Дипломная работа музыкальное развитие ребенка
Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста. Разучивание и исполнение песен и попевок у дошкольников. Методические рекомендации по формированию музыкальных знаний на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определение музыкально-дидактических игр. Изучение музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических игр.
курсовая работа, добавлен 28.04.2013
Содержание и сущность понятия «музыкально–ритмические способности». Особенности развития у детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду: теоретические принципы и практика.
курсовая работа, добавлен 11.02.2017
Влияние музыки на развитии личности дошкольника. Понятие музыкального ритма, признаки мелодического слуха. Музыкальные способности Б. Теплова: ладовое чувство, способность к слуховому представлению. Методы развития музыкальных способностей дошкольников.
дипломная работа, добавлен 28.05.2012
Использование народной инструментальной культуры как средства развития музыкальных способностей дошкольников. Особенности развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей.
аттестационная работа, добавлен 08.05.2010
Структура музыкальных способностей, их характеристика. Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей дошкольного возраста. Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей.
дипломная работа, добавлен 19.11.2015
Определение термина «нравственность». Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с задержкой психического развития. Работа по формированию социально-нравственного эталона поведения детей на музыкальных занятиях.
дипломная работа, добавлен 13.10.2017
Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема. Основные возможности музыкально-компьютерных технологий как средства развития музыкальных способностей детей в различных образовательных учреждениях. Анализ программы MS Power Point.
курсовая работа, добавлен 08.01.2014
Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр. Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОНР. Характеристика детей с ОНР. Игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.
курсовая работа, добавлен 27.10.2010
Формирование творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с точки зрения психолого-педагогического исследования. Музыкально-театрализованная деятельность как совокупность творческих способностей дошкольников.
дипломная работа, добавлен 28.06.2015
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки. Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности. Методы развития у старших дошкольников чувства ритма на занятиях.
курсовая работа, добавлен 03.04.2011
Источник
Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на развитие ребенка: экскурс в историю. Раннее развитие музыкальных способностей детей до года. Становление ценностных семейных отношений между родителями. Практические занятия с ребенком до года.
Характеристика раннего возраста, режим дня детей первого года жизни. Организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении. Особенности организации игр и занятий. Конспекты занятий для детей первого года жизни. Развитие мышления младенцев.
реферат, добавлен 11.05.2014
Способности и их классификация. Выявление структуры сенсорных музыкальных способностей – принцип гармоничного музыкального развития ребенка. Педагогические условия развития полифонических музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
дипломная работа, добавлен 14.11.2010
Музыкальное развитие ребенка. Формирование ритмичного слуха: повторение прибауток, потешек, скороговорок; звучание бытовых предметов, умение отличать тембровые оттенки. Использование способностей издавать различные звуки для совместного музицирования.
реферат, добавлен 02.12.2010
Благоприятные предпосылки для развития творческой личности ребёнка. Знания детей о танцевальных жанрах. Знания детей о чуткости, отзывчивости по отношению к товарищу, о честности, скромности, доброте. Влияние на развитие музыкальных способностей ребенка.
творческая работа, добавлен 08.05.2009
Особенности развития музыкальных способностей детей шести-семи лет. Использование приема инсценирования песни для музыкального воспитания детей этого возраста. Система занятий, способствующих эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.
курсовая работа, добавлен 27.04.2011
Психологический аспект понятия «способности». Музыкальные способности и их классификации. Музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей в детском музыкальном театре. Представления о ладе и его разновидностях.
дипломная работа, добавлен 04.01.2011
Понятие и процесс развития способностей у ребенка, факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Исследование содержания и направлений музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста, оценка и значение их влияния на развития способностей.
курсовая работа, добавлен 01.12.2014
Физиологическая основа формирования двигательных навыков. Развитие ребенка первого года жизни. Преддошкольный (период раннего детства) от одного года до трех лет. Гимнастика и массаж от нуля до трех лет. Рекомендуемые игры с рождения до трех лет.
реферат, добавлен 20.05.2009
Стремительное психическое и физическое развитие ребенка. Основные достижения раннего детства, которые определяют развитие психики: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. Появление устойчивых качеств личности в первые три года жизни.
контрольная работа, добавлен 26.05.2009
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Развитие музыкальных способностей с использованием дидактических игр и пособий.
дипломная работа, добавлен 16.03.2012
Источник
Дипломная работа
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
по специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий
2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников
.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ
.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение №1
Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 — 6 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:
1.определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
2.выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
.разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
.предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:
1.Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.
.На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).
Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность — воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Музыкальное искусство — один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка — мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.(8)
Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.(14)
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.
Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой — зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.(45)
Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.(34)
Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отве
Источник
Дипломная работа на тему
«Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1).
Введение.
Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, немало сложностей вызывает недостаток материальной базы, отсутствие в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество демонстрационного материала приходится выполнять самостоятельно. При изготовлении наглядных пособий педагогу необходимо проявить творчество и мастерство, так как музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. Я считаю, одним из важных достоинств музыкально-дидактических игр, является то, что дети получают возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
Во-вторых, музыкально-дидактические игры занимают много времени на музыкальных занятиях и досугах. Поэтому многие музыкальные руководители не всегда включают их в свою работу. О важности музыкально-сенсорных пособий говорила ещё Н.А.Ветлугина, но в широкую практику они начали активно внедрятся только недавно.
В первой главе своей работы я рассказываю про музыкально-дидактические игры, их виды и классификацию. А вторую главу я посвятила практическому применению музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе участия детей в музыкально-дидактических играх развиваются музыкальные способности, в частности музыкально-сенсорные. Поэтому третью главу я посвятила освещению этого вопроса.
Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к миру прекрасного, обогащает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок открывает в себе новые возможности, получает удовольствие от самого процесса. Появляется радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями.
Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.
Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи исследования:
- Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.
- Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.
- Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.
В ходе исследования применялись следующие методы:
а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.
б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.
1 глава.
Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение, характеристика).
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».
Э.Жак-Далькроз.
Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.
В «Программе музыкального воспитания»[1] отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников»[2] – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
«Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»[3]. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.
Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом. Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях[4].
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.
Существуют разные классификации музыкально-дидактических игр. Например, Ветлугина Н.А., чья работа по классификации игр была упомянута в начале главы, в книге «Музыкальное развитие ребёнка» разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. А Комисарова Л.Н. в книге «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии» выделяет три группы музыкально-дидактических пособий: на различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.[5]
Как отмечает Зимина А.Н., в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.
За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. По моему опыту работы вопрос о наградах не такой простой. Ребёнка лучше наградить конфетой, шоколадной медалькой, но предпочтительней фрукты (долька апельсина или половина яблока), чтобы не испортить аппетит перед обедом, но необходимо обговорить этот вопрос с медицинским персоналом. Также детям будут интересны картонные медальки с эмблемой или иной картинкой, соответствующей содержанию игры, которую можно повесить на шею. На абстрагированные фишки дети реагируют хуже.
Но вернёмся к Зиминой, второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.[6]
А вот Н.И.Льговская классифицирует музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.
Автор предлагает в пособии «Организация и содержание музыкально-игровых досугов»[7] классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.
Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.
В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.
Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.
Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
[1] Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.,2008 – С.41.
[2] См.: Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000 – С.50.
[3] Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968 – С.230.
[4] Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982 – С.76.
[5] См.: Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. – М., 2000 – С.169.
[7] Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007 – С.10.
Источник