Динамика в речевом развитии ребенка
Степаненкова Ирина
Динамика речевого развития
Этапы в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить,что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес— лепет (агу-угу. тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков
С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одни тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т. п.
Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний. накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем — примитивными фразами без согласования («Мама, пить»). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Параллельно с развитием словаря идет в развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это везет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение (Я была в магазин, брала игрушки).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок. рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Средний дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими. Главным образом через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте общение детей становится более регулятивным и продолжительным.
Новый значительный шаг развития общения в условиях взаимоотношения происходит в связи с поступлением ребенка в школу.Он определяется: во-первых, тем, что существенно расширятся круг общения, вовлекаются много новых людей. Во-вторых, в связи с изменениями внешних и внутренних позиций младшего школьника, расширяется тематика его общения с людьми.
В круг общения включаются вопросы, относимые с учебой и трудовой деятельностью. Параллельно круг общения ребенка быстро растет, появляются постоянные привязанности.
Источник
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Динамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год
Фамилия,
имя
Произношение
Фонематический слух и навыки звукового анализа
Лексико-грамматический строй речи
Результат
Андрей
Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов.
Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Андрей
Звук [р] не произносит. Только мягкий
Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Дима
Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией.
Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Алексей
Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Настя
Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов.
Начал узнавать звук на фоне ряда звуков.
Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Надя
Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л’], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Вадим
Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе.
При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья.
Юра
Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода.
Максим
Не автоматизированы звуки [л’], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т’]. Звук [р] не ставится
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Михаил
Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями.
Егор
Под контролем, отражённо произносит слова чётко.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове.
Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Дима
Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л’]. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Чуприна
Кирилл
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л’]. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов.
Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук.
Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок.
Дима
Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка.
Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов.
Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов.
Егор
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы.
В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой.
Лера
Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков.
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа.
В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования
При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл.
Источник