересовать художника в этом сюжете?» Весь комплекс вопросов обеспечивает организацию коллективной дискуссии, в процессе которой дети могут высказывать все, что они думают, глядя на произведение искусства, аргументировать высказанные версии и реагировать на комментарии друг друга.
Заключение
Какие результаты дает работа по программе?
«Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого. Программа способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению «направленной» («фасилитированной») дискуссии». (https://www.open.websib.ru/om2.php)
По мнению О.Е. Гагиной, фасилитированная дискуссия вырабатывает такие важные умения, как:
— слушать (то есть направлять свое внимание и волю на предмет дискуссии);
— слышать (то есть стараться понять то, о чем говорится; соотнести приводимые доводы с тем, что утверждается);
— принимать чужое мнение (то есть опираться на то положительное, что в нем содержится, и развивать его, обогащая своими мыслями).
Список использованной литературы:
- Гагина О.Е. Театрализация в музейных занятиях с детьми (из опыта работы студии художественного и эстетического воспитания в Культурно-образовательном центре Владимиро-Суздальского музея-заповедника) // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. Сборник научных статей (по материалам I Международного научно — практического форума, 6-9 ноября 2012 г.). – М.: Изд-во ИХО РАО, 2012, с. 187–190
- Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания // Искусство в школе. — 2009. — № 4.
- Интернет-сайт: mbu-imc.ucoz.ru
- Мелик-Пашаев А. Что сделал художник, чтобы мы его поняли? //Искусство в школе. — 2009. — № 4.
- https://www.open.websib.ru/om2.php «Открытие» Сибирскиий центр инновационных педагогических технологий.
Источник