Дипломная работа о развитии креативности ребенка

Дипломная работа о развитии креативности ребенка thumbnail

Научно-теоретические основы креативности как категории мышления в условиях обучения. Развитие детей младшего школьного возраста, креативность как категория их мышления. Диагностика креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников.

  • Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников. Использование заданий творческого характера на уроках математики. Развитие креативности школьников путем использования в процессе обучения системы математических заданий.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2013

  • Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии. Методы диагностики креативности школьников. Учет креативности в педагогической деятельности учителя. Анализ результатов диагностики креативности школьников младших классов.

    дипломная работа, добавлен 09.08.2010

  • Формы занятий в физическом воспитании, урочные и неурочные способы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Взгляды на природу креативности, развитие творческих возможностей детей.

    курсовая работа, добавлен 10.06.2010

  • Проблема развития креативности младших школьников, педагогические условия данного процесса и содержание нестандартных приемов. Условия, оказывающие влияние на формирование креативности. Принципы формирования эксперимента и оценка его результатов.

    дипломная работа, добавлен 16.10.2013

  • Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников.

    реферат, добавлен 23.11.2008

  • Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2014

  • Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Сравнение уровня креативности у условно здоровых детей и детей с синдром дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности. Коррекционные занятия на развитие креативности у детей с СДВГ.

    дипломная работа, добавлен 14.11.2010

  • Определение свойств творческого человека: оригинальность, семантическая и адаптивная гибкость. Изучение понятия стереотипности и одаренности. Экспериментальное исследование креативности школьников с помощью методик Дэвиса, Гилфорда, рисования кругов.

    курсовая работа, добавлен 22.02.2010

  • Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.

    курсовая работа, добавлен 08.04.2014

  • Особенности развития мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. Сущность дидактических игр и их роль в развитии младших школьников. Система упражнений, направленных на развитие логического мышления, диагностика уровня его развития.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2011

  • Источник

    среднего профессионального образования

    (среднее специальное учебное заведение)

    «Минусинский педагогический колледж имени »

    0501476, Преподавание в начальных классах

    ПЦК педагогики и психологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Развитие креативности у младших школьников

    Выполнил(а) студент(ка)

    2 курса, 211 группы,

    специальности 050146

    Научный руководитель

    Преподаватель

    Минусинск – 2015

    Введение…………………………………………………………………….3

    1.Содержание понятия «креативность», его соотношение с понятием «творчество»………………………………………………………………..6

    2.Развитие креативности в младшем школьном возрасте………………14

    3.Методы и диагностики развития креативности у младших школьников.…………………………………………………………………21

    Заключение ………………………………………………………………….27

    Список литературы…………………………………………………………..28

    Приложения………………………………………………………………….30

    ВВЕДЕНИЕ

    Научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации таковы, что решение их невозможно без использования творческих возможностей человечества. Этот факт привел многих современных философов, культурологов, психологов к заключению о том, что в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. [21]

    Креативность, в свою очередь, понимается как показатель творческого развития человека.

    Российское образование гибко реагирует на вызовы современности. В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка. [10]

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач которую ставит перед учителем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    Под креативностью, по мнению коллектива авторов С М В, в психологических исследованиях понимается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. [12]

    На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. [15]

    Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает по словам в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. [26]

    Проблема креативности активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными (, , -Томина, , Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно). Выявлены некоторые аспекты креативности, развитие которых дает нестандартно мыслящего человека. Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты остаются мало освещенными.

    Согласно автору понятия, американскому психологу А. Маслоу, креативность— это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [15]

    Чтобы формировать креативность в процессе воспитания и обучения, каждый педагог должен знать особенности процесса развития творчества, уметь диагностировать уровень развития креативности у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы развития креативности у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: «Развитие креативности у младшего школьника».

    Цель исследования: изучение развития креативности у младших школьников.

    Задачи:

    1.  Изучить и проанализировать психолого — педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2.  Уточнить содержание понятия креативность.

    3.  Раскрыть сущность развития креативности в младшем школьном возрасте.

    4.  Изучить методы диагностики и развития креативности у младших школьников.

    Для решения поставленных нами задач использовался метод теоретического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован в работе студентов, педагогов, школьными психологами, родителями, интересующимися проблемами развития креативности в младшем школьном возрасте.

    1.  Содержание понятия «креативность», его соотношение с понятием «творчество»

    Впервые понятие «креативность» было использовано Д. Симпсоном в 1922 году для определения способности человека, отказываться от шаблонных способов мышления. Но активно креативность изучается психологами, начиная со второй половины ХХ века. В настоящее время существует множество разных точек зрения на понятие «креативность». И, в связи с этим, множество определений данного понятия. Все это связано с еще недостаточной изученностью данной проблемы.

    Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. [15]

    Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. [1] Креативный человек всегда более терпим к окружающим. Он готов признать, что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют окружающие.

    Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству. [7]

    Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др. [26] Чаще всего креативность связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика человека. [8] В настоящее время существуют два направления изучения креативности: личностное и когнитивное. [5]

    Креативность в русле когнитивного направления психологии рассматривается как универсальная познавательная творческая способность.

    В личностном подходе креативность изучается с позиции своеобразия личностных особенностей человека

    Дж. Гилфорд, разрабатывая свою теорию о креативности как творческой способности, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

    По мнению суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.

    также определяет крeативность как ситуaтивно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности характерен всем новаторам независимо от вида деятельности. [4]

    Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:
    — Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
    — Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

    — Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
    — Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
    Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
    — способность к обнаружению и постановке проблем;

    — способность к генерированию большого числа идей;

    — гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

    — оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
    — способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    — способность решать проблемы, т. е. способности к синтезу и анализу. [8]

    По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

    — способность идти на разумный риск;

    — готовность преодолевать препятствия;

    — толерантность к неопределенности;

    — готовность противостоять мнению окружающих.

    выделяет четыре параметра, характеризующих креативность:

    — легкость — быстрота выполнения текстовых заданий;

    — гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

    — оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

    — точность выполнения заданий.

    В зарубежной психологии с термином «креативность» связывают творческое мышление. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, ) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

    В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
    характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

    С точки зрения , творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По , творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

    Однако следует отметить, что существуют разграничения между понятиями творчество и креативность. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. [25]

    и (2006) пишут, что «понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе – как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационно-потребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не все — гда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий. [3]

    Понятие «креативность» более ориентировано на личность, в отличие от понятия «творчество», ориентированного более на деятельность и ее результат. Поэтому ставить знак равенства между этими двумя понятиями не совсем верно

    Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа

    Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. (, , и другие), а его исследования связываются с закономерностями мышления (, , )

    считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, важнейшим критерием личности является творчество, так как в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

    Понятие «творчество» предполагает результат специфическим образом организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности.

    понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.».

    Таким образом, теория творчества позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.

    Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.

    Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.

    Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска.

    Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

    креативность,

    творческий потенциал,

    интеллектуальная активность (),

    надситуативная активность (). [2]

    Творческий потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».

    Дипломная работа о развитии креативности ребенка

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

    1 2 3 4 5

    Источник