Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка
Неосознанная
тенденция прародителъства «бабушки-соперницы»
состоит в соперничестве с дочерью или
невесткой в том, чтобы быть лучшей, более
успешной «матерью» внуку. В этом случае
бабушка сосредоточена на поиске ошибок
и промахов родителей ребенка, а все
успехи в воспитании приписывает себе.
Внуки улавливают конфликтность
взаимоотношений членов семьи и либо
винят себя за это, либо прагматически
используют противоречия позиций
взрослых.
Оптимальное
поведение бабушек и дедушек состоит в
осознании ими своей собственной особой
роли. Прародители понимают ценность
внуков, появление которых означает
новый этап их жизненного пути, повышение
общественного престижа, удлинение
жизненной перспективы, появление новых
источников удовлетворенности жизнью.
Наряду с оказанием некоторой бытовой
и материальной помощи, бабушки и дедушки
выступают в роли связующего звена между
прошлым и настоящим семьи, передают
традиции и проверенные ценности,
окружают внуков безусловной любовью.
Дисгармоничная
семья
— это семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутствия эмоциональной привязанности,
нарушения коммуникативных процессов
и т. д.
Под
дисгармоничной семьей понимается семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутствия эмоциональной привязанности,
нарушения коммуникативных процессов
и т. д.
Дисгармония
в супружеских отношениях создает
неблагоприятный фон для эмоционального
развития ребенка
и может стать источником возникновения
преневротического патохарактерологического
радикала (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстинкис
В. В., 2000). Любая семья может быть источником
психической травмы как для взрослого,
так и для ребенка. Важнейшей чертой
психотравмирующих переживаний является,
как было показано В. Н. Мясищевым, их
центральное место в структуре личности,
их особая значимость для индивида:
«Достаточно взглянуть на любое глубокое
переживание человека, чтобы убедиться
в том, что в основе переживаний лежат
взаимоотношения человека с различными
сторонами окружающего, что болезненные
переживания являются лишь следствием
нарушенных взаимоотношений» (Мясищев
В. Н., 1995).
Деформация
семейной роли ребенка
В
гармоничной семье дать описание роли
бывает трудно, так как отношения с
ребенком гибки и изменчивы. В дисгармоничных
семьях родительские позиции неадекватны,
ригидноустойчивы, не изменяются, и
детские роли выявляются достаточно
четко. Патологические роли жестко
закреплены, не поддаются изменению, не
отражают реальные потребности в развитии
семьи и ребенка и вытекают из гиперболизации
неадекватной мотивации родителей
(Спиваковская А. С., 2000). Например, ребенок
может выполнять следующие роли:
• «Любимчик»
(по выражению Э. Г. Эйдемиллера и В. В.
Юстицкиса — «расширение сферы родительских
чувств»). Чрезмерная концентрация на
ребенке возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения почему-либо
не удовлетворяют родителей
(несоответствие характеров, эмоциональная
холодность и т. д.) или отсутствуют
(развод, смерть одного из супругов).
Нередко при этом мать или (реже) отец,
сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок
удовлетворил хотя бы отчасти потребности
во взаимной исключительной привязанности,
которые в гармоничной семье удовлетворяются
в психологических отношениях супругов.
Появляется стремление отдать ребенку
(как правило, противоположного пола)
«все чувства», «всю любовь». Нередко
мать от- называется от повторного
замужества, карьеры. В подростковом
возрасте у родителей возникает страх
перед самостоятельностью детей,
желание удержать их. Характерны заявления
матери о том, что ей никто не нужен, кроме
сына, и многочисленные придирки к его
подругам. Обычно родители при этом
не осознают побудительных мотивов
своего поведения (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстицкис В. В., 2000, с. 524).
«Бэби»,
«маленький ребенок» («предпочтение в
ребенке детских качеств»). Даже
повзрослевший воспринимается семьей
только как ребенок, от которого ничего
не зависит. Родители стараются игнорировать
взросление детей, сохранить у них
такие детские качества, как
непосредственность, наивность, игривость.
Одновременно снижается уровень требований
к ребенку и стимулируется развитие
психологического инфантилизма.
Нередко родители открыто признают,
что маленькие дети им нравятся больше,
а с большими уже не так интересно
(там
же).
Такое отношение может быть обусловлено
боязнью родителей переходить на новую
стадию жизненного цикла, семейных
взаимоотношений, неуверенностью в
своих воспитательных возможностях.
«Хулиган»,
«неисправимый», «трудный» и т. и. В основе
этой роли часто лежит «проекция на
подростка собственных нежелательных
качеств». Родитель видит в подростке
черты характера, свойственные самому
себе, но не желает их признавать. Это
могут быть, например, агрессивность,
склонность к лени, неряшливость,
влечение к алкоголю, негативизм,
несдержанность. Ведя борьбу с этими
реальными или мнимыми качествами
подростка, родитель (чаще отец) извлекает
из нее эмоциональную выгоду для себя.
Такие родители много и охотно говорят
о своей непримиримой и постоянной борьбе
с отрицательными чертами и слабостями
подростков, о наказаниях. В то же время
в их высказываниях сквозит неверие
в действенность этой борьбы, так как
ребенок «по натуре» такой
{там же).
«Вундеркинд»,
«надежда семьи». В основе роли лежит
стремление родителей замещающим образом
удовлетворить собственные неудовлетворенные
потребности (например, проблемы с
карьерным ростом, неудачный брак,
ощущение собственной неполноценности
и т. д.) и желание компенсировать это
через идентификацию с ребенком. В этом
случае к ребенку предъявляются чрезмерно
завышенные требования, а отношение
к нему ставится в сильную зависимость
от его успехов в спорте, в искусстве и
т. д. (там
же,
с. 243).
«
Козел отпущения». Ребенок служит
громоотводом для разрядки эмоций
родителей, испытывающих конфликтные,
фрустрирующне переживания в семье или
вне ее. В основе этой роли также лежит
механизм замещения, позволяющий
адресовать негативные эмоции лицу, не
способному дать отпор. Ребенок же очень
часто является самым беззащитным
членом семьи.
«Судья»,
«примиритель». Ребенок не по возрасту
рано включается в устранение возникающих
в семейной жизни проблем, регулирует и
судит супружеские конфликты. Родители
заняты выяснением взаимоотношений и
вовлекают в конфликты ребенка, не
принимая в расчет его переживания.
Например, они могут потребовать от него
решения о том, кто из родителей виноват,
используют как орудие в борьбе друг
против друга или как посредника для
примирения.
Специфические
ролевые отношения могут складываться
в семьях, в которых имеет место значительная
разница в возрасте между родителями
(муж старше жены более, чем на 10 лет)
(Трифонова Е. В., 2001). Отцы в таких семьях
нередко отличаются авторитарно-симбиотическим
стилем воспитания, но с высоким уровнем
принятия ребенка. Это значит, что при
значительной любви, заинтересованности,
стремлении проводить много времени
отцам свойственны авторитарные строгое
отношение и контроль. В данном типе
семей женщина занимает ролевую позицию
«жена-ребенок», что создает предпосылки
для возникновения коалиции матери и ее
ребенка. В результате в семье формируются
партнерские отношения матери с ребенком
при подавлении со стороны мужа-отца.
Нарушения
эмоциональных отношений родителей с
ребенком
Эмоциональные
отношения в семье играют важную
интегрирующую роль, благодаря которой
члены семьи ощущают себя единой общностью
и чувствуют теплоту и поддержку друг
друга. Отношения любви и симпатии
способствуют уменьшению фрустрирующих
переживаний, без которых не обходится
семейная жизнь и воспитание детей.
Нарушение эмоциональных отношений
в семье оказывает негативное влияние
на формирование личности ребенка.
Набор
чувств, которые определяют характер
межличностных отношений в семье,
может быть весьма разнообразен. Выделяют
две основные группы чувств: конъюнктивные
(сближающие и объединяющие чувства),
такие как одобрение, любовь, принятие,
симпатия, и дизъюнктивные (разъединяющие
чувства), такие как пренебрежение,
равнодушие, антипатия, игнорирование,
враждебность, недоверие (Андреева Т.
В., 1998).
А.
С. Спиваковская (2000) приводит
трехчленную модель факторов родительского
отношения,
которая описывает, прежде всего,
эмоциональный компонент установок
взрослых в отношении ребенка. Она
включает следующие шкалы:
симпатия
— антипатия;
уважение
— пренебрежение;
близость
— дальность (межличностная дистанция).
В
результате различного сочетания данных
шкал можно получить восемь различных
типов родительского отношения:
Действенная
любовь
(симпатия, уважение, близость). Родительская
позиция может быть выражена словами
«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив
и буду помогать ему».
Отстраненная
любовь
(симпатия, уважение, большая дистанция).
«Смотрите, какой прекрасный ребенок,
жаль, что у меня нет времени для него».
В этом случае внешнее любование
ребенком сочетается с неумением помочь
ему.
Действенная
жалость
(симпатия, отсутствие уважения, близость).
«Хотя ребенок недостаточно умен и
развит, он мой, и я его люблю».
Снисходительное
отстранение
(симпатия, отсутствие уважения,
большая дистанция). «Нельзя винить моего
ребенка в том, что он недостаточно
развит».
Отвержение
(антипатия, неуважение, большая дистанция).
«Ребенок вызывает неприятные чувства,
и я не желаю иметь с ним дело».
Презрение
(антипатия, неуважение, близость). «Я
мучаюсь, страдаю от того, что мой ребенок
так неразвит, неумен». Нередко родители
водят ребенка от одного специалиста к
другому, высказывая неудовлетворение
его способностями и поведением.
Преследование
(антипатия, уважение, близость). «Мой
ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
Родители пытаются строгостью и
жестким контролем «переломить» ребенка.
Отказ
(антипатия, уважение, большая дистанция).
«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Взрослые отстраняются от участия в
ребенке, признавая за ним силу. Нередко
они взывают к общественности, врачам и
др., чтобы их оградили от ребенка («этого
чудовища»).
Конечно,
перечисленные выше родительские
установки довольно редко встречаются
в чистом виде. К тому же с течением
времени они могут изменяться. Однако
данное различение может быть очень
полезным, позволяя понять, какая установка
родителей на данный момент ведущая.
Обобщая
богатый опыт семейной психотерапии
подростков, Э. Г. Эйдемиллер и В. В.
Юстицкис (2000) выделяют два вида наиболее
часто встречающихся нарушений
эмоционального отношения родителей к
подростку.
Неразвитость
родительских чувств
выражается в нежелании иметь дело с
подростком и поверхностном интересе к
его внутреннему миру. Родители часто
жалуются, насколько утомительны
родительские обязанности, что они
отрывают взрослых от чего-то более
важного и интересного. Причиной
неразвитости родительских чувств могут
быть, в частности, особенности семейного
воспитания (например, то, что сам взрослый
в детстве был отвергнут своими родителями
и не испытал семейного тепла). В частности,
женщины, на которых их собственные
матери обращали в детстве не так
много внимания и не получившие необходимой
поддержки от родителей, склонны применять
карательные меры воспитания (браниться,
шлепать) и срывать гнев на своих детях
(Бэрон Р.,
Ричардсон Д., 1997, с. 94.) Замечено, что у
очень молодых родителей родительские
чувства не слишком сильны, но с течением
времени они, как правило, усиливаются.
Сдвиг
в установках родителя по отношению к
ребенку в зависимости от пола.
Нередко отношение родителя к ребенку
обусловливается не реальными качествами
подростка, а теми, которые родитель
приписывает его полу — «вообще мужчинам»
или «вообще женщинам». Тогда при наличии
предпочтения, например, женских качеств
наблюдается неосознанное неприятие
ребенка мужского пола и наоборот. Это
негативное отношение ощущается детьми
и может вести к нарушениям полоролевой
идентификации, использованию
неадекватных защитных механизмов и
невротическим реакциям.
Нарушение
коммуникативных процессов в семье
В
процессе общения в семье происходит
согласование взаимных потребностей,
восприятие и интерпретация поведения
друг друга, выработка общей позиции и
представлений и т. д. Поэтому особенности
семейного общения оказывают
значительное влияние на формирование
и развитие личности ребенка. Неэффективная
коммуникация, проявляющаяся в
противоречивых высказываниях или
невербальных проявлениях, рассогласовании
вербального и невербального уровней
сообщений, ошибках взаимного восприятия
членами семьи друг друга и собственной
семьи в целом, наличии множества
«закрытых» для обсуждения тем и т. д.,
приводит к формированию у ребенка
коммуникативных и личностных проблем.
Коммуникация
в семье напрямую связана с Я-образом
ребенка, для формирования которого
он должен интегрировать сообщения,
получаемые от каждого родителя в
отдельности и от обоих вместе. Если
установки самих родителей расплывчаты
или противоречат друг другу, информация,
получаемая ребенком, окажется бессвязной,
что ведет к неполному образу Я и заниженной
самооценке. Ребенок не может действовать
в соответствии с одним из указаний, не
ослушавшись при этом другого. Следовательно,
он неизменно вызывает родительское
неудовольствие. Часто родители, которые
явно критикуют ребенка, на скрытом
уровне поддерживают и способствуют
сохранению этих поведенческих проявлений.
Внешне данный феномен может принимать
различные формы: пустые угрозы,
откладываемое наказание, равнодушие к
симптому, демонстрируемому ребенком,
и принятие его, повышенный интерес к
симптому ребенка или значительное
побочное вознаграждение. В результате
сформировавшая в семье с дисфункциональной
коммуникацией личность «не обладает
средствами для точного самовосприятия
и самовыражения, а также для правильной
интерпретации поступающих извне
сообщений предположения, на которых
основываются ее действия, будут ложными,
а ее попытки приспособиться к окружающей
действительности — беспорядочными и
неадекватными» (Сатир В., 2001, с. 154).
Впоследствии усвоенный в родительской
семье неясный и противоречивый стиль
коммуникации воспроизводится человеком
и в созданной им семье.
Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
3.3 Дисгармония семейных отношений и подросток
Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, приводя к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Из подростка, выросшего в семье с нарушениями коммуникативных процессов между ее членами, может сформироваться личность, не обладающая средствами для точного самовосприятия и самовыражения, ложно интерпретирующая поступающие извне сигналы и сообщения — «…предположения, на которых основываются ее действия будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными» [7, стр. 283].
Структура гармоничной семьи должна быть целостной и согласованной. Она должна обеспечивать потребности всех членов семьи и соответствовать их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается и, прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Ребенок может выполнять следующие роли [11]:
· «Любимчик». Когда супружеские отношения по тем или иным причинам не удовлетворяют, появляется чрезмерная концентрация на ребенке. Появляется желание отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь», которые в норме в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их, что тормозит наступление у подростков социальной зрелости.
· «Бэби». Подросток является в семье только маленьким ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать поведение детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость. Это сопровождается снижением требований к ребенку и стимулирует психологический инфантилизм. Такое отношение к детям может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла семейных отношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях. Для подростка это чревато трудностями во взаимоотношениях со сверстниками.
· «Хулиган». Родитель видит в подростке черты своего характера, которые он чувствует, но не хочет признавать в самом себе, например, агрессивность, лень, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или вымышленными качествами подростка, родитель (чаще всего отец) получает от этого эмоциональную выгоду. Такие родители много и часто говорят о непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой. Парадоксально, но это приводит к программированию и закреплению вредных привычек и асоциального поведения подростка.
· «Вундеркинд». В основе этой, навязанной ребенку, роли лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные нереализованные потребности (недостаточная самореализация, неудавшийся брак, несложившаяся карьера и т.д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. В этом случае к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов. Это чревато для подростка нервными срывами, ощущением ненужности и избыточным перфекционизмом.
· «Козел отпущения». Подросток в этом случае служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье и является ребенок. Подросток в этом случае становится неуверенным в себе, испытывает тревогу и чувство вины, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Как правило, находятся подростковые группы вне дома (часто асоциальные или секты), к которым он и присоединяется в поиске эмоциональной поддержки и возможности ощутить себя значимым лицом.
· «Судья». В этом случае подростка не по возрасту рано включают в сложности семейной жизни, заставляют регулировать и судить супружеские конфликты. Родители, выясняя отношения, вовлекают в конфликт ребенка, не принимая в расчет его переживания, используют его как орудие друг против друга или в роли посредника для примирения.
Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной и даже в большей степени все особенности поведения родителей. В дисгармоничных семьях, где родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностическими, формирование подростка всегда носит проблемный характер.
Заключение
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.
Семья для подростка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.
В дисгармоничных семьях, где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм или, напротив, либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствие нормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях, безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственных страданий); протипоправное поведение взрослых, — там подросток вырастает незрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которые мешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.
Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениив противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.
Библиография
1. Владиславский В.В. «Все начинается с детства», Мн, 1989
2. Кон И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989
3. Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979
4. Малкина-Пых И.Г.«Семейная терапия» Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2006
5. Райс Ф.«Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000
6. «Психология подростка», учебник под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана, СПб, «прайм-Еврознак», 2007
7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб, Речь, 2001
8. Торохтий В.С. «Психология социальной работы с семьей», М, 1996
9. Фромм Э., «Душа человека», М, 1998
10.Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008
11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, Питер, 2000
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 38252
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0
… специфические свойства подросткового возраста способны усугубить ситуацию до суицидальной активности. В следующем параграфе попытаемся понять взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности подростков через призму личностной особенности самого подросткового возраста. 2.3 Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью Подростковый возраст начинается …
… выше можно заключить, что как положительное, так и отрицательное влияние семьи на личность превышает влияние всех других факторов. 1.2 Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина «соматопсихический» — к 1822 г. — Якоби, но сами вопросы …
… из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; …
… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …
Источник