Диплом развитие речи у ребенка
Краткое описание документа:
Оглавление
T
Введение
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский В.Г.Белинский и др.). В их работах рассматривались и вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи.
В статьях В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся Н.Ф.Титова ставит и решает вопросы по воспитанию словесно- логического мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.
Цель исследования- изучение особенностей и возможностей развития и коррекции нарушений речи у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить научную и методическую литературу по проблеме речевого развития младших школьников.
2.Описать особенности устной и письменной речи младших школьников.
3.Провести наблюдение и оценить его эффективность.
4.Установить уровень развития речи у младших школьников.
5. Количественно и качественно обработать результаты исследования.
Объект исследования — речевая деятельность, младших
школьников.
Предмет- особенности педагогического руководства нормальной и
отклоняющейся речевой деятельностью у младших школьников.
Рабочая гипотеза- успех педагогического руководства развитием речи учащихся во многом складывается из активного влияния на словарный запас.
Глава 1. Проблема развития речи школьника в теории и практике педагогике и психологии
Понятие развития речи
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической
деятельности считается тот миг, когда ребенок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии ».
В. Сухомлинский.
Существует множества понятий речи, во- первых
1. Речь – это язык в действии. С.В. Рубинштейн.
2. Речь является основным средством человеческого общения. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. И.В. Карлин.
3. Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Н. И. Жинкин.
4. Речь , является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. В.Г. Петрова.
5. Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. И.А. Бодуэн.
Экспрессивная(воспроизводимая) речь — это высказывание спомощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов : замысел – внутренняя речь — внешнее высказывание.
Импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов : восприятие речевого сообщения – выделение информационных моментов – формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщении.
6. Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С.Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая воснове накопления его культурного опыта».
А так же Речь является средством общения людей и формой человеческого пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь — «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его и физическое и психическое развитие.
Речь имеет три функции:
-сигнификативную (обозначения);
-обобщения;
-коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции в детском возрасте :
1. 1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.
2. 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.
3. 6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.
«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности» Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом,
специально грамматикойи орфографией. Опираясь на исследования
многих психологов А. Ф. Обухова пишет:
«Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова:
слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание…
К концу начального обучения дети могут свободно менять время
излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».
Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Литовские психологи: Г. Буткене , А. Кепалайте обращают внимание на изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой – при общений со взрослым родственником, и третий – при общений с со своими друзьями, сверстниками».
Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и все сторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции.
1.1. Особенности устной и письменной речи младшего школьника
Устная речь
Устная речь — это любая звучащая речь, а так же
Устная речь – сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
Устная речь может быть диалогической и монологической.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит
одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам.
Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты . Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
Нарушения письменной речи:
Письма:
— неправильная перешифровка фонемы в графему;
— недописки;
— пропуски и смешение букв в слове;
— несогласование и перестановки слов в предложении;
— выходы за строчку и др.
Чтения:
— замена и смешение звуков;
— побуквенное чтение;
— искажение звуко – слоговой структуры слова;
— нарушение понимания прочитанного.
Важным показателем готовности детей к обучению грамоте является ориентировка их в речевой деятельности (Р.Д.Тригер). На основе совершенствования сенсорного языкового опыта ребенок должен овладеть элементарными навыками звукового анализа, он должен уметь последовательно вычленять звуки из слов, устанавливать их последовательность и место в слове.
Важное значение также имеют:
1.оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;
2.развитие функции активного внимания и памяти.
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению очень важна. Существуют различные подходы к проведению этой диагностики. В последние годы в Институте коррекционной педагогики разработан психодиагностический комплекс, включающий три методики:
1.Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом.
2.Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равека в модификации Т.В.Розановой.
3.Методика диагностики словесно-логического мышления, разработанная Э.Ф.Замбациявичене по принципу, использованному Р.Амтхауэром и модифицированная Л.И.Переслени и Е.М.Мастюковой, прошедшая экспериментальную проверку (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989, 1990).
Эта методика предназначена для диагностики прогностической деятельности, которая сама по себе является важным нейропсихологическим показателем готовности ребенка к обучению, с учетом особенностей развития внимания, памяти и мышления.
Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые в своих произведениях имитировали детскую речь. Это Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; Л.Н. Толстой «Детство» и особенно рассказы в его «Азбуке», например «Филиппок»; К.Д. Ушинский в рассказах, написанных им для «Родного слова»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»; В.Ф. Одоевский; А.П. Чехов, М. Горький и др. Эти авторы дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мировоззрения, миропонимания, характера, темперамента, становления личности, воспитания души, духовного мира ребенка.
1.2. Понятие речевого нарушения
Задачи развития речи:
1. развитие словаря;
2. формирование грамматической стороны речи;
3. воспитание звуковой культуры речи;
4. формирование разговорной (диагностической)речи: умения детей слушать понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать вопросы и спрашивать.
5. обучение рассказыванию (монологической речи);
6. ознакомление с художественной литературой;
7. подготовка детей к обучению грамоте.
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы. Обычно выделяют группы со следующими нарушениями:
1. фонетико – фонематические нарушения;
2. общее недоразвитие речи;
3. недостатки мелодико — интонационной и темпо – ритмической стороны речи.
Для решения задач констатирующего эксперимента в области оценки качественного и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников мы использовали диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря». Мы считаем, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей.
В основу методики диагностирования речевого развития детей мы заложили принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению.
Для обследования понимания номинативной стороны речи детям было предложено 6 групп заданий.(Приложение 1.)
Источник
Оксана Колесниченко
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)
Форма Ф. 4-40.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Истринский профессиональный колледж
Московской области
Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки
Дипломная работа
Выполнила студентка
2 курса 22-П группы
Колесниченко О. А.
Специальность: Дошкольное образование
Заочная форма обучения.
Руководитель: Карасева В. П.
Дата защиты: 09.06.15.
Оценка:
Истра, 2015.
Оглавление
Введение…3
Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших…. 8 дошкольников по средствам сказки.
1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста….8
1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста….11
1.3. Методы и формы работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста…. …14
Глава II. Из опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников…22
2.1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников…. …22
2.2. Мониторинг развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…. …32
Заключение…. ….42
Список литературы…45
Приложение…48
Введение
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку – развитие связной речи.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка
В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое внимание. Работа состоит из решения ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
У ребенка дошкольного возраста (6-7 лет) речь может быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.Возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Но не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.
Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР.
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф. А.Сохин выделил три основных направления:
1) структурное (формирование структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);
2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения);
3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.
В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
В исследованиях второго направления авторы (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виноградова) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Исследования третьего направления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Поэтому одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования: «Русская народная сказка, как средство развития связной речи у старших дошкольников».
Цель изучения: выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи изучения:
— проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
— разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.
Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников по средствам сказки.
1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.
Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т. к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада, которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.
Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.
Определение, данное Никифоровым,гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.
Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.
Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.
Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.
Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка – складка, песня — быль». [26; 28] .
Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного,реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.
Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [33] .
В. Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь». [26] .
Для того чтобы понять, что такое сказка, приведем несколько определений сказки, взятых из разных источников И. В. Вачковым. [6]: «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994) .
«Повествовательное, обычно народно — поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986) .
«Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».(Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV) .
«Один из основных жанров устного народно — поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988) .
«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С. К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М., 1996) .
И это далеко не полный перечень определений сказки Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. [3].
В нашей стране изучением сказки занимался В. Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок,он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание. [26].
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку,когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками. [6].
1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Каждый ребенок может научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связнаяречь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. д.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.
Источник