Динамика развития внимания у ребенка в дошкольном возрасте

Динамика развития внимания у ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Родители должны направить этот интерес в нужное русло для
правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть
увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен
удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно
научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием
поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него
как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и
запоминать.

Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также
нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать
ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от
простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы
закрепить результат.   

Виды внимания

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит
некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на
которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с
младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут
погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого
достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная
реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно
сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем
вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру,
отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество.
Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное
внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.

Произвольное внимание

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен
сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением
быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность
появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс
лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить
деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно,
постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не
только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять
внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой
информации. Но на это потребуется время.     

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Нормы концентрации внимания у дошкольников

Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно
концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется
непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника
«вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут
себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг
требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок
учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем
успешнее он овладевает искусством быть внимательным.

У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим
образом:

  • У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
  • У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
  • Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
  • Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.       

Способы оценки внимания у ребенка

Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к
перераспределению.

В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки
внимания.

1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет

В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от
нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии,
которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В
этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое
обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок –
крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое
задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и
возможность переключать внимание.

2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает
определить кратковременную память малыша.

3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество
разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые
изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть
какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На
задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для
вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов
всего, t
– время, потраченное на тест, n
– совершенные ошибки.

По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по
которому видна устойчивость внимания.

Если:

  • Продуктивность
    выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
  • В
    районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
  • В
    промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
  • В
    районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
  • Между
    0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость
    внимания.        

Упражнения и игры на развитие внимания

Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно
сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе
игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.

Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у
каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических
особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно
подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные
занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами,
которые дети будут различать по цвету, форме, величине.

Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее:
выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших
группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные
развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с
интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным
предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В
коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые
помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и
грамотному распределению внимания.     

Развитие наблюдательности

Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за
столом, подвижные игры.

Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках.
Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали,
разные цвета или формы.

Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки.
Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на
иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть
за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик,
мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить
эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а
потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов.
Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается,
на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой
именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.

Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как
я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его.
Можно сопровождать упражнение музыкой.         

Развитие произвольного внимания

Для развития произвольного внимания можно использовать собирание
пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет
из любимого мультфильма, сказки.

Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям
предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько
секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют
эти предметы вслух.

Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают
предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают.
Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на
«витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить,
выкладывая по одному спрятанные предметы.

Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО

Развитие слухового внимания

«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры
для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять
движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом
– несколько движений, потом – целую комбинацию.

Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут
использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который
прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают
вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке
музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а
когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч,
положенный на пол.

Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными
инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.

Развитие зрительного внимания

Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз,
еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно
развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в
школе.

Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку
предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы
предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно
нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И
предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего
страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что
позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного
разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание
и память.

Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только
предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.

Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец,
по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись.
С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.

Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть
предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее)
одинаковые.

Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«

Методики развития внимательности

Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15
минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в
процесс.

Существует множество методик, основанных на играх.

Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним
занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя
рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть
разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а
взрослый на них будет отвечать.

Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку
выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.

Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного
цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного
цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на
чертеже.

Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность.
Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к
персонажу на этой же картинке.

Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО

Нарушения внимания и их причины

Психологи называют несколько видов нарушения внимания:

  1. Низкая
    концентрация, распыленность.
  2. Низкая
    переключаемость, рассеянность.
  3. Низкая
    форма устойчивости.
  4. Низкая
    распределяемость.
  5. Произвольное
    внимание с задержкой.

Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.

1. Врожденная патология

Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может
концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.

2. Нарушения речи

Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это
становится причиной слабого внимания.

3. Нарушение интеллект

Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них
фокусировать внимание.

4. Ошибки педагогики

В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в
процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на
самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может
сконцентрировать внимание.

5. Эмоциональное воздействие

Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в
обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха
совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует
неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.

Читайте также:

  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста
  • Развивающие методики для детей

Что влияет на развитие внимательности у ребенка

Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно
ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном
возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно
сыграть на этих исследовательских струнах.

На развитие внимательности окажут воздействие:

  1. Постоянные интересные упражнения и игры.
  2. Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
  3. Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть дружелюбной и спокойной.
  4. Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
  5. Самостоятельность детей. Нужно научить ребенка выполнять определенные дела: самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после того как он порисовал, поиграл. Самостоятельно умываться, одеваться. Эти навыки способствуют развитию внимательности.
  6. Знание ребенком режима дня, это поможет дисциплинировать его и сделать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день. 

Читайте также:

  • ПДД для детей дошкольного возраста
  • ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие внимания

Книги на развитие внимания у детей: скачать бесплатно

Читайте также: Как подготовить ребенка к школе

Отзывы

Валерия, Краснодар:

– Очень важно уделять развитию внимания ребенка как можно больше времени. На своем примере убедилась. Пестовала сына, лишила совсем самостоятельности, а когда пошел в школу, поняла свои ошибки. Мальчик абсолютно не умеет слушать, запоминать. Учительница сказала, что он «маменькин сынок», даже сам одеваться не может. Даже в дневник не может записать домашнее задание! Он не слышит, что говорит учительница! Нет внимания!

Ольга, Володарск:

– Хорошие методики помогут развить внимание. Мне нравится «чудесный горшочек». Это горшок, который наполняют всякой всячиной. Дети суют руку, и наощупь узнают, что так лежит. Моим ребятам очень нравится.

Владимир, Гай-Кодзор:

– Даже не знал, что ребенок может быть поглощен каким-то делом всего 15-20 минут! Вижу, что допускал ошибку в воспитании дочки. Надо исправляться. Познавательная статья.

Читайте также: Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Эти несложные правила помогут развить внимательность ребенка, что станет ступенькой к его успешности в школе. Важно помнить, что формирование внимательности дошкольника должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома. Терпеливое, приветливое отношение к ребенку, тщательное закрепление полученных навыков даст хороший результат.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова    

Источник

ЕЛЕНА АЛФЁРОВА
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое.

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание».

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию.

Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста,можно сделать выводы:

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

— значительно возрастает его концентрация, объем;

внимание неустойчиво;

— слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

1) с развитием речи;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) с становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют

для них интеллектуальное значение.

Проведенное экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей, характеризующих внимание детей данного возраста.

Анализ полученных результатов,позволил сделать выводы:

1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5. Конгнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников мальчиков.

Таким образом, выбранные нами методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что в этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание.

Источник