Дипломная работа музыкальное развитие ребенка

Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста. Разучивание и исполнение песен и попевок у дошкольников. Методические рекомендации по формированию музыкальных знаний на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

  • Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определение музыкально-дидактических игр. Изучение музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических игр.

    курсовая работа, добавлен 28.04.2013

  • Содержание и сущность понятия «музыкально–ритмические способности». Особенности развития у детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду: теоретические принципы и практика.

    курсовая работа, добавлен 11.02.2017

  • Влияние музыки на развитии личности дошкольника. Понятие музыкального ритма, признаки мелодического слуха. Музыкальные способности Б. Теплова: ладовое чувство, способность к слуховому представлению. Методы развития музыкальных способностей дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 28.05.2012

  • Использование народной инструментальной культуры как средства развития музыкальных способностей дошкольников. Особенности развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей.

    аттестационная работа, добавлен 08.05.2010

  • Структура музыкальных способностей, их характеристика. Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей дошкольного возраста. Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей.

    дипломная работа, добавлен 19.11.2015

  • Определение термина «нравственность». Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с задержкой психического развития. Работа по формированию социально-нравственного эталона поведения детей на музыкальных занятиях.

    дипломная работа, добавлен 13.10.2017

  • Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема. Основные возможности музыкально-компьютерных технологий как средства развития музыкальных способностей детей в различных образовательных учреждениях. Анализ программы MS Power Point.

    курсовая работа, добавлен 08.01.2014

  • Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр. Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОНР. Характеристика детей с ОНР. Игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

    курсовая работа, добавлен 27.10.2010

  • Формирование творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с точки зрения психолого-педагогического исследования. Музыкально-театрализованная деятельность как совокупность творческих способностей дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2015

  • Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки. Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности. Методы развития у старших дошкольников чувства ритма на занятиях.

    курсовая работа, добавлен 03.04.2011

  • Источник

    Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на развитие ребенка: экскурс в историю. Раннее развитие музыкальных способностей детей до года. Становление ценностных семейных отношений между родителями. Практические занятия с ребенком до года.

  • Характеристика раннего возраста, режим дня детей первого года жизни. Организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении. Особенности организации игр и занятий. Конспекты занятий для детей первого года жизни. Развитие мышления младенцев.

    реферат, добавлен 11.05.2014

  • Способности и их классификация. Выявление структуры сенсорных музыкальных способностей – принцип гармоничного музыкального развития ребенка. Педагогические условия развития полифонических музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа, добавлен 14.11.2010

  • Музыкальное развитие ребенка. Формирование ритмичного слуха: повторение прибауток, потешек, скороговорок; звучание бытовых предметов, умение отличать тембровые оттенки. Использование способностей издавать различные звуки для совместного музицирования.

    реферат, добавлен 02.12.2010

  • Благоприятные предпосылки для развития творческой личности ребёнка. Знания детей о танцевальных жанрах. Знания детей о чуткости, отзывчивости по отношению к товарищу, о честности, скромности, доброте. Влияние на развитие музыкальных способностей ребенка.

    творческая работа, добавлен 08.05.2009

  • Особенности развития музыкальных способностей детей шести-семи лет. Использование приема инсценирования песни для музыкального воспитания детей этого возраста. Система занятий, способствующих эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.

    курсовая работа, добавлен 27.04.2011

  • Психологический аспект понятия «способности». Музыкальные способности и их классификации. Музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей в детском музыкальном театре. Представления о ладе и его разновидностях.

    дипломная работа, добавлен 04.01.2011

  • Понятие и процесс развития способностей у ребенка, факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Исследование содержания и направлений музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста, оценка и значение их влияния на развития способностей.

    курсовая работа, добавлен 01.12.2014

  • Физиологическая основа формирования двигательных навыков. Развитие ребенка первого года жизни. Преддошкольный (период раннего детства) от одного года до трех лет. Гимнастика и массаж от нуля до трех лет. Рекомендуемые игры с рождения до трех лет.

    реферат, добавлен 20.05.2009

  • Стремительное психическое и физическое развитие ребенка. Основные достижения раннего детства, которые определяют развитие психики: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. Появление устойчивых качеств личности в первые три года жизни.

    контрольная работа, добавлен 26.05.2009

  • Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Развитие музыкальных способностей с использованием дидактических игр и пособий.

    дипломная работа, добавлен 16.03.2012

  • Источник

    Дипломная работа

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    по специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    .1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

    1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

    Выводы по первой главе

    Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

    2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников

    .2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ

    .3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников

    Выводы по второй главе

    Заключение

    Приложение №1

    Введение

    Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

    Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

    Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

    Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 — 6 лет.

    Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

    1.определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

    2.выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

    .разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

    .предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

    1.Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

    2.Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

    .На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

    Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.

    Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    .1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

    Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность — воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

    Музыкальное искусство — один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка — мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.(8)

    Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

    Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

    Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.(14)

    Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.

    Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой — зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.(45)

    Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака.

    Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.(34)

    Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

    Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отве

    Источник

    Дипломная работа на тему

    «Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1).

    Введение.

    Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, немало сложностей вызывает недостаток материальной базы, отсутствие в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество демонстрационного материала приходится выполнять самостоятельно. При изготовлении наглядных пособий педагогу необходимо проявить творчество и мастерство, так как музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. Я считаю, одним из важных достоинств музыкально-дидактических игр, является то, что дети получают возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.

    Во-вторых, музыкально-дидактические игры занимают много времени на музыкальных занятиях и досугах. Поэтому многие музыкальные руководители не всегда включают их в свою работу. О важности музыкально-сенсорных пособий говорила ещё Н.А.Ветлугина, но в широкую практику они начали активно внедрятся только недавно.

    В первой главе своей работы я рассказываю про музыкально-дидактические игры, их виды и классификацию. А вторую главу я посвятила практическому применению музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе участия детей в музыкально-дидактических играх развиваются музыкальные способности, в частности музыкально-сенсорные. Поэтому третью главу я посвятила освещению этого вопроса.

    Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к миру прекрасного, обогащает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок открывает в себе новые возможности, получает удовольствие от самого процесса. Появляется  радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями.

    Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.

    Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи исследования:

    1. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.
    1. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.  
    1. Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.
    1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.

    В ходе исследования применялись следующие методы:

    а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.

    б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.                                                                                                                                  

    1 глава.

    Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    1.1 Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение, характеристика).

     «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».

    Э.Жак-Далькроз.

    Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.

    В «Программе музыкального воспитания»[1] отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

    А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников»[2]  – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

     «Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»[3]. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.

    Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом. Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях[4].

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

    Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

    Существуют разные классификации музыкально-дидактических игр. Например, Ветлугина Н.А., чья работа по классификации игр была упомянута в начале главы, в книге «Музыкальное развитие ребёнка» разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. А Комисарова Л.Н. в книге «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии» выделяет три группы музыкально-дидактических пособий: на различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

    Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

    Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:

    1.  Спокойное музицирование.

    2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

    3. Игры, построенные по типу хороводных.[5]

    Как отмечает Зимина А.Н., в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

    Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.

    За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. По моему опыту работы вопрос о наградах не такой простой. Ребёнка лучше наградить конфетой, шоколадной медалькой, но предпочтительней фрукты (долька апельсина или половина яблока), чтобы не испортить аппетит перед обедом, но необходимо обговорить этот вопрос с медицинским персоналом. Также детям будут интересны картонные медальки с эмблемой или иной картинкой, соответствующей содержанию игры, которую можно повесить на шею. На абстрагированные фишки дети реагируют хуже.

    Но вернёмся к Зиминой, второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

    В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.[6]

    А вот Н.И.Льговская классифицирует музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.

    Автор предлагает в пособии «Организация и содержание музыкально-игровых досугов»[7] классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.

    Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

    В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

    Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.

    Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

    [1] Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.,2008 – С.41.

    [2] См.:  Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000 – С.50.

    [3]  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968 – С.230.

    [4] Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982 – С.76.

    [5] См.: Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.  –  М., 2000 – С.169.

    [7] Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007 – С.10.

    Источник